RSS Контакты
Кыргызская Республика

Халал в Кыргызстане – действительно ли по правилам шариата?

01.06.2015 | Мнения и комментарии

- У вас яйцо халал?

 - Конечно, у нас даже курицы в хиджабах ходят!

 Казалось бы, анекдот, но примерно так отвечают торговцы на рынке, втюхивая наивным покупателям продукты с печатью «халал».

 Сегодня такой логотип можно встретить практически на всем, а не только на мясной продукции. На днях в Интернете опубликована фотография, где запечатлен кефир-халал. Под «святой» вывеской в КР также действуют служба такси, гостиницы, бани, пансионаты и дома отдыха... В общем, весь спектр услуг и продуктов, что душа (и кошелек) мусульманина пожелает. Но как отличить, на самом ли деле, все, что халал, не харам?

 

Канцелярия Аллаха

 Красивый офис на пятом этаже бизнес-центра «Максимум» в центре Бишкека. Над входом вывеска с логотипом строительной компании. За стеклянной дверью с надписью «Отдел архитектуры» сидит миловидная девушка в хиджабе. Именно здесь производителям выдают сертификаты на халал-продукцию.

 На удивление, в мусульманском одеянии тут только одна девушка, остальные сотрудники носят обычные светские костюмы. Под воздействием стереотипов я ожидала встретить мужчину в чалме и с бородой. Однако меня встречает вполне светский директор ОсОО «Кыргызстан халал индустриясын өнүктүрүү борбору» («Центр по развитию халал-индустрии») Талантбек Ерназаров. Дабы узнать все тонкости получения сертификата, без прикрас, выдаю себя за представителя пекарни. Разговор сразу пошел откровенный. «Необязательно халал-продукцию производить только тем, кто совершает намаз. Это требование распространяется только на тех, кто занимается забоем скота. Все остальное могут делать даже немусульмане, и атеисты могут получить наш сертификат. Главное - надо соблюдать требования, а именно не добавлять в продукцию запрещенные Кораном ингредиенты», - говорит директор ОсОО.

 Он пояснил, что их компания частная, а сертификация ведется на добровольной основе: «Раньше мы были при ДУМК, но из-за юридических тонкостей отделились и теперь работаем как ОсОО».

 Спрос на халал-продукцию в Кыргызстане, как и во всем мире, признается Талант Ерназаров, стремительно растет. Почему бы не воспользоваться этим и не открыть частную лавочку и за деньги выдавать сертификаты? «Мы работаем честно, - не соглашается он. – Сначала с компанией, желающей получить сертификат, заключается договор. Мы проверяем производство, обучаем сотрудников. И только после этого выдается сертификат. Кроме того, мы устраиваем внезапные проверки предприятия. Так мы лишили несколько компаний сертификатов».

 - Как проходит обучение, и сколько длится весь процесс?

 - Оно длится один день, это интенсивный курс.

 - Чему можно научить за один день?

 - Всем известно, что сегодня химия шагает вперед планеты, и в продукты чего только не добавляют. Есть такие производители, которые вовсе не добавляют мясо в мясную продукцию и считают, что выпускают халал. А на деле внутри химикаты, в состав которых входят запрещенные Кораном ингредиенты. К тому же есть цеха, где до сих пор забой ведут запрещенными способами, бьют кувалдой или не выпускают кровь. Многие считают, как вы: если человек совершает намаз и носит бороду, значит, он автоматически выпускает халал-продукцию.

 - Могут ли мусульмане доверять всем, кто прошел у вас сертификацию и имеет на продуктах ваш логотип?

 - На сегодня у нас сертификацию прошли около 100 производителей мясной и молочной продукции, хлебобулочных и кондитерских изделий, цеха и птицефабрики. Но нашим логотипом пользуются не только они. Недобросовестные бизнесмены скачивают логотипы из Интернета. Слово «халал» сегодня стало неким брендом. Его используют как попало, чтобы привлечь клиентов. Был случай, когда производители слоеного теста использовали наш логотип. Когда мы прямо задали им вопрос, они признались, что бизнес сначала не пошел, и им посоветовали добавить на этикетку логотип «халал». Хотя на самом деле в муку добавляли запрещенные улучшители качества.

