RSS Контакты
Республика Казахстан

Возрождая халал традиции в Казахстане

31.10.2014 | Исламская культура

Люди часто задают вопрос: мусульмане потребляют Халал продукцию 1400 лет, почему же в последние 20-30 лет в мусульманском мире «Халал» стало горячей темой, проблемой?  Что случилось?  Изменились ли Халал стандарты в современном мире или возникли разногласия среди мусульман в понимании концепции Халал? 

ХАЛАЛ СТАНДАРТ

Ответ – нет, проблематичность с Халал появилась не по той и не по другой причине.  Шариат Создателя не изменился.  Мусульмане также не изменили свое отношение к потреблению Халал: несмотря на географическое, этническое, культурное и экономическое разнообразие, мусульманское потребительство во всем мире по-прежнему находится под общим знаменателем – командой Всевышнего: «О, люди! Вкушайте от земли то, что Халал и Таййиб, и не следуйте по стопам шайтана» (Коран 2:168). И далее в священной книге Всемогущий Творец поясняет: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или умерло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие.» (Коран 5:3).

Все предельно ясно.  В чем тогда проблема?   Во-первых, развитие современных пищевых технологий привело к появлению такого множества материалов и продуктов сомнительного происхождения, что даже специалистам нелегко “держать руку на пульсе”.  В связи с такой ситуацией и продукты мусульманского производства могут содержать Харам ингредиенты.

Во-вторых, пищевые рынки в мусульманских странах, как и во всем мире, доминируемы транснациональными конгломератами, чье знание Халал стандартов, да и уважение к ним,  как правило, очень низкое. Долевое участие мусульманских производителей пищевых и гигиенических продуктов остается экстремально низким. «Транснационалы», стремясь покорить международные рынки, с целью снижения себестоимости продукции, организовывают производство или разбивают производственную цепь в нескольких странах «третьего мира», зачастую немусульманских,  где наиболее дешевое и доступное животное сырье – свинина или крупно-рогатый скот, выращенный и забитый не-исламским методом.    Это усложняет вопрос контроля Халал-качества и Халал-логистики, т.к. даже самые усовершенствованные приборы не всегда позволяют с точностью определить животный материал того или иного ингредиента, тип корма, контакт со свининой во время перевозок, и в особенности метод убоя. Ко всему прочему, весьма ограниченные человеческие и технические ресурсы Халал-контролирующих органов супротив неограниченного количества и разнообразия потребительских товаров не способствуют улучшению ситуации на Халал рынке.  Речь идет не только о продуктах питания и гигиенических продуктах, но также об их ингредиентах, например, желатин, глицерин, эмульсии, и т.д.

Однако самое слабое звено Халал рынка – отсутствие всестороннего полноценного государственного закона о Халал и  четкого стандарта.  Например даже в Малайзии, исламском государстве, на сегодняшний день нет единой правовой базы, регулирующей Халал индустрию, позволяя любому писать «Халал» на своей продукции без каких-либо ограничений. Да и сам малайзийский государственный Халал стандарт тоже оставляет желать лучшего, так как не ставит заслон от нововведений типа предубойного шока, генной модификации, и прочих вредоносных технологий.   Ассоциация Мусульманских Потребителей Малайзии, неправительственная организация, часто выявляет продукцию с надписью «Халал» сомнительного качества (особенно из Китая), но редко может привлечь к ответственности виновников, потому как законодательная база и исполнительный механизм разбросаны по нескольким государственным актам, министерствам и ведомствам, что замедляет как процесс выдачи сертификатов, так и эффективность контроля за правонарушениями.

ХАЛАЛ УБОЙ

Одной из самых актуальных проблем в мясной халал индустрии является вопрос предубойного шока, т.е. оглушение животного или птицы до бессознательного состояния перед забоем.  На сегодняшний день в большинстве западных стран, а также в Бразилии, Австралии, Новой Зеландии предубойный шок является обязательным требованием по закону и якобы считается наименее жестоким методом забоя.  На бойнях крупнейших производителей мяса в основном используют два метода предубойного шока: перед забоем в голову животных выстреливают из пневматического пистолета с выдвигающимся ударным стержнем или бьют электрическим током также в голову.

