2012 год в Центральной Азии оказался богат на события. Большинство из них так или иначе связано с Россией.
Создание Единого экономического пространства. Одним из самых заметных событий 2012 года стало вступление в силу с 1 января соглашений о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана. В отличие от Таможенного союза, созданного в 2010 г. и предусматривающего образование единой таможенной территории, ЕЭП подразумевает более высокий уровень интеграции, включая создание единого рынка товаров, услуг, финансового и человеческого капитала, а также наднациональных регулирующих органов (Евразийская экономическая комиссия). К 2015 г. на базе ЕЭП планируется создать Евразийский экономический союз.
Создание Зоны свободной торговли СНГ. Помимо Таможенного союза и Единого экономического пространства на территории СНГ в 2012 г. появилось еще одно интеграционное объединение – Зона свободной торговли. Договор о ее создании был подписан в Санкт-Петербурге в октябре 2011 г. Участниками объединения стали 8 из 11 стран Содружества: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Договор вступил в силу в сентябре 2012 г. В отличие от ТС и ЕЭП Зона свободной торговли не предполагает создание единого таможенного и экономического пространства, предусматривая лишь беспошлинную торговлю отдельными категориями товаров. На сегодняшний день договор ратифицирован и вступил в силу между шестью странами СНГ. Ратификационные процедуры не завершили лишь Киргизия и Таджикистан, которые рассчитывают сделать это в ближайшее время. В Зону свободной торговли не вошли три страны СНГ – Узбекистан, Азербайджан и Туркмения, хотя Ташкент уже заявил о планах к ней присоединиться.
Российские военные остались в Киргизии и Таджикистане. На протяжении большей части года вокруг российских военных объектов в Таджикистане и Киргизии сохранялась напряженная обстановка. Долгое время было неясно, останутся они там или нет. В процессе переговоров Душанбе и Бишкек выдвинули требования повышения арендной платы, причем сумма, которую запрашивало таджикское руководство за размещение 201-й базы (250-300 млн. долл.) наводила на мысль о том, что Россию из республики целенаправленно выдавливают. Договориться о продлении сроков пребывания российских объектов в этих республиках В. Путину удалось в ходе визитов в Бишкек (19-20 сентября) и Душанбе (5 октября). Срок размещения объединенной российской базы в Киргизии продлен на 15 лет, 201-й базы в Таджикистане – на 30 лет. Тем самым угроза сжатия сферы военно-политического влияния России в Центральной Азии, о которой настойчиво говорили аналитики, была нейтрализована.
Бои в Горном Бадахшане. Согласиться на продление пребывания российских военных таджикское руководство во многом побудило резкое обострение обстановки в административном центре Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Хороге, где 24-25 июля развернулись тяжелые бои между правительственными силовыми структурами и отрядами бывшей Объединенной таджикской оппозиции. Поводом к обострению обстановки на Памире стало убийство начальника регионального управления госбезопасности по ГБАО генерала Абдулло Назарова, в котором власти обвинили бывших боевиков. Однако подавить их сопротивление правительственные войска, использовавшие вертолеты и бронетехнику, не смогли. На второй день боев было объявлено о прекращении огня при условии, что памирцы сложат оружие. Количество убитых, по разным данным, колебалось от 42 до 200 человек. Конфликт продемонстрировал хрупкость ситуации в Таджикистане, еще не успевшего оправиться от кровопролитной гражданской войны 1992-1997 гг.
Узбекистан покинул ОДКБ. Немаловажной новостью в минувшем году стало решение Ташкента приостановить участие в деятельности ОДКБ. Соответствующая нота была направлена Узбекистаном в секретариат организации в июне, а на декабрьском саммите участников ОДКБ в Москве его просьбу решено было удовлетворить. При повторном возращении в ряды организации, как это было в 2006 г., Ташкенту придется ратифицировать все прописанные в ее рамках соглашения, что исключает прежний вариант «льготного» присоединения. Результатом демарша Узбекистана стало изменение геополитической конфигурации Центральной Азии.
