Видеонаблюдение в мечетях - нарушение прав верующего или веление времени?17.09.2012 | Мнения и комментарииВ последнее время одной из обсуждаемых тем в мусульманской умме на пространстве СНГ стал аспект оснащения видеокамерами мечетей. Внешнее наблюдение Портал "Ислам в СНГ" уже сообщал о планах подключения всех мечетей Кызылординской области к единой системе видеонаблюдения с доступом в сеть Интернет. По словам начальника областного управления внутренней политики Нурхана Жалиева, обстановку в каждой из 142 мечетей "скоро можно будет отслеживать в режиме онлайн, скажем, из оперативного центра управления ДВД". В начале 2012 г., со ссылкой на акима Алматы Ахметжана Есимова, подчеркивалось об оснащении аналогичными камерами всех мечетей города. Параллельно отмечалось, что из 355 соборных мечетей по всему Таджикистану около 40% уже оборудованы камерами видеонаблюдения. Прошла информация о наличии аналогичной техники в мечетях узбекского Намангана (Ферганская долина), в которых камеры установлены в разных частях зданий и во дворах, и Дома Божьего в Пятигорске, где в начале года в результате подрыва автомобиля погиб заммуфтия Ставропольского края Курман Исмаилов. Таким образом, озвученная тема - действительно животрепещущая практически для всей постсоветской уммы. Как свидетельствует даже поверхностное ознакомление с выкладками на этот счет, оценка происходящего мусульманами далеко не идентична. Например, узбекский имам Рашод-кори Камолов причиной установки камер считает стремление властей контролировать происходящее во время молитв, следить за тем, как и о чем рассказывают имамы верующим и посещает ли намазы молодежь(1). Данное мнение (в тех или вариациях) имеет немалое хождение в мусульманском сообществе. Однако, рядом фигурирует иной взгляд, в основе которого - происходящее в последние месяцы, включая священный Рамазан, когда было апробировано новое террористическое ноу-хау - осуществление терактов (в т.ч.) в мечетях(2). Кроме того, известны несколько случаев, когда непосредственно видеонаблюдение помогло изобличить преступников в определенном направлении. Так, в Центре оперативного управления ДВД Караганды, благодаря отслеживанию запечатленного на камере, были установлены трое бандитов, напавших на сотрудника полиции возле мечети в районе Майкудук. Или, скажем, нынешним летом сотрудники полиции Иркутска задержали нарисовавших на фасаде здания городской синагоги и на заборе соборной мечети рисунки со свастикой (опять-таки, при помощи камеры наружного наблюдения). Согласимся, даже два этих эпизода отчетливо свидетельствуют, насколько техника сегодняшнего дня может помочь обществу и личности в охране их безопасности. Другое дело, если ракурс наличия камер вокруг мечетей воспринимается многими, актуальность внутреннего наблюдения за ситуацией внутри Домов у немалого количества верующих вызывает, скажем так, вопросы. Ну, или, сомнения. Наблюдение внутреннее К сожалению, структура сегодняшнего момента, как бы кто и не считал по-другому, актуализирует получение информации о происходящем в плане мечетей. В том контексте, что теракты во время хутб или праздничных намазов могу преследовать целью вызвать испуг у верующих посещать мечети; посеять страх. Да, мы знаем, что среди грехов глаз присутствует (в т.ч.) подсматривание и подглядывание в чужой дом, замочную скважину и т. д. Мы также знаем, что в число грехов ушей помещается подслушивание разговоров людей, не желающих, чтобы их слышали; слушание сплетней и аналогичное. Вместе с тем, согласно Конституциям большинства стран, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Но давайте попробуем просчитать: подпадает ли под вышеизложенное нахождение в "рамке" видеокамер посетителей магазинов, кафе или стадиона? Согласимся, в "черту" частной жизни включается область жизнедеятельности, относящаяся к отдельному индивиду, т.е. касающаяся непосредственного некоего гражданина, не подлежащая контролю со стороны социума или госструктур (естественно, в случае недопущения с его стороны противоправных действий). Следовательно, в широком понимании слова, видеонаблюдение за поведением людей в общественном месте далеко не всегда является незаконным вторжением в частную жизнь личности. Тем более если запись осуществляется открыто. Прецеденты? Безусловно, мы прекрасно осведомлены о призыве Аллаха не следить "друг за другом" («Комнаты»: 12). Но ведь в данном ракурсе речь идет о моральной стороне дела; следить с точки зрения совершения верующим грехов. А как оценить наблюдение за ситуацией в аспекте обеспечения безопасности верующих? Элементарно, системы видеонаблюдения установлены в мечети "Аль харам" (Мекка). После атаки против имама мечети Пророка в Медине вокруг и внутри нее были размещены 598(!) дополнительных камер(3). В прямом эфире (включая интернет-трансляции) желающие могут увидеть Каабу и мекканскую мечеть (во время молитв и хутб включается звук). Следовательно, в данном аспекте речь идет все о той же "золотой середине", когда определенное действо может нести в корне различную подоплеку. Ислам предусматривает безопасность верующего, его семьи, собственности. Так если в этих целях осуществлять определенные шаги, разве это не соответствует здравому смыслу? Пусть хотя бы одна жизнь будет спасена благодаря камере слежения, не положительный ли это итог? С другой стороны, сегодня самими мусульманами публично распространяются диски с пятничными хутбами известных имамов. Кроме того, если верующий идет в мечеть с чистыми помыслами, а читающий проповедь преследует задачу защитить интересы уммы и общества, разве тут есть место опасению, что "это" будет видимо и слышимо? Причем, как отмечают некоторые братья и сестры, в случае такого развития событий, грамотные хутбы вполне могут принять форму нового варианта даваата. Как бы то ни было, данный вопрос актуален. Но значительнее актуальнее - причины, породившие его. Остается лишь надеяться, что умме удастся избежать новых проблем. Теймур Атаев, политолог 1.Узбекские мечети начали оборудовать камерами наблюдения http://www.quorum.kz/ab/news/religiya/02032012153535 2.См. Теймур Атаев. Взрывы со «священной» начинкой - почерк внутренний или внешний? http://islamsng.com/sng/opinion/5252 3.Имама мечети Пророка Мухаммеда едва не зарезали http://internet.bibo.kz/431582-medina-imama-mecheti-proroka-mukhammeda-edva-ne.html URL: |
Авторские колонки
Реклама
|