RSS Контакты
Кыргызская Республика

Рустам Токтосунов: Уроки Таджикистана, на которых нужно учиться Кыргызстану

03.12.2010 | Мнения и комментарии

Довольно компетентные люди, проработавшие много лет в силовых структурах СССР (МВД и КГБ) и до сих пор занимающие высокие должности в Таджикистане сравнивают происходящие в Кыргызстане события с событиями февраля 1990 года в Душанбе и затем делают анализ о наиболее худшем развитии ситуации в Кыргызской Республике.

 

Давайте рассмотрим события, произошедшие в Таджикистане перед самой гражданской войной, не дай Бог, если все пойдет по этому сценарию.

В конце горбачевской перестройки уровень жизни в Таджикистане был самым низким из республик Советского Союза, но были самые высокие показатели по естественному приросту населения, особенно сельского. Постепенно экономические и социальные проблемы в сознании населения приобретали все более явно выраженную политическую направленность, недовольство масс трансформировалось в негативное отношение к власти и аппарату управления и постепенно тяготела к социальному экстремизму и радикализму. По уровню своего влияния и активности участия в политическом противостоянии того периода выделялись следующие основные группировки: партийно-советская и хозяйственная номенклатурная элита; перестроечная прослойка; силы исламской ориентации; непримиримые периферийные лидеры и таджикская мафия.

Все это и привело 11-14 февраля 1990 года к массовым митингам протеста населения против властей, в которых, по разным подсчетам, приняло участие от 10 до 30 тысяч человек (Сравните с цифрами кыргызских «революционеров»). Впервые тогда появились лозунги «Таджикистан – для таджиков!» и другие плакаты национал-патриотического характера. Акция протеста привела к кровавой трагедии, когда толпы митингующих штурмовали здание бывшего ЦК Компартии Таджикистана с требованиями отставки правительства. Митингующие были рассеяны внутренними войсками и подразделениями специальных войск. По официальным данным, тогда погибло 22 и было ранено более 100 человек. Правды о тех событиях и до сих пор не знает никто, но есть предположения, что кукловоды находились на самом верху партийной иерархии Таджикистана.

По факту массовой гибели людей на площади были возбуждены уголовные дела и началось уголовное преследование силовых структур – милиции и военнослужащих, в том числе и подразделения «Альфа» КГБ Республики Таджикистан. Фактически под следствием оказались более 100 силовиков, включая и офицеров спецподразделений. Это дало толчок к полной дезорганизации спецподразделений, да и вообще правоохранительных органов республики. Сотрудники отказывались не только получать табельное оружие, но и применять его против любых даже деструктивных элементов. Произошел массовый отток наиболее квалифицированных кадров из силовых структур.

В конце концов, это привело к полному отказу от применения оружия в мае 1992 года батальоном Президентской Гвардии Республики Таджикистан при нападении на президентский дворец. Бойцы батальона сложили оружие, даже не пытаясь противостоять нападавшим. Никто из офицеров не взял на себя ответственность на применение оружия, помня об уголовном преследовании силовиков и военнослужащих. А дальнейшее уничтожение спецподразделений силовых структур республики привело к гражданской войне. Как мне говорили знающие люди – власть сдала своих защитников! Но у кого-то хватило ума не доводить эти дела до суда, и все уголовные дела были приостановлены.

Но какой ущерб был нанесен имиджу и боеспособности силовых структур и военнослужащих не может сказать никто, но ясно одно, это был один из факторов начала гражданской войны. Наши таджикские друзья полностью удручены сложившейся ситуацией и спрашивали меня – а почему Кыргызстан не хочет извлечь уроки Таджикистана, почему власть в очередной раз сдает своих защитников на угоду интересам отдельных групп граждан и своим не понятно каким стремлениям.

Как это схоже с кыргызскими реалиями! Только наши беды обострены неграмотностью, нищетой населения и повальной коррупцией, хотя в том же Таджикистане в настоящее время получение школьного образования детьми является обязанностью родителей, которых могут привлечь к уголовной ответственности за отказ от образования детей, независимо от причин. Будем говорить откровенно – произошла люмпенизация Кыргызстана и его населения. Да они, таджики, может и живут хуже (что довольно спорно), но и цены у них ниже. Да, часто нет воды, электричество зимой отключают, мы то – чем от них отличаемся – воды нет в селах, во многих городах вода мало пригодна для питья, электричество же – веерные отключения, увы, не редкость.

Зарплаты в Таджикистане в пределах 100 долларов у специалиста и 200 долларов у начальника отдела (это в гражданских организациях). Дороги в РТ меня просто поразили – широкие ровные, да конечно есть еще и плохие, но их мало и на многих идет ремонт, причем скажу сразу – после зимы дорогам не требуется ямочный ремонт. И гаишники стоят на дорогах с раннего утра до позднего вечера, да, берут, никто и не отрицает этого. И коррупция также цветет махровым цветом. Многое из того, что делается, делается декларативно, власти заставляют народ покупать акции Рогунской ГЭС, да и много чего другого негативного.

И опять о нас, грешных. Коррупция – да она неистребима, как все покупалось и продавалось, так все и осталось. Ложь льется из уст власть предержащих, то снайпера иностранцы да женщины, то они захвачены, то их трупы исчезли. Поднимите любое интервью ВП после апрельской трагедии. А партии – свыше 150 штук, да на 5 миллионов населения, а лидеры их – мелкопоместные царьки, а сами партии – да это просто незаконные вооруженные формирования во главе с полевым командиром. И ведь никто не заинтересован в их разоружении, и возникает резонный вопрос – а почему? Ведь столько оружия пропало во время вооруженного переворота, как бы это не называли некоторые представители нынешних властей. И возникает резонный вопрос – а где оно? Ведь ружье, висящее на стене должно когда-нибудь выстрелить.

То есть, если возможно, предположение, что власть можно получить не мытьем, так катаньем, тем более что никак не могут партийные боссы (или полевые командиры) договориться о создании парламентской коалиции (курам на смех, парламентарии, каждый хочет урвать, получить кресло, чтобы и дальше хапать и хапать, говоря откровенно), то не найдется ли та горячая голова, которая и захочет так сделать. И кто будет им, мелкопоместным царькам, противостоять? А президент переходного периода (меня всегда интересовал вопрос – перехода чего? Перехода от плохого к худшему?) ищет врагов, они – враги, наверное, ей снятся еженощно в резиденции, доставшейся по наследству от 2-х сбежавших президентов, вот сейчас придут, сметут, отнимут. Скоро так и будем – страна сбегающих президентов.

Как много вопросов, но нет ответов. И даже не хочется продолжать, но жизнь продолжается...

Источник: ГазетаСНГ.ру


URL:
Авторские колонки
Реклама