МТС прекратила работу в Узбекистане. Среди экономических событий прошлого года одним из наиболее заметных стало прекращение работы в Узбекистане дочерней компании российского сотового оператора МТС «Уздуробита». На момент завершения деятельности «МТС-Узбекистан» являлась крупнейшим мобильным оператором республики, обслуживая более трети ее населения, и в то, что власти могут пойти на ее закрытие, верилось с трудом. Компания была обвинена узбекскими властями в уклонении от уплаты налогов и незаконной эксплуатации базовых станций. В июле ее лицензия была временно, а затем и полостью приостановлена. Без связи осталось более 9,5 млн. чел., в связи с чем у офисов других сотовых операторов образовались огромные очереди из желающих подключиться. В конце года появились слухи о том, что МТС вскоре может вернуться в Узбекистан, как незадолго до этого она возвратилась в Туркмению. Однако на практике они пока не подтвердились.
Кризис «Набукко». В течение 2012 года стало очевидно, что проект строительства газопровода «Набукко», по которому страны ЕС планировали получать туркменский и азербайджанский газ в обход территории России, через Грузию и Турцию, столкнулся с серьезными проблемами. В конце января об этом открыто заявили в министерстве энергетики Турции, подчеркнув, что больше не намерены оказывать поддержку этому проекту. Одновременно Турция разрешила России строительство в своих территориальных водах конкурирующего с «Набукко» газопровода «Южный поток». В апреле о выходе из консорциума по строительству «Набукко» заявила венгерская нефтегазовая компания MOL, а в мае стало известно, что аналогичный шаг может предпринять немецкий энергетический концерн RWE. Впрочем, от идеи строительства газопроводов в обход России ЕС и Турция отнюдь не отказались, рассматривая другие, менее масштабные и экономически более выгодные варианты.
100 тысяч соотечественников. В октябре на территорию РФ прибыл 100-тысячный участник государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников. Только за прошлый год в Россию переселилось около 50 тыс. чел. – половина участников программы за все время ее действия. Две трети всех переселенцев прибывает в РФ из государств Центральной Азии, лидирующие позиции среди которых стабильно удерживает Казахстан. Эмиграции русских и других «некоренных» народов способствует политика по сокращению сферы официального употребления русского языка и нестабильная внутри- и военно-политическая обстановка.
Казахстан к 2025 г. перейдет на латиницу. В декабре президент Казахстана Н.А. Назарбаев в послании «Казахстан-2030» заявил о необходимости к 2025 г. проработать вопрос о переводе казахского алфавита на латинскую графическую основу. Идее, которая обсуждается в Казахстане уже более 20 лет, решено дать официальный ход. Из стран Центральной Азии на латиницу в настоящее время перешли Туркмения и Узбекистан, причем опыт их перехода трудно назвать успешным. Проблемы, порождаемые внедрением нового алфавита, включая падение уровня грамотности и образования, перевод учебной, научной и художественной литературы, отсутствие необходимой терминологии и т.п., оказались гораздо более значительными, чем гипотетическая интеграция в мировое информационное пространство. Впрочем, негативный опыт своих соседей Казахстан, судя по всему, постарается учесть, предусмотрев для этого довольно длительный подготовительный период.
Россия ужесточает миграционную политику. В 2012 г. Россия приступила к реализации мероприятий по ужесточению миграционной политики. С 1 декабря вступил в силу закон, обязывающий сдавать экзамен на знание русского языка тех мигрантов, которые работают в сфере торговли, ЖКХ и бытового обслуживания населения. Принятие законов, ужесточающих ответственность за организацию незаконной миграции и правил регистрации по месту жительства, намечено на начало 2013 г. Кроме того, на декабрьской пресс-конференции В. Путин заявил о необходимости с 2015 г. отказаться от въезда в Россию по внутренним гражданским паспортам, правом которого пользуются граждане стран СНГ, и перейти на въезд по заграничным паспортам. Все эти меры напрямую затрагивают страны Центральной Азии, особенно те из них, которые критически зависят от денежных переводов трудовых мигрантов. По последним данным Всемирного банка, Таджикистану они обеспечивают 47%, а Киргизии – 29% ВВП. Сокращение трудовой миграции может стать для них серьезной проблемой, негативно влияющей на экономическое положение и социальную стабильность.
Александр ШУСТОВ, Фонд стратегической культуры