RSS Контакты
Азербайджанская Республика

Баку - общий дом для всех мусульман?

19.10.2010 | Мнения и комментарии

Век назад Баку в глазах российских мусульман был экономическим центром российской уммы. Азербайджанские миллионеры-нефтепромышленники Зайнельабдин Тагиев и Шамси Асадуллаев стали символами современной рыночной экономики дар уль-Ислама. На скважины Апшерона приезжали татары и горцы Северного Кавказа. Сто лет назад Ахмед бек Агаев (кстати, шиит из семьи улемов) важнейшими процессами, приведшими к единству мусульманских народов России, считал культурное и языковое единство, а также создание социальных классов внутри российской уммы. В результате образовалась общность российских мусульман Кавказа, Крыма, Казани и Оренбурга. Ее основными центрами А. Агаев называл школы на тюркском языке, возглавляемые мусульманской интеллигенцией. Уже в 1906 г. сунниты и шииты вместе провели I Всероссийский мусульманский съезд в Нижнем Новгороде. Можно долго рассказывать о культурных, экономических и политических контактах мусульман-суннитов и мусульман-шиитов. Поэтому приходящие сегодня из Азербайджана известия об ограничениях в отношении суннитов, закрытиях и непродлении регистрации их мечетей, вызывают удивление.

100 лет назад сунниты и шииты сплотились в создании единства мусульман Закавказья, исторически разделенного между ханствами, а в имперские времена (с 1872г.) – между двумя Духовными Управлениями (суннитским и шиитским) с центром в Тбилиси. В 1990-е гг., после создания второй независимой Азербайджанской республики, ее мусульмане вновь показали свое единство. Оно было важно для государства, которое вело кровопролитную борьбу за юго-западные регионы. Сегодня Азербайджан находится на подъеме: он показывает рекордные темпы экономического роста и достаточно благополучно переживает мировой финансовый кризис. Но успехи иногда порождают нежелание слышать людей и видеть проблемы…

Азербайджанский шейх-уль-Ислам Аллахшукюр Пашазаде в прошлом году был избран председателем Консультативного совета мусульман СНГ. Некоторые аналитики указывают на то, что он провозглашен своего рода «муфтием СНГ». И тут начинается фантастическая путаница. Сам термин «муфтий» является сугубо суннитским. Именно муфтий издает фетвы как акты мусульманского права. Это понимали даже царские чиновники. Так, в Своде Законов Российской империи (редакция 1896 г.) указано: «…оренбургский муфтий есть духовный глава Магометан, принадлежащих к округу Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (ст. 1417)», а «Закавказский Шейх-уль-Ислам… старшее духовное лицо в составе Шиитского духовенства Закавказья» (ст. 1449). Так что почувствуйте разницу! Поэтому оренбургского муфтия вполне справедливо называли «мусульманским патриархом». У шиитов духовными лидерами являются аятоллы, к числу которых Аллахшукюр Пашазаде не принадлежит. При этом царская администрация четко понимала, что существует суннитское и шиитское учения, имеющие определенные отличия. В мусульманской терминологии можно употребить термин и перевод термина Духовное Собрание. Им будет «Махкама-и-шаргия» – шариатский суд. Интересно: и как один судья сможет судить по суннитским и по шиитским нормам? Мы ни в коем случае не отрицаем существование единой азербайджанской нации, но напоминаем, что объединить суннитов и шиитов в одном Духовном управлении мусульман (ДУМ) Закавказья решил Иосиф Виссарионович Сталин. Теперь его наследники пытаются распространить эту модель на все СНГ…

Настораживает и новое название ДУМ Закавказья, принятое после распада СССР. Так на сайте «Религии в современном Азербайджане» есть следующая информация: «…указанная структура, именуемая ныне Управлением Мусульман Кавказа (УМК), прилагает все усилия для распространения своего влияния на весь Кавказ. На Х съезде кавказских мусульман, состоявшемся в Баку в 1998 г., УМК осуществляются шаги, направленные на реализацию этого стремления. Открытие представительств УМК в Грузии и Дагестане также привлекло к себе внимание общественности». Но для россиян наиболее показательным случаем стало то, что в 1992 г. Аллахшукюр Пашазаде был избран председателем Верховного Религиозного Совета Кавказских Народов со стороны религиозных деятелей Азербайджана, Грузии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечни, Карачаево-Черкесии и Адыгеи в столице дудаевской Ичкерии. Чем не воплощение идеи германских спецслужб об антироссийской Горской конфедерации образца 1918 г.? Все эти факты объясняют, почему еще императрица Екатерина II категорически не допускала никакого влияния иностранных религиозных лидеров на территории России. Можно вспомнить, что Аллахшукюр Пашазаде занял свой пост еще при Брежневе. Но в 1990-е гг. многие бывшие первые секретари ЦК союзных республик из числа номенклатуры эпохи «застоя» стали первыми президентами новых независимых государств СНГ.