 - Получается, наличие слова «халал» на продукте еще не значит, что он изготовлен в соответствии с нормами ислама?

 - Из-за бардака в стране никто не контролирует этот процесс. Этим нельзя пользоваться, потому что отвечать перед Аллахом придется.

 

Цена вопроса

 Крайне сложной задачей оказалось выяснить, сколько стоит сертификат. Даже потенциальным «клиентам» эту цифру озвучивают не сразу. Видимо, чтобы не шокировать.

 «Стоимость сертификата зависит от объемов производства. Мы являемся представителями евразийского стандарта сертификации продукции халал, куда также входят Беларусь, Россия и Казахстан. Наши сертификаты действуют на территории этих стран. В Евразийском союзе есть свой прайс-лист. Мы должны были работать по этому прейскуранту. Но из-за слабой экономики, а также для того, чтобы лоббировать интересы наших производителей, которые не могут осилить такую стоимость, мы работаем по своему прайсу», - объясняет Талант Ерназаров.

 Он отмечает, что на них «оказывается давление». «Компаниям, которые работают в России и Беларуси, выгодно проходить сертификацию у нас. Они готовы оплатить перелет и проживание нашим сотрудникам, чтобы получить наш сертификат», - говорит собеседник.

 Но, проявив настойчивость, мне все же удалось выяснить, что в среднем сертификат на один год обойдется предпринимателю в $700-$1 тысячу. Продление срока действия документа - за отдельную стоимость.

 

Доверяй, но проверяй

 - Мы уже выяснили, что халал-продукция от нехалал отличается «чистотой» ингредиентов: не допускается добавление красителей, в состав которых входит кровь животных и насекомых, а также свинина. Но как вы определяете состав, ведь у вас нет лаборатории?

 - В Бишкеке много лабораторий. То, что животное забито не по нормам шариата, никакая лаборатория не сможет подтвердить. По составу у компаний есть все данные. Продукты уже при ввозе проверяют в лаборатории. Сейчас нам нет необходимости иметь свою лабораторию. Мусульманин мусульманину должен доверять. Даже если будет сто видеокамер установлено и проведено множество лабораторных исследований, если захотят обмануть, то обманут.

 Лабораторий, как выяснилось, нет и в филиалах - в Оше и Джалал-Абаде. «Мы не надзорный орган и проверять или запретить использование логотипа «халал» не можем. Вы, как потребитель, можете потребовать сертификат. Но есть случаи, когда даже сертификаты подделывают», - добавил Талантбек Ерназаров.

 Эта встреча оставила много вопросов. К примеру, непонятно, как без лабораторий и соответствующего образования сотрудники ОсОО определяют состав продуктов?

 

У семи нянек

 Еще одним руководителем этого ОсОО, как выяснилось позже, является член ОНС ОТРК, журналист Мыктыбек Арстанбек. В интервью ИА «24.kg» он сообщил, что является основателем компании, и заверил, что «это не является бизнесом». «Офис мы не арендуем. Нам его предоставили бесплатно. Мы кормимся кое-как. Прозябали в подвалах, после чего нам помогли и выделили помещение. Мы занимаемся этим на голом энтузиазме. Посмотрите, какие продукты поставляются в школы, детские сады, на рынки и прилавки магазинов. Нас все обвиняют в том, что мы делаем деньги из воздуха. Эти обвинения уже надоели, и мы неоднократно хотели закрыться, и пусть кыргызстанцы едят харам. Дошло до того, что стали есть ослятину», - затрагивает он актуальную тему.

 Идея сертифицировать продукты и услуги ему де пришла, потому что «государству до лампочки». «Государственная система поставлена на развал, а не на развитие. В Казахстане 35 процентов экономики составляет халал. У нас даже нет человека, который бы считал это. Мы сами организовались и научились различать. Но мы не можем делать это бесплатно. У нас тоже есть дети и семьи, нам надо кормить их. Все должны получать за свою работу деньги. Государство бы тоже брало деньги, но там еще и коррупция. Вместо того чтобы помочь нам, государство делает наоборот: нас девять месяцев проверял ГКНБ», - сетует Мыктыбек Арстанбек.

