Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов неожиданно призвал оппозицию вернуться в страну и принять участие в выборах президента. Председатель Республиканской партии Туркменистана (в изгнании) Нурмухаммед Ханамов готов воспользоваться предложением, но, судя по всему, не исключает подвоха.
Маленькой сенсацией можно назвать то, что председатель Республиканской партии Туркменистана (в изгнании) Нурмухаммед Ханамов намерен не просто вернуться в Туркменистан, но и составить конкуренцию нынешнему лидеру страны Гурбангулы Бердымухаммедову на предстоящих президентских выборах.
Коротко напомним, что четвертого октября все официальные СМИ республики опубликовали информацию о том, что в Ашхабаде состоялось заседание Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов в Туркменистане, посвященное выборам президента страны. В итоге официально объявлено о старте президентской кампании и установлено, что выборы главы государства пройдут 12 февраля 2012 года с восьми утра до 20 часов вечера.
Как подчеркнули в Центризбиркоме, для граждан, находящихся за рубежом, при дипломатических представительствах Туркменистана также будут созданы избирательные участки. Для всех избирателей уже подготовлены брошюры с текстами законодательных актов, памятки, методические пособия на государственном и русском языках.
Также напомним, что официально в Туркменистане зарегистрирована Демократическая партия, созданная после самороспуска Коммунистической партии в 1991 году. Естественно, лидером Демократической партии является глава государства. Есть еще общенациональное движение «Галкыныш» (типа совета сторонников «Единой России» в РФ) — соответственно, движение «Галкыныш» возглавляет Демократическая партия Туркмении.
В прошлом году Гурбангулы Бердымухаммедов несколько раз озвучивал идею появления в стране еще одной партии — аграриев. Причем даже назвал ее «оппозиционной». При этом народу было разъяснено, что оппозиция «должна быть адекватна нынешнему развитию туркменского общества, нашей истории и нашим традициям, менталитету нашего народа». Однако за прошедшее время ни от одного туркменского политика, птицевода-любителя или кроликовода или даже группы крестьян-товарищей заявки в Минюст на регистрацию Партии дайхан (крестьян) подано не было.
Хотя в мае на заседании Совета старейшин Туркменистана (проходит один раз в год) туркменский лидер убеждал, что стране нужна партия, которая будет «разъяснять и воплощать в жизнь аграрную политику государства» — естественно, при строгом соблюдении Конституции страны. Президент даже давал наказ парламенту разработать и принять закон о политических партиях.
Да, вот такой казус: Демократическая партия есть, а закона о политических партиях — нет. Признаюсь честно, никакой информацией о подготовке этого законопроекта на данный момент не владею. Официальной оппозиции в Туркмении нет, лидером несогласных считается экс-глава МИД Борис Шихмурадов, отбывающий двадцатипятилетний срок якобы за покушение на президента Ниязова. Но жив он или нет, по большому счету, тоже неизвестно.
Однако в июле этого года, без всякой издевки можно сказать, в Туркменистане случилась сенсация. Потому как во время подписания новых законов «О Президенте Туркменистана», «О выборах Президента Туркменистана» и «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов в Туркменистане» Гурбангулы Бердымухаммедов вдруг выдал на-гора:
- Если кто-то из представителей оппозиции пожелает принять участие в предстоящих президентских выборах, он может спокойно приехать в Туркмению. Я гарантирую, что для них, как и для граждан нашей страны, будут созданы равные условия и возможности для участия в выборах.
Правда, тут же возник один каверзный вопрос: как же его, иммигранта, зарегистрирует ЦИК, если согласно новому выборному законодательству «кандидат должен в течение предшествующих 15 лет постоянно проживать в Туркменистане и работать в государственных органах, общественных объединениях, на предприятиях, в учреждениях, организациях»?
Тем не менее, выступая на днях на конференции БДИПЧ ОБСЕ, председатель Республиканской партии Туркменистана Нурмухаммед Ханамов заявил, что «мы положительно прореагировали на приглашение президента Бердымухаммедова и заявили о нашей готовности вернуться на Родину и принять участие в выборах.
Свою готовность мы изложили в совместном заявлении Республиканской партии Туркменистана с Общественно-политическим движением «Ватан». Об этом мы известили посольство Туркменистана в Вене и ОБСЕ и попросили сотрудников посольства, чтобы был определен специальный представитель от правительства Туркменистана, с кем можно было бы обговорить условия возврата оппозиции в страну» и участия в президентских выборах. Ответа пока от официальных туркменских властей нет.
Поэтому Республиканская партия Туркменистана надеется, что при посредничестве ОБСЕ им все же удастся принять участие в выборах, им обеспечат беспрепятственный въезд и выезд из республики, корректные встречи и консультации с властями страны и допустят в качестве наблюдателей неограниченное количество специалистов БДИПЧ ОБСЕ.
«Если же заявление президента Бердымухаммедова останется сухим сотрясением воздуха», то туркменская оппозиция призывает мировое сообщество отказаться от серьезных газовых проектов с Туркменистаном, говорится далее в заявлении Нурмухаммеда Ханамова. Учитывая, что до президентских выборов в Туркменистане остается около четырех месяцев, Гурбангулы Бердымухаммедову пора скорее подтвердить свои намерения конкретными делами.