На самом деле предубойный шок – изобретение западных животноводческих корпораций, которым эта мера позволила увеличить производительность и снизить себестоимость, к тому же извлекать дополнительную прибыль за счет утяжеления туши из-за задержки крови в плоти (около 10% добавочной массы).  Позже был выдуман “моральный” аргумент в пользу предубойного шока – мол,оглушенное животное не чувствует боли при забое.  Этот аргумент муссируется разного рода организациями по защите прав животных для лоббирования законов о наложении запрета на убой животных традиционным методом. Однако их “гуманный” метод забоя не выдерживает объективного научного анализа по ряду фактов.  Многочисленные научные исследования показали, что:

1) Предубойный шок причиняет животному сильнейшую боль и нервное потрясение. И напротив, при традиционном забое животное умирает без мучений и стресса. Например, в 1978 году в Колледже Ветеринарной Медицины, Университета Ганновера в Германии, было проведено исследование под названием  «Объективизация боли и сознания при забое баранов и телят современным методом (с использованием предубойного шока) и ритуальном (исламском) забое».  В ходе эксперимента были получены электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и электрокардиограмма (ЭКГ) состояния мозга и сердца животных во время оглушения и забоя.  Результаты говорили сами за себя.  При современном методе забоя был зафиксирован высокий уровень боли,  а также быстрая остановка сердца и сокращение мышц, что способствует задержке крови в тканях.  При исламском методе забоя согласно данным ЭКГ в первые 3 секунды не произошло никаких изменений в сравнении с состоянием до забоя, что свидетельствует о том, что животное не испытало какой-либо боли во время забоя, а спустя еще 3 секунды ЭКГ зафиксировало состояние, близкое к глубокому сну, при этом сердце все еще продолжает биться, провоцируя конвульсии, что способствует максимальному выходу крови, обеспечивая гигиенические и вкусовые качества мяса.

2) Использование предубойного электрошока провоцирует формирование молочной кислоты и приводит к необратимым изменениям в тканях животного. Высокий уровень молочный кислоты повышает восприимчивость к бактериям  и ускоряет процессы гниения мяса.

3) Предубойный шок способствует разрыву тканей головного и спинного мозга, что вызывает опасность заражения человека от животного, например, коровьим бешенством, т.к. известно, что головной и спиной мозг являются самыми инфицированными органами больного животного. К такому выводу пришли исследователи из Канадского агентства по проверке продуктов питания.

4) При предубойном шоке не всегда животное теряет сознание, таким образом цель не оправдывает средство и животное словно убивают дважды. В отчете Европейской Комиссии  1996 года сказано, что в случае 5-10% животных предубойный шок не дает желаемый результат.

5) Предубойный электрошок птиц (кур, индюков) с помощью погружения голов птиц в ванную с заряженной током водой, метод используемый сегодня почти всеми птицефермами, в том числе и в Казахстане, противоречит Халал и Таййиб по ряду причин:  

а) даже при низком напряжении, часть птиц умирает от электрошока (бройлерные куры вообще имеют слабое сердце), то есть они доходят мертвыми до ножа, что является Харам;

б) также как и в случае с животными, электрошок парализует тело птицы, ухудшая выход крови, тем более, что оглушенная током птица не хлопает крыльями после ножа (как это происходит при традиционном забое), что способствует задержке крови в мясе;  

в) часть птиц захлебывается в ванне, что равносильно удушению, а это ясно запрещено Кораном, при этом птицы зачастую испражняются во время электрошока и вдыхают воду, содержащую кал, что приводит к загрязнению мяса, –говорится в отчете под названием "Захлебывание водой во время электрошока куриц", опубликованном в 1992 году в журнале "Исследования Ветеринарной Науки";

г) бройлерные куры, которых научились выращивать в 3 раза быстрее с помощью специальных кормов и ограничения пространства, имеют деформированные кости ног, так как развитие их скелета не успевает за развитием массы тела, и поэтому, они испытывают сильнейшую боль при подвешивании их за ноги. 

