Парламент Таджикистана 6 июня одобрил поправки к Кодексу РТ «Об административных правонарушениях». Эксперты говорят о дискриминации…
ПОПРАВКИ касаются религиозных организаций, религиозного образования и пропаганды.
Зампред Комитета по делам религии при правительстве РТ Джумахон Гиёсов, который представлял проект поправок в парламенте, отметил, что поправки это требование принятых в прошлом году поправок к Закону «О свободе совести и религиозных объединениях».
В соответствии с введенными поправками за несоблюдение правил получения религиозного образования за пределами страны граждане Таджикистана могут быть оштрафованы на сумму от 2 тыс. до 4 тыс. сомони. А за пропагандистские и просветительские мероприятия, проводимые религиозными организациями и лицами в общеобразовательных учреждениях или в жилых домах граждан - на сумму до 2 тыс. сомони.
Кроме того, религиозные общества и организации за установление связей с иностранными религиозными организациями без уведомления соответствующих госструктур будут оштрафованы на сумму от 1,2 тыс. до 1,6 тыс. сомони.
Поправки были приняты абсолютным большинством депутатов, против высказались депутаты от Партии исламского возрождения. Представители ПИВТ предложили свои коррективы в проект поправок.
- Один из пунктов поправок звучал так: «…Если действия представителей религиозных организаций не соответствуют их уставу, не исходят из него, они будут привлечены к ответственности». Это непонятная формулировка, под которую можно свести все что угодно, мотивируя, что этого нет в уставе, и таким образом привлечь к ответственности. Поэтому мы предлагали понятие «не соответствует» или же «не исходят» заменить на «противоречат», - сообщил в интервью «АП» депутат, зампред ПИВТ Саидумар Хусайни.
По его словам, с пунктом об ограничении пропаганды и религиозного просвещения в школах и жилых домах представители партии согласились частично.
- Кабири согласился с ограничением пропаганды, но вместе с тем предложил исключить ограничение религиозного просвещения, так как просвещение предполагает положительные вещи. Нельзя для просвещения определять наказания, - говорит Хусайни. - Это было достаточно логичное предложение, и многие депутаты втайне согласились, что это хорошие предложения. Однако когда вопрос поставили на голосование, лишь два человека поддержали, два человека не голосовали, другие выступили за то, что было предложено правительством.
Также, по мнению депутата, можно было запретить религиозную пропаганду и просвещение в школах, однако запрещать просвещение в домах граждан никто не имеет права. По его мнению, «это считается вмешательством в личную жизнь граждан, что противоречит Конституции».
- Что касается штрафов за установление связи с иностранными организациями, Мухиддин Кабири (депутат и председатель ПИВТ) отметил, что в эпоху, в которую мы живем, когда есть Интернет, «Фэйсбук», каждый имеет связь с миром, ежедневно отправляет и получает по нескольку электронных сообщений. Это ведь тоже связь. Что в таком случае? Если работник религиозной организации хочет отправить сообщение, он должен с вами его согласовывать?! - передает он слова М. Кабири.
Таких неясных моментов, по словам С. Хусайни, было достаточно много, чтобы считать проект поправок необдуманным и незрелым, и поставить его на повторное рассмотрение.
С. Хусайни также выступил за снижение суммы штрафов на 50%, чего также никто из депутатов не поддержал.
- Председатель Маджлиси намояндагон вмешался и сказал, что сейчас во всех странах все штрафы дорожают, например в России. Я сказал, что Россия богатая, состоятельная страна, а наша - бедная, у нас бедный народ, мы не можем сравнивать себя с ними, на что он ответил, что если народ бедный, то пусть соблюдает закон, не противоречит ему, - рассказывает С. Хусайни. - К сожалению, у нас все, что ни предложит правительство, принимают без вариантов, единогласно. Если проанализировать все законы, во всех найдутся противоречия. Данные поправки противоречат и конституции, и самому Закону «О свободе совести и религиозных объединениях». Также внутри самого этого закона начальные части противоречат конечным.
Все ограничения религиозных прав в последнее время, по мнению Хусайни, действуют не во благо. Религиозный экстремизм, о котором много говорят в последнее время в стране, по мнению депутата, не от того, что все идут в религию, а из-за того, что туда не пускают, ставят препоны религиозному просвещению. В стране, где около 90% мусульман, существует только один религиозный вуз. Каждый раз, когда речь заходит о религиозном образовании, даже в последних поправках к закону о религии, говорят: пусть идут в медресе. Но этого не хватит для всех, кто бы хотел учиться, - уверен Хусайни.
