RSS Контакты
Азербайджанская Республика

Насими, великий поэт и мученик

28.11.2019 | История в лицах

2019 год в культуре Азербайджана прошёл под именем великого поэта Сеида Имадэддина Насими, основоположника традиции письменной поэзии на азербайджанском языке. Насими (псевдоним; настоящее имя Сеид Имадеддин; азерб. İmadəddin Nəsimi, перс. عمادالدین نسیمی‎) -поэт и мистик XIV—XV вв., писавший на азербайджанском, а также персидском и арабском языках.

Насими по праву считается первым азербайджанским поэтом. 2019 год, согласно распоряжению президента Азербайджана Ильхама Алиева, был объявлен в Азербайджане «Годом Насими». В документе, подписанном главой страны, подчёркивается, что «богатое наследие поэта-мыслителя Имадеддина Насими, оставившего глубокий след в обладающей многовековыми традициями художественной и философской мысли азербайджанского народа, и сегодня имеет важное значение в духовно-нравственном совершенствовании людей».

Насими родился в середине XIV века в городе Шемаха. Точной даты рождения поэта нет, а место рождения великого поэта оспаривают самые известные города Востока: Багдад, Диярбекир, Тебриз и Шираз. Шемаха являлась столицей династии Ширваншахов, и была крупным торговым, научным и культурным центром. Благодаря этому, Насими получил прекрасное образование, проникся восточной и древнегреческой философией. Обширные знания помогали ему писать на азербайджанском, арабском и персидском языках.

Философские взгляды Насими были передовыми не только для XIV века, но и сегодня находят отклик в сердцах почитателей его возвышенной поэзии. Насими – это призыв к духовной свободе и общечеловеческим ценностям, к высокому назначению человека. Насими стал первым поэтом в истории, писавшим на азербайджанском языке, и заложил основы азербайджанского литературного языка.

Насими исповедовал хуруфизм, одну из ветвей суфизма. Создателем этой ветви был Фазлуллах Наими. О своём учении Наими объявил в Тебризе, и именно поэтому хуруфиты называли Азербайджан «Сарзамин-е рестахиз» («Место пробуждения»). Из Тебриза хуруфизм распространился в Иран и в Турцию. Именно после казни Наими, который оказался в непреодолимом противоречии с властями, Насими принял решение покинуть Шемаху. Но даже во время путешествий лучший ученик казнённого философа не смог избежать преследований.

Творчество Насими носило открыто бунтарский характер; призывало к борьбе с насилием над личностью. Его стихи воспевали красоту и разум человека, служили освобождению личности от всякого рода условностей, отказу от аскетизма, фанатизма и религиозных догм. При этом, Насими пользовался значительной популярностью у простого народа, каждое его стихотворение подхватывалось и распространялось тысячами почитателей. Из-за этого, даже в Ираке и в Турции он неоднократно подвергался арестам. Поэт был вынужден переехать в город Халеб (ныне – территория Сирии), где наконец-то создал семью и нашёл верных друзей и сторонников. Однако и здесь спокойная жизнь продолжалась очень недолго – Насими был снова арестован, приговорён к смертной казни и принял мученическую смерть.

Судьба Имадеддина Насими на Востоке стала символом мужества и верности своим убеждениям. История народов Востока знает много самоотверженных людей, готовых отдать свою жизнь за убеждения. Казнь Насими была одна из самых жестоких в истории Востока, но поэт остался жить в сердцах людей,- в своих стихах и в своей устремлённости, преданности идее, которые не удалось сломить никакими испытаниями. Насими занял своё вечное место в мировой философии и поэзии.

«О, ты, что сокровищ искал средь камней и металлов,

Ценней человека сокровищ ещё не бывало»!

 

Подготовил Сафа Керимов


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама