В обстановке развернувшихся в Азербайджане горячих дебатов по поводу закрытия мечетей и неофициального запрета на ношение хиджаба в учебных заведениях все больше и больше жителей Азербайджана отправляются к местам поклонения мусульманским святым.
В некоторых селениях подобные святыни могут быть отмечены привязанной к дереву ленточкой или лоскутом цветной материи. В Баку, а также в населенных пунктах Апшеронского полуострова, усыпальницы могут иметь изысканный вид – отделаны мрамором, коврами, замысловатыми зеркалами и мерцающими огнями.
Точной статистики о количестве подобных святилищ в Азербайджане не имеется, хотя, по словам экспертов, они исчисляются сотнями. На взгляд богослова и директора бакинского Центра религии и демократии Наримана Гасимоглу, эти места поклонения являются выражением "светской религиозности" азербайджанцев.
"Я бы сказал, что соблюдают ритуалы и законы ислама не больше пяти процентов населения страны, а остальные считают себя верующими", – говорит он.
Почитание усыпальниц мусульманских святых является одной из главных составляющих верований шиитской ветви ислама – господствующего вероисповедания на территории Азербайджана. Подобные раки почитаются также за приписываемые им целительные свойства.
Святилище Мир Мовсум Ага ("человека без костей") в населенном пункте Шувеляны на Апшеронском полуострове под Баку открыто круглосуточно. Каждый день сюда стекаются десятки посетителей изо всех уголков Азербайджана и за его пределами. Помимо духовной функции, святыни могут выполнять и благотворительную роль. По словам работника бойни в Шувелянах, еженедельно рабочие собирают в качестве доброхотных подаяний столько мяса, что удается оказать материальную помощь порядка 600 местным жителям. Местные эксперты, правда, выражают озабоченность в связи с возможностью нецелевого использования подношений, поскольку никакого официального контроля за подобной деятельностью не ведется.
В горном селении Баш Шабалид на границе с Республикой Дагестан РФ рассказывают многочисленные истории о почитаемом в этих местах Шейхе Ахмеде, его внуке Мулле Мустафе и посвященной им святыне. Легенда гласит, что в 1930-ых годах Мустафа поднял на восстание 30 тысяч человек, а потом избежал изгнания и казни.
Местный фермер Шамиль Салмонов пересказал нам историю о том, как во время сталинских репрессий тридцатых годов таинственный странник наказал двум мальчикам отправляться к святыне. "Это был Мулла Мустафа. Он устроил целый банкет для отважных верующих, – утверждает местный житель. – А утром муллы и след простыл. Не нашли даже пепла от костра".
Говорят, что даже представители советской элиты были не прочь поверить в могущественную силу священных мест.
В советские времена рассказывали историю о том, как супруга министра финансов, посетившая гробницу Мир Мовсума Ага, излечилась от болезни, поставившей в тупик московские медицинские светила, говорится в представленном на обсуждение документе об исламе в Азербайджане Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Полагают, что ту же самую святыню посещал в 1948 году и отец нынешнего президента Азербайджана Ильхама Алиева, Гейдар Алиев, будучи еще молодым сотрудником министерства госбезопасности, говорится в том же документе.
Хотя подобные посещения могут показаться удивительными на фоне советских гонений на мечети и другие культовые сооружения, по словам доцента антропологии Нью-Йоркского Университета Брюса Гранта (Bruce Grant), советская система терпимо относилась к местам поклонения, поскольку "власти всерьез опасались, что снеся и их тоже, они навлекут на себя реальные проблемы".
Места религиозного поклонения, как живой символ местной истории и самобытности, и поныне служит "порталом в иной мир", говорит Брюс Грант – один из немногих чужаков, занимавшихся изучением этих святилищ Азербайджана.
Как отмечает теолог и профессор кафедры тюркских народов и культуры Кавказа Бакинского государственного университета Алтай Гоюшев, места поклонения являются популярной альтернативой строительству новых мечетей или отправлению в паломничество – двух предприятий, ставших практически невозможными в сегодняшнем Азербайджане из-за целого ряда бюрократических препон.
Правда, по мнению ряда экспертов, по мере распространения официального исламского образования значение таких мест поклонения может постепенно сойти на нет. Однако пока в селе Пенсер недалеко от границы Азербайджана с Ираном признаков подобных перемен не наблюдается.
Усыпальницу в селе Пенсер украшают заказанные несколько лет назад две большие фрески с изображением первого имама Али и сопротивлявшегося халифату внука пророка Мухаммеда, имама Хусейна. "Мой дед знал все об истории этой усыпальницы и кладбища", – говорит 25-летний житель села Сулеман Кирдир. Их семья, по его словам, на протяжении многих поколений заботилась об усыпальнице. Молодой человек записал в книгу принятое денежное пожертвование от плачущей пожилой женщины, внук которой находится в тюрьме. Как и сотни азербайджанских верующих до нее, женщина уходит, говоря, что помолилась на святом месте и ей стало легче.
Источник: EurasiaNet.org