Выборы президента Азербайджана состоятся 16 октября. Однако приближение избирательной кампании чувствуется уже сегодня. И, скорее всего, она не станет для власти легкой прогулкой, хотя, на первый взгляд, все козыри на руках действующего главы государства.
Конституционные поправки, снимающие ограничения по количеству президентских легислатур для одного человека приняты еще в марте 2009 года.7 июня нынешнего года правящая партия «Ени Азербайджан» единогласно поддержала Ильхама Алиева в качестве своего кандидата на предстоящих выборах.
Что касается внешних игроков, то Ильхам Алиев рассматривается на Западе, как надежный партнер. Прикаспийская республика играет значительную роль в военно-транспортной логистике натовской операции в Афганистане, а также является участником стратегически важных энергетических проектов. На фоне растущей ближневосточной нестабильности иметь на Каспии на границе с Ираном светский режим для Вашингтона и Брюсселя крайне важно.
Для России Азербайджан — гораздо более сложный партнер, с которым имеются определенные разногласия по проблемам безопасности Южного Кавказа. Однако, разделяя с ним общий участок границы по Дагестану, РФ также не заинтересована во внутриполитической нестабильности в соседнем государстве. Тем паче, что, несмотря на имеющиеся разногласия, Москва заинтересована в кооперации с Баку, свидетельством чему являются поставки российского вооружения Азербайджану.
При этом вопрос о выдвижении консолидированного претендента от оппозиции еще не разрешен. Спору нет, важные шаги в этом направлении сделаны. 28 мая было объявлено о создании Национального совета демократических сил (НСДС), который возглавил известный писатель, драматург и кинорежиссер Рустам Ибрагимбеков. И председатель НСДС уже выступил с инициативой создания переходного коалиционного правительства в случае электорального успеха оппозиционного кандидата.
Однако этого успеха еще надо добиться. Пока же перед Ибрагимбековым немало сложных барьеров, которые ему предстоит преодолеть.
Во-первых, сам лидер Совета находится за границей, а министерство налогов Азербайджана в конце 2012 года инициировало уголовное дело против возглавляемого им Союза кинематографистов республики, по обвинению в уклонении от уплаты налогов. И хотя Ибрагимбеков намерен вернуться на родину, его позиции уязвимы.
Во-вторых, НСДС — это столичное явление. И хотя Баку, как и любая другая столица, чрезвычайно важна для любого политика или политического объединения, для успешной работы и продвижения единого кандидата нужны региональные структуры, которые еще предстоит создать в нелегких условиях противостояния пресловутому административному ресурсу.
Но самое главное — это достижение окончательного консенсуса по поводу единого оппозиционного кандидата. Не говоря уже о качественной альтернативной программе, с которой такой претендент обратится к избирателям. И вот здесь, как говорили в старые советские времена, «впереди еще много интересной работы». И действующая власть не собирается ожидать пока эта работа будет завершена.
Между тем, на мой взгляд, за блестящим фасадом азербайджанской «стабильности» присутствуют и слабые места. Да, политически оппозиция плохо организована, у нее нет четкой стратегии. Но ведь протест может выстраиваться не вокруг каких-то популярных харизматичных лидеров, а просто как стихия. Самыми наглядными из недавних примеров были массовые выступления в Исмаилы (январь 2013 года), Губе (март 2013 года).
В этом плане азербайджанская политика в большей степени по сравнению с армянской или грузинской походит на ближневосточные сюжеты. Или на события в Турции.
Июньские выступления в Турции упомянуты тут не для красного словца. Эта страна после обретения независимости Азербайджаном стала для Баку не просто стратегическим союзником, но и примером успешного госстроительства и внешней политики. Сегодня в Турции проходит обучение большое количество азербайджанских студентов, получивших опыт массовых выступлений и вдохновленных ими. И было бы крайне близоруко не учитывать этот фактор.
Не стоит забывать и о растущем "исламистском" движении. Оно также далеко не однородно. Если в северной части Азербайджана (на границе с российским Дагестаном) преобладает салафитское влияние, то на юге заметно воздействие со стороны соседнего Ирана.
Как бы то ни было, а в последние годы «исламская тема» все чаще попадает в фокус СМИ. И как показал опыт восточных стран, в случае начала массовых выступлений стихия «базара и мечети» (даже слабая на первых этапах), как правило, вносит свою серьезную лепту в развитие событий. Тем паче, что исламисты, как правило, акцентируют внимание на социальной несправедливости, неравенстве, коррупции. Всех этих проблем в сегодняшнем Азербайджане предостаточно. В этой связи, какими бы ни были оптимистические заявления властей, реальные сложности им известны, а стремление сохранить контроль над ситуацией в этой ситуации лишь возрастает.
Отсюда и некоторые «сюрпризы». Так в конце прошлой недели в СМИ была распространена информация о том, что партия «Демократический мир Азербайджана» (ПДМА) выдвинула в качестве кандидата на президентский пост супругу действующего глава государства Мехрибан Алиеву.
Но Мехрибан Алиева — не просто «Первая леди». И не просто жена президента, имеющая на него большое неформальное влияние. Она — многолетний депутат парламента, заместитель председателя правящей партии и руководитель «Фонда Гейдара Алиева», то есть политик, занимающий высокое место и в официальной иерархии. И имеющий, к тому же, собственный ресурс популярности.
Однако, есть сомнения в том, что азербайджанские выборы станут конкуренцией супругов. Все дело в том, что инициативная группа лиц, выступившая с инициативой о выдвижении Мехрибан Алиевой, представлена исключенными из ПДМА людьми.
Как бы то ни было, а подготовка и информационное продвижение таких экспромтов выглядит делом слишком рискованным. Скорее всего, речь может вестись о попытках прощупывания общественной реакции на предмет появления «новых лиц» на республиканском политическом Олимпе. Ведь в условиях весьма ограниченной публичной политики, конкуренция между различными проектами и технологиями перемещается во властные коридоры. И у обитателей различных кабинетов могут быть свои мнения, которые время от времени могут озвучиваться разными экстравагантными способами.
Впрочем, здесь политические риски весьма высоки. Власть, критикуемая за клановость, непотизм и коррупцию в канун выборов будет всячески стремиться перехватить лозунги своих оппонентов и демонстрировать заботу о «чистоте рядов». Думается, что азербайджанская и мировая общественность еще услышит разоблачительные истории о чиновниках различного уровня, подрывающих авторитет президента и мешающих его борьбе за достойную жизнь любимого народа.
Источник: Блог Новая Евразия
Автор: Сергей МАРКЕДОНОВ