Небольшие зарисовки о «цикле наблюдений» Дамира Мухетдинова03.12.2012 | Мнения и комментарииКак часто мы сетуем на отсутствие со стороны духовных лидеров на площадке СНГ публичных высказываний по текущим вопросам нашей жизни. Параллельно критикуем их по причине представления точки зрения исключительно пост-фактум тех или злободневных нюансов (не обязательно в преломление к умме, а, в целом, к происходящему в социуме). Риск или веление времени? Однако, опыт первого зампреда и руководителя аппарата ДУМЕР Дамира Мухетдинова, прекрасно изложившего (в открытой форме) собственное видение ситуации в России (в преломление ко взаимоотношениям государства и уммы и др. ипостасях), позволяет сделать довольно интересный вывод. Насколько усматривается, молчаливая позиция практически абсолютного большинства представителей духовных управлений в отношении имеющего место в наших обществах вызвана совершенно не опасением за возможное их непонимание "остальными" членами социума (на что они слишком уверенно ссылаются). Скорее всего, здесь просто-напросто фигурирует неумение как-то оценить обстановку, а, тем более, предложить конкретные решения по назревшим или прогнозируемым проблемам. Дамир хазрат же принял на себя ответственность не только проанализировать развитие ситуации в стране, но и выдвинуть ряд предложений общегосударственного характера. Наверняка, читатели уже поняли, что речь идет о цикле статей Д. Мухетдинова в рамках озвученной им темы: "Наблюдения над текущими процессами в российской мусульманской общине", к тому же, с актуальнейшим подзаголовком: "РОССИЯ + УММА = нужны ли мы друг другу?" (опубликованных в его блоге ЖЖ). Особую значимость данному событию придает членство Дамира хазрата в Общественной палате РФ, причем в составе комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести. Говоря другими словами, приступая к изложению взгляда на ситуацию внутри России, через призму освещения вопросов, в той или иной степени ежедневно затрагивающих рядовых (да и не очень) членов социума, Д. Мухетдинов взвалил на себя реальнейший груз ответственности. Ведь сказанное будет анализироваться (да и уже анализируется) как под лупой. Но, предполагая неоднозначную реакцию на свои "Наблюдения", он изначально озвучил предложение об открытом обсуждении заметок, что предоставило возможность публикации читателями не только положительных оценок, но и критических замечаний. Следовательно, замглавы ДУМЕР вполне сознательно призывал к дискусии все заинтересованные стороны. В любом случае, уже сегодня, в свете представления общественности заключительной части цикла (1), можно уверенно сказать, что начинание Д. Мухетдинова актуально. Причем далеко не только для уммы или российского общества в целом, но и всего постсоветского пространства. Речь здесь даже не о сути излагаемого, а о подходе к проблеме. Когда лицо, занимающее ответственный пост как в конфессиональном разрезе, так и на общественной стезе, затрагивает злободневнейшие тонкости, не избегая самых сложных акцентов. Это приобретает особую значимость и потому (в т.ч.), что с большинством затронутых нюансов мы (наши семьи) сталкиваемся в повседневности; не избегут их и наши дети. Т.е. хазрат озвучил жизненные вопросы. А если заинтересованным органам прислушаться? Будем объективны. Нередко политические лидеры, обращая внимание на важные моменты нашей жизни, преследуют определенные популистские цели. Т.е., высвечивая проблематику, они, прежде всего, хотят продемонстрировать свое нахождение в гуще событий. Однако, говоря во всеуслышание о происходящем, не предлагают выхода из ситуации. В этом контексте позиция Д. Мухетдинова не может не вызывать уважения, т.к., помимо постановки и анализа обстановки в социуме, он высказывает ряд предложений, могущих, по его убеждению, привести к улучшению атмосферы для всех членов российского сообщества. Элементарно, не может не привлечь внимания призыв Дамира хазрата к созданию научно-исследовательского и образовательного центра (центров) для подготовки светских специалистов по широкому кругу вопросов, связанных с Исламом. Причем в аспекте формирования сетевой организации, включающей в себя центры такого масштаба, Д. Мухетдинов актуализирует образование деятельного командного ресурса, не должного "являться государственным органом". Тем самым, возможности общественно-научных структур позволят создать "устойчивую модель гармоничного совместного развития российского общества и уммы". Другое дело, рождение данной структуры предполагается только "при активном содействии государства". Безусловно, реализации этого предложения поспособствует не просто прогрессу социума РФ и мусульманского сообщества, но и, приведя к реальной консолидации различных сил в обществе, станет одним из стержней укрепления государственности России. С другой стороны, предложение Д. Мухетдинова об активизации деятельности региональных органов власти включает в себя использование медиа-пространства в целях "гармоничного этноконфессионального климата" внутри каждого ареала. В этом ракурсе Дамир хазрат совершенно не ратует за искусственное обыгрывание тезиса о "мирном исламе". Он лишь подчеркивает формирование в границах медиа-инструмента площадки "для диалога государства, гражданского общества и уммы", позволяющей функционировать оперативному реагированию "на любые процессы". Значит, Д. Мухетдинов призывает не чураться открытых дискусиий, когда обсуждению могут подлежать любые вопросы, волнующие общество. А этот акцент приобретает на сегодня особую актуальность, вследствие немалых проблем в межнациональном и межконфессиональном форматах в РФ. На вышеизложенном фоне член Общественной палаты России отдельной строкой выделяет аспект определенного изменения региональными ДУМами своего понимания "текущей действительности". В частности, он предлагает взять на вооружение работу с молодежью, сотрудничество с группами верующих, общественными организациями, органами власти. Д. Мухетдинов убежден, что, лишь решая стратегические задачи, "исходящих из долговременных тенденций", ДУМы могут избежать превращения в ближайшей перспективе в «реликт истории». И как тут не прислушаться к хазрату, если в большинстве случаев на переживаемом этапе ДУМы действительно выглядят статичными, если не сказать стагнирующими, структурами? Вне активности их лидеров верующие будут двигаться в "собственном" векторе, а ДУМы не успевать ни за ними, ни за собой, становясь, в прямом смысле, архаичными образованиями. Заключение Наверняка, в ближайшее время по поводу "Наблюдений" Д. Мухетдинова выскажутся немало экспертов. Нам же, в свете вышеизложенного, остается лишь выразить искреннюю надежду, что анализ Дамира муаллима будет серьезно рассмотрен в соответствующих структурах, а предложения найдут реальное применение. ИншаАллах! Теймур Атаев, политолог, Азербайджан 1. Дамир Мухетдинов. Наблюдения над текущими процессами в российской мусульманской общине (заключение) http://islamrf.ru/news/analytics/amal/25238/ URL: |
Авторские колонки
Реклама
|