RSS Контакты
Кыргызская Республика

Проблемы этноконфессиональных взаимоотношений в современном Кыргызстане: поиски путей решения

03.11.2010 | Мнения и комментарии

Решение проблем, связанных с религиозным и этническим самосознанием приобретает особую важность в современных  условиях  изменения кыргызского общества, которое  сопровождается социально-экономическими трудностями, сменой власти, падением жизненного уровня населения, усиления миграционных потоков, межэтническими конфликтами, а также в условиях значительного увеличения значения и роли этноконфессионального фактора.

 

 

Большое влияние на эту сферу оказывают процессы общемирового характера: глобализация, информатизация, ухудшение экологической ситуации, «этнический ренессанс», противоречия между исламским миром и странами европейско-американской (христианской) цивилизации, угрозы мирового терроризма, мощные миграционные потоки, за исторически короткий срок существенно меняющие сложившийся веками этноконфессиональный баланс во многих странах и регионах.

Под влиянием вышеперечисленных факторов в Кыргызстане произошло нарастание интолерантных настроений в обществе, ведущих к обострению напряженности в межнациональных и межконфессиональных отношениях, создающих риск конфликтов на этнической и религиозной почве, и тем самым несущих угрозу политической стабильности общества и целостности  государства.

Альтернативой подобным тенденциям является поиск путей решения данных проблем, формирование в обществе установок толерантного сознания и поведения, заблаговременное выявление конфликтогенных рисков и ресурсов толерантности в сфере этноконфессиональных отношений.

В настоящее время в Кыргызской Республике на фоне глубинного духовного кризиса общества в целом, отсутствия идеологии на государственном уровне, развала экономики и роста социального напряжения внутри государства, существует множество рисков этноконфессионального конфликта. Кроме того, сегодня вызывают озабоченность проблемы религиозного образования, а также активизация запрещенных партий и движений, таких как «Хизб ут-Тахрир», «ИДУ», «Акромия», «Даават Таблиг», в ряде случаев обладающих более эффективным, чем у «светских» партий, механизмом манипулирования сознанием и поведением масс. Поэтому государству необходимо бороться с  условиями,  вызывающими радикализацию населения, то есть создавать прочную экономическую основу жизни населения, которая делает народ аполитичным и невосприимчивым к радикальным идеям.

С середины 90-х годов Кыргызстан, который заслуженно и не без оснований гордится своей веротерпимостью и межрелигиозным согласием, подвергся экспансии разного рода миссионеров. Результатом явилась противоречивая тенденция – на юге свои позиции укрепил ислам, а север стал удобным бастионом конкурирующих между собой различных конфессий христианского происхождения [1].

Впервые кыргызы, которые всегда отождествляли себя с мусульманами, неожиданно столкнулись в своей жизни с таким новым явлением, как прозелитизм.

Первоначально миссионерство почти до конца 90-х годов воспринималось в обществе  положительно,  как  побочный результат демократизации общества,  свободы выбора вероисповедания населения республики. Немаловажным являлся факт оказания миссионерами  материальной поддержки нуждающемуся населению одеждой, питанием, медикаментами. Поэтому в сознании некоторой части народа, разочаровавшемся в государстве, прозелитизм воспринимался, как естественное право каждого кыргызстанца менять свое вероисповедание. В средствах массовой информации было много выступлений в  поддержку этого явления [2].

С другой стороны, многие расценивали прозелитизм  как предательство обычаев своего народа. В республиканских СМИ стало появляться много статей в газетах и журналах, осуждающих  «религиозную экспансию» еще не окрепшего молодого государства, последствия которой могут сыграть роковую роль в его судьбе [3].

Уже в 1994 г. руководство ДУМ Кыргызстана и Православной Церкви Кимсанбай ажы и отец Владимир Савицкий, озабоченные  усилением прозелитизма в стране, были вынуждены обратиться  к правительству Кыргызской Республики с предложением внести дополнения в существующий закон, ограничивающий деятельность нетрадиционных религий [4].

В 2001 г. при Министерстве национальной безопасности (ныне Служба национальной безопасности) Кыргызстана было создано специальное подразделение по контролю за религиозными организациями, деятельность которых может представлять угрозу безопасности страны. Но это подразделение так и не смогло справиться с религиозными эмиссарами из-за рубежа.

На состоявшемся в сентябре  2007 г. Совете безопасности Кыргызстана в числе основных рассматривался также и вопрос о религиозной ситуации в стране. Его положительным итогом можно считать решение о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере и более тесного сотрудничества власти с Духовным управлением мусульман Кыргызстана.

По данным госагенства по делам религий в 2007 г. в ту или иную ветвь христианства перешли 10–15 тыс. представителей коренного населения – киргизов, дунган, узбеков. В результате государство было вынуждено ужесточить «Закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях КР», подписанный указом Президента Кыргызской Республики 12 января 2009 г.

Происходящие конфликты, в основном происходят  между мусульманами и представителями нетрадиционных религиозных движений, а не между представителями традиционных религий – ислама и христианства.

Безусловно, в соответствии с существующими нормативно-правовыми законами, действующими в стране любой гражданин имеет право исповедовать любую религию, менять свою веру. Одно дело, когда это происходит в соответствии с внутренними убеждениями и по собственному решению, другое, когда человека целенаправленно завлекают и вербуют в результате миссионерской деятельности религиозных организаций, результатом которого являются многочисленные семейно-родственные, общинные, этнические и др. конфликты.