 По его словам, в 2006 году между правительством КР и Исламским банком развития достигнута договоренность о предоставлении ежегодной помощи в размере $30 тысяч на развитие халал-индустрии в стране. «Но кыргызская сторона ни одного доллара не освоила. А между тем дошло до того, что придумывают халал-такси, халал-заправки. Мы видели даже колбасу, называется «халал-свинина». Кто виноват, что допустили такое? Госорганы ничего не делают, поэтому такие органы, как наш, должны были появиться, их станет много. А пока мы один в этом поле воин», - заключил Мыктыбек Арстанбек.

 

Святость под контролем государства

 В Минэкономики к деятельности Мыктыбека Арстанбека относятся скептически и согласны, что подобные разброд и шатания необходимо прекращать. «Дай им волю, они все сделают халал. Это слово стало новым витком в бизнесе. Доверяет ли потребитель частникам?» - задается вопросом заведующий сектором халал-индустрии управления технического регулирования и метрологии Минэкономики Алмаз Кайырбеков. Чиновник сообщил ИА «24.kg», что отныне государство будет жестко контролировать выдачу сертификатов производителям «святых» продуктов.

 По его словам, власти КР серьезно задумались о пищевой безопасности населения. «Два года назад при Минэкономики создана рабочая группа, которая призвана разработать систему и политику стандартизации продуктов. В нее вошли представители Академии наук, Минсельхоза, Санэпидстанции, Госкомрелигии и ДУМК. Недавно окончена разработка документа - концепции халал-индустрии в КР. Кыргызстан стал одной из первых республик среди стран СНГ, который на государственном уровне примет этот документ», - подчеркнул Алмаз Кайырбеков.

 Шагать впереди планеты всей Кыргызстану не впервой. К тому же в свете последних событий с «ослиным скандалом» и вовсе задаешься вопросом: контролирует ли государство забой скота? «Само слово «халал» означает «дозволенное, разрешенное, чистейшее». Потому и проверять надо не только производство, а начиная от фермерских хозяйств, от рождения того же барашка. Сегодня мы не знаем, какими уколами кололи животное, проходил ли вообще вакцинацию, какие корма употребляет. Сейчас есть новые импортные вакцины и добавки, генномодифицированные, от чего животное становится крупным, увеличивается в весе, но в его состав входят запрещенные исламом компоненты», - отмечает завсектором халал-индустрии.

 

Не забюрократить бы

 Чиновник считает давнишнюю инициативу бывшего вице-премьера Акылбека Жапарова «о паспортизации баранов» не такой уж бредовой. «Слово «паспортизация» использовать неверно, надо проводить идентификацию мелкого и крупного рогатого скота. На ухо животного прикрепляется чип, где содержится вся информация о вакцинации, пастбище, добавках в корма и другая информация», - говорит Алмаз Кайырбеков.

 «Второй этап - упорядочение убойных цехов и площадок. Они должны соответствовать мясокомбинатам. Все цеха подвергнутся тщательной проверке на соответствие стандартам ЕАЭС, где по техническому регламенту работать должны по системе. За этим последуют модернизация и строительство скотобоен. Их нельзя в хаотичном состоянии содержать. Они должны соответствовать международным стандартам. Надо объяснять частникам: либо вы работаете по стандартам, либо закрываетесь. О каком халале можно говорить, если там элементарные санитарные нормы не соблюдают?» - подчеркнул он.

Концепция в настоящее время ждет подписи премьер-министра. Прописанные в ней нормы и меры гарантируют кыргызстанцам только экологические чистые халал-продукты. Однако известно, что многие нужные и актуальные инициативы душит чиновничья бюрократия, а написанное на бумаге не всегда исполняется. Или в этот раз будет иначе?

24.kg


URL:
Авторские колонки
Реклама