Граждане Таджикистана смогут получать религиозное образование за границей лишь после одобрения Комитета по делам религии и Министерства образования страны, согласно поправкам, принятым нижней палатой парламента 25 мая.
Поправки будут внесены в Закон «О свободе совести и религиозных объединениях».
«В последнее время определенные силы привлекли большое количество таджикской молодежи в зарубежные религиозные школы и медресе, и их другие взгляды и поведение противоречат нашим устоям и традициям, - отметил председатель Комитета по делам религии Абдурахим Холиков, представляя депутатам изменения в закон. - В результате чего появились проблемы стабильности и безопасности».
Холиков сказал «Средней Азии в Интернете», что получающая духовное образование за рубежом молодежь может заразиться «опасными идеями экстремистских организаций, подобных «Салафия», «Ансоруллох» и «Джамаати Таблиг».
По его словам, получение духовного образования за пределами страны станет возможным лишь после получения базового религиозного образования внутри страны и письменного разрешения правительственных органов.
По данным Холикова, сегодня в Таджикистане есть все условия для религиозного обучения молодежи.
В Исламском институте Таджикистана обучаются около 1500 студентов, в 19 медресе, одной религиозной гимназии и двух школах светско-религиозного направления обучаются около 6000 учащихся, сказал он.
Рахмон выступает против обучения за рубежом
В августе прошлого года президент Таджикистана Эмомали Рахмонон публично обратился к родителям студентов, обучающихся в иностранных религиозных заведениях, с просьбой забрать их оттуда. Рахмон заявил, что в случае отсутствия контроля большинство таджикистанцев, обучающихся за границей, могут превратиться в экстремистов и террористов.
Между тем, данные Комитета по делам религии также подтверждаются статистикой Госкомитета по национальной безопасности. Как рассказал руководитель центра по связям с общественностью ГКНБ Нозирджон Буриев, в недавней дестабилизации обстановки на востоке Таджикистана участвовало большое количество молодежи.
Родители ждут прибытия своих детей в аэропорту Душанбе в ноябре. Многие родители решили отправить своих детей в таджикские религиозные школы после того, как они узнали об экстремистской угрозе за рубежом. [Назим Каландаров]
«Среди погибших и задержанных в операциях по обезвреживанию лидеров вооруженных групп – Аловуддина Давлатова (известного как Али Бедаки) и Абдулло Рахимова (известного как Мулло Абдулло) были, в основном, молодые люди. Самому Али Бедаки не было и сорока лет. Некоторые из примкнувших к боевикам получили религиозное образование за пределами страны, причем все они имели хорошую боевую подготовку».
Новые правила, в основном, приветствуются
Студент Таджикского национального университета Мирали Сатторов поддерживает инициативу правительства.
«Религия - довольно гибкий механизм управления, и сложно определить степени корысти или бескорыстности тех, кто стоит в верхах этого механизма, - говорит он. - Можно говорить сколько угодно о важности религиозного образования сегодня, но нет никакой гарантии, что молодой человек, получивший образование за пределами Таджикистана, не будет доносить до других то, что не противоречит нашим традициям».
23-летняя жительница Душанбе Мехрангез Насимова уверена, что Таджикистан не нуждается в большом количестве людей с религиозным образованием.
«Я не понимаю, зачем ехать за рубеж, чтобы получить религиозное образование, если в Таджикистане для тебя не будет потом работы, ведь у нас нет столько религиозных учреждений, чтобы трудоустроить всех кто вернется с религиозными дипломами, - сказала она. - А получить светское образование можно и в самом Таджикистане».
Первый заместитель председателя Исламского совета Таджикистана Абдулбасир Саидов говорит, что иного пути сохранения внутренней стабильности нет.
«Для того чтобы молодой человек не стал жертвой экстремистских группировок и имел хотя бы небольшое представление о том течении, которое исповедуется в Таджикистане, он должен получать начальное образование именно в собственной стране. Только таким образом мы сможем уберечь его от тех последствий, которые могут возникнуть в случае его неправильного представления о религии», - говорит Саидов.
«Салафия» вызывает озабоченность
Несколько лет назад большое количество молодых людей примкнуло к движению салафитов в Таджикистане.
«У нашего населения в понимании религии было только то, что получить религиозное образование, значит надеть тюбетейку, взять Коран и стать муллой. Когда появились салафиты, они развеяли этот миф. Они одевались по-другому, они были образованы, молоды, они вели за собой, и поэтому некоторые молодые люди, не имевшие достаточного религиозного образования, пошли за ними. Эта новизна привлекла молодежь к себе», - говорит Саидов.
Однако салафизм официально был признан экстремистским течением, и лишь потом, когда люди узнали об этом, миф рассеялся, отметил теолог Исохон Мохерамли.
«По этой причине молодые люди, выезжая за пределы страны для получения религиозного образования, должны получать азы в республике, чтобы эта неопытная молодежь не примкнула к террористическим группам и не была использована для своих собственных интересов», - добавил Саидов.
Отец двоих сыновей Бахтир Абдуллоев из Душанбе говорит, что планировал отправить сыновей на учебу в Саудовскую Аравию.
«Совсем недавно узнал, что, оказывается, там моих сыновей могут научить экстремистским идеям вместо чистой религии, и решил никуда не везти их, будут учиться на родине»,- сказал он.