Посланник Аллаха, был ниспослан как милость Всевышнего всему живому на Земле. При забое он велел бережно уводить животное от глаз других животных,  затачивать нож острым, причем делать это не показывая животному.  Он оставлял одну ногу животного не завязанной, чтобы конвульсивные движения способствовали полному выходу крови.  Посланник Всевышнего, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что будет воевать с каждым, кто убивает животное не так, как он.  

Ученые постепенно раскрывают секреты Сунны, в том числе и в вопросе забоя, приходя к выводу, что Шариатский метод забоя – не только самый гуманный, но еще и самый гигиеничный из всех существующих методов. Недавние научные эксперименты показывают, что слова “Бисмилляхи Аллаху акбар”, произносимые мусульманами над животным перед забоем, действуют как транквилизатор/анестезия.  

Мусульманам, имеющим Такуа, и без научных подтверждений ясно, что в забое по Сунне есть огромный Баракат и благо.  Все улемы и духовные деятели, не связанные с корпоративным бизнесом в пищевой отрасли, однозначно против предубойного шока, считая его эквивалентным битью до смертиили, как в случае с курицей, смерти от удушения, что запрещено текстом Корана.   Например, Мусульманский Совет Британии (MuslimCouncilofBritain), официально заявил о несоответствии Шариату всех видов предубойного шока. Халал Мониторинговый Комитет Англии (HalalMonitoringCommittee), в своем стандарте определил все виды предубойного шока для животных и птиц, как Харам.  Такую же позицию имеет Совет Ученых Пакистана (DarulUloom).  Комитет по стандарту Халяль при Духовном Управлении Мусульман Республики Татарстан пишет на своем сайте:  «Исламский метод забоя настаивает на том, что трахея, пищевод и яремные вены должны быть перерезаны без затрагивания спинного мозга. Таким образом, происходит быстрый выход крови из тела животного. Если затрагивается спинной мозг, нервные клетки дают импульс сердцу, и остановка сердца становится причиной застоя крови в сосудах. Кровь должна быть полностью слита на момент отделения головы животного от тела. Поскольку кровь является средой для распространения микроорганизмов, при ее полном удалении мясо становится очищенным и остается свежим в течение длительного времени в сравнении с мясом, полученным в результате забоя при помощи обезглавливания, использования пневматического пистолета или электрошока».

11 августа 2014 года Духовное Управление Мусульман Казахстана, по просьбе Фонда Защиты Прав Потребителей «Наследие Традиций Предков», выпустило Фетву о Халал забое, в которой использование тока однозначно запрещено, и забой должен исполняться мусульманином, – два важных вопроса, требовавших ответ Муфтията уже давно.

ХАЛАЛ И ТАЙИБ

Каждый раз, когда Всемогущий говорит в своей Книге о Халал, Он упоминает Таййиб. Таким образом, божественный закон об Исламском Потребительстве состоит из двух нераздельных частей: Халал и Тайиб.  Халал значит разрешенное, дозволенное; Тайиб, согласно различным интерпретациям, значит полезное, здоровое, чистое, приятное.  На сегодняшний день разногласий в чтении Шариата по поводу Халал среди ученых не существует, за исключением предубойного электрического шока.  Однако, нельзя сказать того же о Тайиб.  Многие, в том числе и те, кто занимается развитием Халал стандарта, вообще не уделяют должного внимания Тайиб аспекту потребительских продуктов. Гормональные прививки, протеиновые комбикорма животного происхождения и антибиотики, а также неестественные условия содержания, используемые корпоративными фермами при выращивании скота и домашней птицы, с одной стороны; пестициды, генетически модифицированные организмы, синтетические консерванты и пищевые добавки, с другой – вот,  далеко не полный перечень забот, волнующий мусульманских, и не только, потребителей во всем мире. К сожалению, сегодняшний Халал стандарт, будь то в Казахстане или   другой стране, далеко не всегда защищает потребителей от “научного-технического прогресса”.