«Не могу сказать, какие правила, но точно знаю, что они есть»
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ фракции большинства в парламенте, член правящей партии НДПТ Махфират Хидирова - одна из тех, кто голосовал за поправки. Хотя на многие вопросы, связанные с поправками, нам не удалось от нее получить конкретного ответа, однако председатель фракции уверяет, что была знакома с ними и уверена, что поправки не были недоработанными.
- По моему мнению, никакого противоречия ничему нет. Государство имеет право все ввести под упорядочивание, регулировать все, в том числе порядок получения образования, - говорит депутат.
Депутат не знает, о каких «правилах получения религиозного образования за пределами страны» идет речь, но знает, что они есть.
- У меня нет этих правил, не знаю, когда приняты, их номер. Когда речь идет об учебе за рубежом, мы знаем, что имеются правила и порядок, которые определены. Но сейчас я не могу вам сказать, какие они. Если определены нормы, значит, обязательно есть и правила, - говорит Махфират Хидирова. - Это те вещи, о которых не знаю ни я, ни вы, но ведь они есть.
Что касается уменьшения суммы штрафов за «несанкционированное» установление связи с иностранными организациями, за что выступали представители ПИВТ, М. Хидирова считает, что размер не важен, какой бы он ни был.
- Вообще, все санкции, меры по соблюдению той или иной нормы закона имеют характер предупреждения, пресечения, чтобы не совершалось противозаконное действие, и мы все за то, чтобы никакие нормы не нарушались, и вообще никто не штрафовался, - говорит депутат. - Закон предполагает упорядочивание тех или иных отношений в обществе. Поскольку отношения упорядочиваются посредством закона, вопрос размера штрафа стоит на втором месте. Главный вопрос – исполнение закона.
В целом, по мнению М. Хидировой, никаких религиозных ограничений в последние годы со стороны государства не было, напротив, государство не ограничивает, а способствует улучшению религиозной обстановки.
- Думаю, религиозная обстановка в нашей стране хорошая. И наше государство, хотя светское, всячески способствует развитию религии, религиозной просвещенности и культуры, - говорит она. - В том что, сегодня государство хочет принимать какие-то меры для введения порядка в тех или иных отношениях, думаю, не надо видеть отрицательную сторону.
«Дискриминация конституционных прав»
ВОЗМОЖНОСТЬ получать высшее религиозное образование за рубежом только после получения образования в Таджикистане – дискриминационная мера, а также ограничение права на получение образования, считает известный юрист Рахматилло Зойиров.
- Эти поправки противоречат Конституции, дискриминируют права и свободы граждан, посягают на свободу получения образования, - поясняет он. - Статья 17 Конституции РТ гарантирует свободу и равноправие всем, независимо от национальности, вероисповедания, образования и других параметров. Если в отношении других граждан, получающих светское образование, не устанавливаются ограничения, обязывающие их сначала получить высшее светское образование в Таджикистане, а потом выезжать за границу для получения другого высшего светского образования, то эти ограничения не могут быть и в отношении получения религиозного образования. В противном случае это противоречит Конституции и считается дискриминацией прав.
Р. Зойиров полагает, что религиозные ограничения не приведут ни к чему хорошему.
- Ситуация с религией в стране неплохая. Таджикистан - достаточно умеренная религиозная страна. В стране 99% населения религиозно мирно ориентировано и спокойное. Но ограничение религиозных прав задевает. Путем ограничения в религии невозможно ничего сделать. Ни одно государство урегулировать религию не сможет, так как религия выходит за рамки общества, - говорит Р. Зойиров. - В целом такие поправки повлияют очень негативно. Наоборот, будут обостряться религиозные отношения, ведь запретный плод сладок…
…Между тем, «АП» не удалось получить комментарии по поправкам у зампреда Комитета по делам религии, который представлял проект поправок в парламенте.
По телефону Джумахон Гиёсов обещал пояснить нам принятые поправки при личной встрече с корреспондентом. «Приходите завтра, я вам все скажу», - сказал он. Но на следующее утро в Комитете нам сообщили, что до обеда проходит совещание, следует подойти после. После обеда корреспондента «АП» проводили к Д. Гиёсову, однако зампред Комитета так и не принял его. Нам передали: «Он поговорит с вами после принятия закона»…
Вот так у нас всегда - до принятия закона объяснять народу они ничего не хотят, а после – вроде как уже и не нужно…
Фируз УМАРЗОДА, Asia-Plus