Может быть, из Поволжья не виден истинный характер отношений между суннитами и шиитами в Азербайджане? Тогда приведем письмо их ближайших соседей с российской стороны Большого Кавказского хребта. 23 марта 2010 г. религиозные деятели Дагестана выступили с заявлением: «Мы возмущены и протестуем, что в таком соседнем мусульманском государстве, как Азербайджан, где компактно и дружно веками проживают представители всех конфессий, разделяют мусульман по суннитским и шиитским взглядам, и на этой почве закрывают мечети Аллаха», «…почему сегодня часть мусульман Азербайджана находятся в мечетях, а другим не дают заходить в мечети – дома Аллаха, чтобы служить своему Создателю и призывать к Единобожию?». Заявление подписали: суфийский шейх Сиражутдин-эфенди аль-Хурики, имам города Дербента Исамудин Саидов, кази и зам.главы Духовного управления мусульман Республики Дагестан Шигабитдин Керимов, председатель Совета имамов Дербентского района Адиль Каибов, председатель Совета имамов Ахтынского района Абдулгашим Абдулгашимов, председатель Совета имамов Рутульского района Муса Таиров и председатель совета имамов Табасаранского района Рамазан Абдуразаков.

Нам кажется, что комментарии здесь излишни… Как тот, кто не может придти к согласию со своим ближним, со своим братом-мусульманином, может говорить от имени других мусульман?

Центром конфликта стала суннитская «Лезги мечеть», известная под лезгинским названием «Лезги миски», расположенная в самом центре Баку. По заявлению суннитской общины «Лезги мечеть» при культурном центре «Самур», когда ими был сдан весь необходимый пакет для перерегистрации, чиновник Комитета по делам религий отправил их в религиозную структуру – Управление мусульман Кавказа.

«Просмотрев представленные документы, – говорится в заявлении общины, – религиозный чиновник по имени Алирза, который принял все наши документы, почему-то отправил нас для получения заключения (не указанного в Законе) от какого-то Гази Хикмета в мечеть «Бибихейбет». Как следует из обращения общины, этот Гази Хикмет потребовал от заявителей поменять название мечети с «Лезги мечеть» на «Ашурбекскую». «Пока вы не поменяете название мечети, ко мне не приходите», – приводят сунниты слова Гази Хикмета.

Упоминания о том, что историческое название XII века община менять не имеет права, Гази Хикметом не были приняты во внимание.

Все эти подробности утомительны, но жизненны. Поэтому члены общины пришли к такому выводу: «…в отношении нашей «Лезги-мечеть» и нашей общины, как и иных суннитских общин, подготовлена настоящая и конкретная травля с целью убрать историческое название мечети и выгнать нашу общину, которую собираются либо закрыть вовсе, либо же вместо нее намереваются ввести туда хоть и малочисленную, но шиитскую общину», – заявляют прихожане-сунниты.

«О создавшемся положении мы официальным письмом уведомили Аллахшукюра Пашазаде и попросили его принять соответствующие меры. Однако, увы, никакого ответа и реакции на это письмо до сих пор пока не получили», – заключает община «Лезги мечети» в своем заявлении.

Согласно источникам газеты «Настоящее время», попытки подобного давления, как и в случае с «Лезги мечетью», были «…предприняты и в отношении суннитской мечети «Абу-Бакр» и других суннитских общин в пригородах Гобустана, в Аляте, в Мушфигабаде». Суннитские мечети «Абу-Бакр» и «Шахидляр» уже закрыты.

Парадоксально, что сам Азербайджан поддерживает тесные контакты с суннитской Турцией. Но, опять-таки, политические и религиозные векторы могут не совпадать. По словам аналитика Эркена Эркенова, Аллахшукюр Пашазаде еще с 1990-х гг. проводит в суннитских общинах Азербайджана политику пресечения смены плеяды местных «старых» имамов молодыми и образованными выпускниками духовных учебных заведений Дагестана.

При этом в самом Дагестане шиитская община азербайджанцев не испытывает проблем в осуществлении своей религиозной и просветительской активности.

Этот спор мусульман между собой, естественно, требует достойного завершения. Умение азербайджанских властей и официального духовенства найти общий язык с суннитами нужно прежде всего самому Баку для обеспечения внутренней стабильности. Но эти истории останутся в памяти людей, и можно лишь надеяться на принятие эффективного и взаимоприемлемого решения и быстрое забвение…

Айдар ХАБУТДИНОВ,
доктор исторических наук


URL:
Авторские колонки
Реклама