По своей сути, продукт со значком «Халал» обязан символизировать наивысшее качество и привлекать как мусульманских так и немусульманских потребителей, заботящихся о своем физическом и духовном благоденствии, и социальной ответственности. Все больше людей понимают, что драматическое ухудшение здоровья, наблюдаемое во всем мире, напрямую связано с современной агро и пищевой индустриями, которые в погоне за прибылями нарушают гармонию божественного мироздания, отравляя как природу, так и человека.  Тысячи тонн пестицидов, выбрасываемых на сельскохозяйственных угодьях, сотни видов консервантов и искусственных добавок, используемых в производстве пищевых и гигиенических продуктов, основательно подорвали биологические ресурсы организма человека, – считают некоторые эксперты. Причем каждое следующее поколение оказывается слабее предыдущего. Халал стандарт по идее должен послужить рычагом в изменении нынешней парадигмы, а не искать компромисс с существующими «законодателями мод» – агро и пищевыми корпорациями, монополизировавшими мировые рынки.  Взять к примеру «Транс-жиры» (transfats), «Моносодиум глютамат»  (monosodiumglutamate), или сокращенно “MSG”, игенетически-модифицированные организмы (GMO)– пищевые ингредиенты, используемые  для улучшения вкусовых качеств, а также с целью снижения себестоимости, которые можно найти во многих продуктах массового производства, от соусов до сосисок; особенно интенсивно они применяются Фаст Фуд гигантами.  Эти продукты чрезвычайно вредны для потребления, вызывают рак, бесплодие и оказывают разрушительное действие на сердечно-сосудистую систему.  Об их запрете говорят во многих западных странах, где все больше ответственных производителей указывают на этикетках своей продукции: «Не содержит транс-жиры», «Не содержит MSG», «Без ГМО».  Зато продукты с их содержанием легко получают Халал сертификат, потому что блюстители Халал упрощают суть  Халал и Тайиб до уровня «лишь бы не было свинины и алкоголя».

РАСТИ БЫСТРО, УМИРАТЬ РАНО

Однако самым приоритетным вопросом Халал и Тайиб является – мясо. Если вопрос с пищевыми ингредиентами довольно сложный и требует глубокого анализа, то в вопросе с Халал мясом нужно и можно расставить все точки над «i» сегодня, а не завтра. Производство мяса КРС и курицы, в последние десятилетия превратилось в бездушный механический конвейер, словно производство стали или кирпича.  Мировые поставщики мяса довели до  “совершенства” технологии выращивания и забоя, где все подведено к формуле: Быстрее, Больше, Дешевле.  Однако в этом уравнении есть одна фундаментальная ошибка.  Это здоровье животных и потребителей.  На крупных современных фермах животных содержат в лотах, где они добирают вес на интенсивной зерновой диете (90% от общего корма) и практически не двигаются, что позволяет им увеличивать вес в три раза быстрее по сравнению с традиционной диетой, основанной на сене. Но такая неестественная диета вызывает рост вредных бактерий в кишечном тракте, таких как E.coli, в связи с чем животных пичкают антибиотиками, которые добавляют в их корм.  И если E.coliне опасно для самого животного, то потребление мяса такого животного может вызвать потенциально смертельные инфекции у человека.  Такая животноводческая практика вызывает все большую тревогу у экспертов. Более того, ученые также полагают, что появление у людей инфекций с повышенным уровнем сопротивляемости может быть связано с масштабным использованием антибиотиков в производстве КРС  и птицы.  Научный эксперимент, проведенный в Корнелл Университете, США, убедил исследователей в том, что природа животных предрасположена к травяной диете, которая содержит много клетчатки, и замена зерна на сено уменьшает необходимость в использовании антибиотиков. Однако фермеры-капиталисты не любят возится с сеном, им легче и выгоднее использовать зерновые корма в рамках масштабного конвейерного производства.

