В Таджикистане разворачивается широкомасштабное наступление на свободу вероисповедания: власти закрывают мечети и преследуют мужчин, носящих бороду.
В первые десять дней января в столице страны Душанбе власти каждый день закрывали какую-нибудь мечеть, сообщали местные СМИ. По утверждению властей, данные мечети не были зарегистрированы должным образом в соответствии с принятыми в 2009 году правилами. Имамы же настаивают, что они пытались получить регистрацию, но их заявки по каким-либо причинам отклонялись.
Внезапность подобных действий властей сбила с толку и привела в негодование многих верующих страны. 56-летний Абдул Ализода каждую неделю исправно посещал пятничную молитву в мечети у железнодорожного вокзала в Душанбе, пока власти в начале января не закрыли ее. "Около 200 человек имели обыкновение каждую неделю отправлять молитвы в этой мечети. Имам был благочестивым мусульманином и никогда не проповедовал радикальных взглядов. Для меня мечеть была местом, где я встречался с друзьями и обогащал свои знания об исламе. Я не знаю, почему мечеть закрыли", – говорит мужчина.
55-летний учитель физкультуры одной из душанбинских школ Шарали был вынужден сбрить бороду после введения в действие постановления 2009 года, запрещающего учителям носить бороды. Теперь он носит усы. "Активизация наступления на религию в стране связана с событиями в Раштской долине", – говорит он, имея в виду августовский побег из тюрьмы 25 человек, подозреваемых в экстремизме, и последовавшие за этим вооруженные столкновения между правительственными войсками и боевиками на востоке страны. "Власти закрывают мечети, потому что, по их словам, там готовят террористов".
Столкновения в Раштской долине подтолкнули президента Эмомали Рахмона обратиться с призывом к родителям отозвать своих детей из зарубежных медресе и исламских университетов, в которых те проходят обучение, дабы через пять-десять лет они не "стали экстремистами и террористами". В результате подобных шагов главы государства на данный момент в страну вернулись 1400 молодых людей, проходивших обучение за рубежом, сообщил 21 января Комитет по делам религии. По оценкам властей, не меньше 700 студентов остаются за рубежом "на нелегальной основе".
Местные СМИ пестрят сообщениями о фактах преследования носящих бороду мужчин. Так, например, 8 января правоохранительные органы больше чем на час задержали 30 мужчин с бородами, в том числе журналиста агентства "Азия-Плюс" Шухрата Шодиева. В милиции их опросили и сняли отпечатки пальцев. До этого, 20 декабря, носящий бороду сотрудник "Би-Би-Си" попытался сесть на самолет в Москву, но ему не позволили подняться на борт, так как сотрудники иммиграционной службы остались недовольны его бородой, хотя даже на фото в паспорте он был снят с этой самой бородой.
Многие жители Душанбе, как исповедующие ислам, так и не слишком религиозные таджики, полагают, что за одержимостью властей бородами скрыватеся отсутствие представления, как бороться с угрозой исламского радикализма. Некоторые же критики правительства считают, что преследование людей с волосяным покровом на лице будет лишь способствовать пополнению рядов радикальных группировок новыми членами.
У властей бороды ассоциируются с консервативным исламским движением Салафи, запрещенным в январе 2009 года. Попытка взять под контроль внешние проявления религиозных верований имеет свой прецедент. В 2005 году власти уже запретили ношение хиджаба в школах на том основании, что он не является традиционным таджикским головным убором.
Несмотря на проявления недовольства в обществе, власти упорно продолжают проводить намеченный курс в жизнь. "Для установления личности мы имеем право задерживать. Человек, который носит бороду, должен быть на документах также с бородой", – сообщил "РИА-Новости" начштаба МВД Таджикистана генерал-майор Тахир Норматов.
38-летний Махмадали Азизов, еще один житель Душанбе, некогда носивший бороду, был недавно задержан столичными стражами порядка. "Любой человек с бородой в Таджикистане теперь зовется террористом. Нас преследуют правоохранительные органы и скорее остановят на улицах, чем людей без бороды, – сказал он EurasiaNet.org. – Две недели назад меня остановили два милиционера и велели пройти с ними в отделение. Мне велели это сделать, потому что на фотографии в паспорте борода у меня гораздо короче, и они хотели установить мою личность. Когда мы дошли до отделения, там стали кричать на меня, что "только радикалисты носят бороды", стали дергать меня за бороду, а потом велели ее сбрить. Продержав два часа, меня выпустили. Я был очень напуган и на следующий день пошел в парикмахерскую".
Количество человек, оказавшихся за решеткой по обвинению в экстремизме, за последний год резко возросло. Как сообщил на состоявшейся 17 января пресс-конференции председатель Верховного суда республики Нустратулло Абдуллоев, в 2010 году по обвинению в экстремистской деятельности было осуждено 158 человек, что на 37 человек больше по сравнению с предшествующим годом.
Между тем контроль государства над мечетями все усиливается: власти собираются экзаменовать имамов на знание ислама и обсуждают введение соответствующей сертификации. Комитет по делам религий напечатал и распространил среди имамов почти трех тысяч мечетей страны список из 52 "одобренных" тем проповедей. Комитет дал имамам ясно понять, что нежелающие подчиняться государственным правилам будут уволены.
Тяжеловесные действия властей вызывают у некоторых мусульман чувство активного неприятия. По словам 34-летнего верующего из Душанбе, "борода – это сунна [исламская традиция]. Носить бороду – долг каждого мусульманина. На фото в паспорте я снят с бородой и не стану сбривать ее".
Источник: EurasiaNet.org