RSS Контакты

Ангажированные клише - как двигатель современной антиисламской пропаганды

17.02.2011

"Какой эмир? Какой джамаат?" (Д.Медведев)

Найти и обезвредить! Кого? От кого?

На прошедшем в Уфе заседании президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия президент России Дмитрий Медведев констатировал факт проникновения в СМИ языка вражды. Вплоть до использования принципиально неприемлемых определений, чуждых национально-государственному и административно-территориальному делению РФ.

Давайте взглянем на вынесенные в эпиграф слова Д.Медведева и подумаем, а использующие эти понятия журналисты вообще имеют представление о значимости данных терминов? Или для них главное создать «доказательную» базу «антигосударственности» ислама через призму связки: амир - джамаат - джихад? Но что дальше? Написали. Изложили. Клише - в действии. Дальше что? Размежевание, приводящее к усилению центробежных тенденций в России?

В этой связи трезвомыслящие россияне «некавказской» национальности все отчетливее и громогласнее задаются вопросом, а выгодно ли российскому государству искусственное разделение социума по цвету кожи и вероисповеданию? Вопрос вызывается отнюдь не всплеском эмоциональности или насильным притягиванием фактов. Обратите внимание на тончайшую подоплеку представления ряда материалов по событиям вокруг Домодедовской трагедии (включая сообщения официального толка): действовала антироссийская подпольная связка этнических мусульман в составе "сборной команды" кавказцев, башкир и татар (в сопровождении наимоднейших на сегодня ваххабо-джихадистских клише).

Последний пример такого рода: в Башкортостане обнаружены члены т.н. «Октябрьского джамаата террористической организации Имарат Кавказ», призывающего к ведению джихада "против неверных" и подготавливающего распространяющиеся "на всю территорию России" теракты. При этом фиксируется наличие данной структуры в течение двух лет, но не уточняется, по какой причине никто "слона и не приметил".

Стекла очков, быть может, запотели. Другое дело, в продолжение сказанного официоз фиксирует нахождение «в основе идеологии движения» идей «салафии (ваххабизм) джихада» (так в тексте, запятые отсутствуют)(1). Идентичную справку выдает информагентство REGNUM: "В основе идеологии движения лежат идеи салафии (ваххабизм) джихада"(2). Вне зависимости от источника происхождения данной информации, можно ли из такой характеристики почерпнуть знания о том, с чем вообще едят ваххабизм и запивают салафизм? Известно ли использующим понятия журналистам и читателям их значение?

В основной массе, ответ отрицательный. Не случайно, что в конце прошлого года председатель Совета Муфтиев России Равиль Гайнутдин вновь актуализировал вопрос определения понятия «ваххабизм». Какой смысл должны вкладывать в термин правоохранительные органы? Если ваххабизм подразумевает террор или насильственное свержение власти, то "это, конечно же, является преступлением", подпадающее под необходимость пресечения, запрещения и наказания. С другой стороны, ваххабизм принят за основу таким теократическим государством, как Саудовская Аравия и рядом др. стран, следовательно, он воспринимается в качестве учения, которому "нужно противостоять так же учением, идеологии противостоять идеологией"(3).

Параллельно в социуме фигурируют совершенно противоположные взгляды, в связи с чем попытаемся рассмотреть «научное» определение понятия.     

О ваххабо-салафизме

Согласно энциклопедическому словарю "Ислам" 1991 г., термин "салафизм" представляет собой "кальку с арабского салафийа (салаф - предки, предшественники)". Далее раскрывается, что в "суннитском исламе категория ас-салаф включает в себя три первых поколения мусульман", в свете чего под салафитами понимаются выступающие с "призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, праведных предков (ас-салаф ас-салихун), квалифицируя как бид'а (недозволенные новшества) все позднейшие нововведения в указанных сферах"(4). 

В этом определении многое отчасти проясняется. В свою очередь, российский исламовед А.Игнатенко говорит об "органично присущих салафизму" двух "непременных, системообразующих" положениях - такфире и джихаде. Под первым понимается обвинение в безбожии (куфре) всех несогласных с салафитами, включая мусульман. Автор довольно подробно рассматривал такфиристскую подоплеку современности(5), в преломление же к обсуждаемому значительно актуальнее другое.

Согласно официальным сообщениям (и неимоверно глубоким журналистским исследованиям), все башкирские и татарские джамааты входят в единую структуру "Имарат Кавказ", представляемой салафитской (ваххабитской) по сути. Но вот здесь выплывает довольно интересный момент. Еще в 2006 г. тогдашний кадий шариатского суда ИК Амир Сейфуллах (Анзор Астемиров) подчеркивал, что "в движение салафитов входят мусульмане, отказавшиеся от политических и военных действий для изменения ситуации. Выступление против правителя они считают возможным (теоретически), только если он будет объявлен кафиром по личности... отказываются от возрождения духа джихада"(6).