В производстве курицы аналогичная проблема: естественная диета курицы должна состоять в основном из травы и насекомых, которые она самостоятельно находит в земле, но вместо этого корпоративные птицефабрики содержат их в душных тесных помещениях (15-18 птиц на квадратный метр по закону Европейского Союза), на зерновых кормах и антибиотиках, что позволяет им произвести 2-х килограммового цыпленка за 40 дней, вместо нормальных 150 дней.

 Такие технологии позволили значительно снизить цену куриного мяса, но за счет здоровья птиц и потребителей. 90% птиц на современных птицефермах плохо держатся на ногах и испытывают боль при передвижении.  Но это не самые плохие новости.  Согласно отчету Союза Потребителей США (ConsumersReport), опубликованном в 2006 году, при проверке бройлерных кур на полках супермаркетов было выявлено: 81% заражены инфекционной бактерией кампилобактер, 15 % кур сальмонеллой, 13% кур содержали оба вида инфекций, и лишь 17% кур были чистыми.  Причем обе бактерии показали повышенную сопротивляемость к антибиотикам и высокой температуре.      

Здесь стоит вспомнить об эпидемии  «коровьего бешенства», вспыхнувшей в начале 1990-х в Великобритании, когда тысячи потребителей были заражены этой смертельной болезнью.  Протеиновые кормовые добавки, сделанные на основе отходов, собираемых на бойнях (кровь, кости, головной и спинной мозг), оказались причиной эпидемии.  Только после вспышки эпидемии британские власти начали запрещать корма животного содержания, которые до этого считались “достижением” мясной индустрии страны.  И хотя ситуация с коровьим бешенством находится под контролем, сказать, что проблема решена, нельзя. В 2013 году в Британском Медицинском Журнале (British Medical Journal) были опубликованы результаты исследований,  показывающих, что один из двух тысяч англичан сегодня носит в своем организме абнормальный прионный белок, связанный с болезнью Крейтцфельдта-Якоба, то есть человеческой формой коровьего бешенства.

Примечательно, иудейский стандарт «Кошер», который очень популярен в западных странах не только среди евреев, но и общего населения, не идет на поводу у корпораций, а защищает потребителей и строго следует традиционным правилам забоя, к примеру, все виды предубойного шока запрещены в Кошер стандарте во всем мире, даже в тех западных государствах, где предубойный шок обязателен по закону.  Наглядная иллюстрация: в США при осмотре туш животных (забитых ритуальным методом), произведенных крупными животноводческими заводами, американские раввины дают Кошер сертификат примерно 5% животных, остальные 95% они считают больными на основе анализа легких и печени.  И наоборот, при проверке туш скота от мелких традиционных фермеров отказ в Кошер почти нулевой.

Очень досадно, что Халал стандарт в большинстве стран не следует Сунне Пророка Мухаммада так, как иудейский Кошер Сунне Пророка Моисея. 

КАЗАХСКИЙ ХАЛАЛ ХАБ

Годовой торговый оборот Халал рынка составляет почти 3 триллиона долларов и с 2-мя миллиардами потребителей по всему миру этот рынок растет на 20% ежегодно, – оценивает аудиторская компания «Ernst& Young».  Растущий спрос среди немусульманского населения на Халал мясопродукты на рынках Европы и США подтверждает прогнозы многих экспертов о том, что Халал индустрия станет главной силой на глобальном рынке в ближайшем будущем. Треть покупателей Халал мясных продуктов в Великобритании – немусульмане. Строгий, четко прописанный Халал Стандарт и компетентность сертифицирующих органов поможет как производителям так и потребителям Халал продукции найти друг друга. Две немусульманские страны, США и Бразилия, сегодня абсолютные лидеры по экспорту Халал мяса. Даже Япония создала департамент по развитию Халал индустрии.  Потенциал Халал рынка трудно переоценить, не зря правительство Малайзии страстно желает стать центром мировой Халал индустрии, несмотря на отсутствие существенных базовых предпосылок..