Таким образом, хрупкость сферы межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений, оказывающих огромное влияние на общественно-политическое и социокультурное развитие государства требует своевременного и научно обоснованного реагирования со стороны государства и  органов власти. Только компетентно-выстроенные взаимоотношения власти с религией могут явиться стабилизирующим фактором общественно-политической жизни страны, в противном случае, она будет использоваться в деструктивной плоскости заинтересованными лицами в личных интересах.

В подобной ситуации большая ответственность ложится на  традиционные религии в лице ислама и православия, которые  могут обрести роль духовных лидеров и стать опорой для преодоления духовного кризиса личности в современном Кыргызстане, в случае противостояния напору кризисной культуры. 

Для направления  этноконфессиональные процессы  Кыргызстана в созидательное русло  необходимо:

 - создавать условия и   возможности для влияния общественных институтов, СМИ и органов местного самоуправления на процесс формирования толерантности как нормы социального взаимодействия, усилить пропаганду передовых гуманистических идей традиционных религий  и вырабатывать меры профилактики межэтнической и межконфессиональной напряженности в виде публикаций, социальных роликов, специальных передач на ТВ и радио и т.д.;

- в школах и вузах республики необходимо ввести  религиоведческое образование, с целью формирования идей религиозной терпимости, демок­ратических форм межэтнических взаимоотношений;

- использовать механизм формирования, управления и функционирования первичной организации населения в айыл-окмоту, с формально-правовой точки зрения – МРО (местная религиозная организация), где самым тесным образом переплетены хозяйственно-финансовый и административно-управленческий аспекты с общественно-религиозной деятельностью.

- Государственному агентству по делам религий необходимо наладить систему мониторинга религиозных процессов, коор­динировать поиск, обработку и анализ информации, поступающей из всех регионов страны, и на этой основе создавать научно обоснованные, политически взвешенные практические рекомендации центральным и региональным государственным органам. К ее работе необхо­димо привлекать квалифицированных ученых-теологов, религиоведов, правоведов, социо­логов, прогрессивных религиозных и общественных деятелей.

- Для поддержки религиозных организаций и укрепления межконфессионального диалога и связей необходимо создать консультативную группу, состоящую из представителей религиозных и светских организаций, главной задачей которой должно быть выстраивание оптимального взаимодействия власти и религии в решении социальных проблем нашего общества.

-  Пропагандировать государственную политику в области рели­гий посредством средств массовой информации, организо­вывать популярные просветительские теле- и радиопередачи по религиозным вопросам, призванные воспитывать у зрителей, слушателей и читателей взаимное уважение, терпимость к особенностям иных религиозных верований, культуру во взаимоотношениях представителей различных конфессий.

- Обществоведам предоставлять средствам массовой информации результаты новых научных изысканий и обеспечивать их научно-методическими рекомендациями организованных государством центров и институ­тов, занимающихся проблемами межконфессиональных взаимоотношений. А также привлекать людей к пропаганде религиозных ценностей, играющих видную роль в жизни религиозных об­щин, терпимо относящихся к инаковерующим, отстаивающих свои убеждения, способных продуманно и обоснованно аргументировать свои взгляды и донести до зрителей, слушате­лей, читателей истинные религиозные ценности и традиции с целью улучшения нравов общества.

- Дифференцированно использовать формы и методы работы с населением, подходить к людям, учитывая их образовательный и культурный уровень, при этом особое внимание следует уделять категори­ям граждан, оторванным от активной производственной и общественной деятельности: пен­сионерам, безработным, домашним хозяйкам, иждивенцам и т.д.

-  Использовать общечеловеческий ценностный потенциал религиозных учений в борьбе с такими негативными явлениями современного общества, как моральная и нравственная деградация молодежи, наркомания, алкоголизм, табакокурение, проституция и т.п. Пропагандировать семейные ценности, прививать детям наилучшие человеческие достоин­ства и высокие нравственные качества: любовь к людям, помощь слабым, уважение к стар­шим, милосердие к младшим, стремление к справедливости, толерантное отношение к людям иных взглядов, вероисповеданий и национальностей.

Абдырахманов Толобек Абылович - ректор Кыргызского государственного

университета им. И. Арабаева

Курбанова Назира Умаровна  - декан  ф-та Теологии  Института гуманитарных  

знаний КГУ  им. И. Арабаева

 


[1] Чекиров К. Спящий гигант // СССР. – 1994. – 16 апр. – №6. – С.7.

[2]Эркинбаев С. Почему я верю в Иисуса? // Эркин Тоо. – 1996. –  №107–108. –21 авг.–С.14.

[3] Секты – угроза миру // Слово Кыргызстана. – 1994. – 1 окт. – С.4; Лыткин Ю. Лицемерие // Вечерний Бишкек. – 1995.–10 февр. – С.3; Скородумова Е. Спасет ли нас господь? Эпицентр. // Вечерний Бишкек. – 1997. – 24 нояб. – С.2.

[4] Кимсанбай ажы, отец Владимир Савицкий. К правительству Кыргызской Республики. Секты – угроза миру / Обращение руководства мусульманского духовенства и благочинного Русской Православной Церкви Кыргызстана.


URL:
Авторские колонки
Реклама