Ну так что теперь? Ставим многоточие? Или вопросительный знак?

Да нет, не то и не другое, просто выделим этот легальный момент для анализа и приблизимся к пониманию, что в происходящем на сегодня в России дело не саляфизме, ваххабизме, суфизме, шиизме или марксизме-ленинизме. Не в амирах, джамаатах или генсеках. И даже не в джихадах, а тем более темнокожих мигрантах.

Речь, как это не покажется на первый взгляд парадоксальным,  идет в корне о другом - насколько удастся сохраниться российской государственности?

Геополитика и государственность

В свое время автор рассматривал причины геополитического происхождения "ваххабитской тематики" на постсоветском пространстве(7). Данный вопрос обычно проявляется в моменты обострения геополитической борьбы мировых гигантов за обладание контрольным пакетом акций над кавказским и центрально-азиатским регионами. В частности, в преддверие принятия важнейших решений по нефте-газовым проектам. В настоящее время заинтересованные силы пытаются внедрить в игру под прикрытием "исламского фактора" новых участников, прежде всего, в лице стратегических для России: Татарстана и Башкортостана. А отсюда - расширение ареала "антигосударственных действий" ваххабо-салафизма.

Посему главнейшей задачей аналитиков всех мастей должен стать поиск и выявление внутренних проводников идеи ослабления России подобным образом (со всех сторон).

Манежная площадь, Домодедово, искусственный вывод на арену тех или иных амиров - это звенья единой цепи по ослаблению России. В данном аспекте нужно актуализировать не антимигрантскую или антиконфессиональную (в конкретном измерении) риторику, а пресечение глобальных шагов, направленных против государственности России.     

Другое дело, что здесь высвечиваются и падающие на исламское сообщество задачи. Во избежание принятия на себя неблаговидной функции оказаться втянутыми в эту игру, в качестве первого шага целесообразно самим перестать смотреть на представителей той или иной ветви мусульманства, как на врагов. В прошлом году заммуфтия Татарстана Валиулла-хазрат Якупов фиксировал успех в местном Альметьевске "ваххабитской пропаганды" на волне возвращения в город нескольких человек, получивших исламское образование в Саудовской Аравии(8). Но насколько верно вводить из-за аналогичных случаев запрет на получение российскими мусульманами религиозного образования в исламских странах, а также на трудоустройство в РФ выпускников зарубежных исламских вузов? У нас "не хватает богословски грамотной прослойки", - говорит В.Якупов. Кто бы спорил, но причем тут саудийцы, кувейтяне или выпускники прославленного Аль-Азхара? 

Наверняка, этот вопрос требует отдельного исследования, но проявление его контуров актуально в свете рассматриваемого. Завершить же материал хотелось высказыванием Д.Медведева: "Без межнационального единства, -  подчеркнул он в своем выступлении в Уфе, - у нас не может быть государства". Прозвучавшее должно стать лейтмотивом построения российскими гражданами взаимоотношений друг с другом, вне зависимости от конфессиональной и национальной принадлежности, т.к. главенствующей задачей Д.Медведев очертил создание полноценной российской нации, «при сохранении идентичности всех народов, населяющих нашу страну». Только в этом случае «мы будем крепкими».

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

специально для IslamSNG.com

С автором статьи можно связаться по электронной почте:

teymur-ogtay@rambler.ru

Примечания:

1.Информсообщение

http://ufa.bezformata.ru/listnews/informatcionnoe-soobshenie/471873/

2.В Башкирии задержаны члены террористической организации "Имарат Кавказ"

http://www.regnum.ru/news/1373090.html

3.Как противостоять ваххабизму

http://www.svobodanews.ru/content/transcript/2211166.html

4.Ислам. Энциклопедический словарь. / отв. ред. С.М. Прозоров. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1991, с. 204

5.Геополитическая составляющая аспекта такфиризма

http://www.idmedina.ru/books/history_culture/?1713

6.Амир Сейфуллах: «Быть мусульманами до конца...». – http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2006/07/01/45635.shtml

7.Так не лучше ли задуматься о том, 

Геополитика, Кавказ и ваххабизм"

http://www.echo-az.com/archive/2007_11/1689/istoriya01.shtml

8.«Ваххабизм в России должен быть запрещен»

http://tatpolit.ru/category/discussion/2010-10-24/4680


URL:
Реклама