Духовное пробуждение и возрождение Ислама в Казахстане, наблюдаемое с приобретением независимости, сопровождается повышенным интересом и спросом на Халал продукцию, в первую очередь пищевых, но также гигиеническо-бытовых товаров, что и положило начало динамичному развитию Халал рынка в нашей стране.  Был создан государственный Халал стандарт в Казахстане, первый в пост-советских странах, и сертифицирующий орган. Участие казахских бизнесменов в международных Халал выставках – важный шаг для повышения имиджа Казахстана как мусульманской страны-производителя качественной Халал продукции.  Дебют в мировой Халал индустрии, надо отметить, состоялся: на Халал выставке в Малайзии  люди с восторгом отзывались о мясных деликатесах казахских производителей, которые на самом деле были вкуснее австралийских и бразильских аналогов. Однако надо продолжать систематичную и комплексную работу как по повышению Халал стандартов, так и по развитию отечественных производств, выпускающих продукцию высших стандартов качества и полезности, т.е. Халал и Тайиб.  Необходимо возрождать и продолжать традиции наших предков в скотоводстве и забое; перенимать современный передовой опыт и технологии в области переработки сельскохозяйственной продукции, не нарушающие Халал и Тайиб; следить за практикой стран наиболее продвинутых в Халал стандартизации и сертификации; представлять лучшую продукцию на международных Халал выставках (самые популярные в Куала-Лумпуре, Париже, Дубае); ну и в целом “держать руку на пульсе” мировой Халал индустрии, которая стоит на пороге больших перемен.

Но самое главное – необходимо повышать уровень грамотности мусульманских потребителей.  Предоставлять информацию о пользе для души и тела продуктов, произведенных/приготовленных по законам Всевышнего и Сунне Его Посланника, чтобы люди стремились потреблять органическую простую пищу местного производства, вместо удешевленных импортных суррогатов: лучше есть курицу из близлежащей деревни один раз в неделю, чем американские окорочка каждый день; лучше есть местную конину и баранину один раз в две недели, чем бразильскую говядину через день.  Организовывать обучающие программы об агротехнологиях в домашних условиях – это новое направление в пищевой безопасности, развивающееся во всем мире, которое позволяет людям эффективно использовать даже подоконник в квартире для выращивания какой-либо пищевой культуры.      

Казахстан имеет все предпосылки для того, чтобы стать крупным мировым экспортером Халал продукции, особенно в Арабские страны.  Да и Европа нуждается в качественной мясной и молочной продукции, там даже такие нетрадиционные продукты как конина, кумыс и шубат набирают популярность как диетические продукты.  Почему бы Казахстану не стать одним из мировых Халал хабов? Казахам сам Всевышний велел быть скотоводами!  Вместо дымящих заводов и фабрик не лучше ли видеть зеленые поля и чистые реки с пасущимися вокруг здоровыми животными, как например в Новой Зеландии? Это кстати послужит озеленению пустынных земель, так как доказано, что выпас скота способствует увеличению травяного покрова. Тогда и развитие эко-туризма получит стимул.  Казахский Халал стандарт должен гарантировать Халал и Тайиб качество продукции, на всех этапах производства – «от поля до ложки».  И в первую очередь надо обеспечить наш собственный народ Халал и Тайиб пищей, и тогда Казахстан сможет стать мировым Халал хабом. Для такого амбициозного проекта требуется поддержка государства и сильный Халал стандарт, которого, к сожалению, все еще нет  Это огромная и масштабная работа, и не одного дня.  Но как говорится, все начинается с Нийята.  Будет воля, будет и путь.

Гульнара Адамова, Астана, Казахстан

URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама