RSS Контакты
Республика Казахстан

Этика развода в исламе

25.08.2015 | Исламская культура

Казахстан – это светское государство, в котором проживают представители различных этносов, религий и культур. Как всем нам известно, семья – это основная ячейка общества. Со словом «семья» ассоциируются только позитивные и теплые представления.

Но, к большому сожалению, не все браки заканчиваются счастливым концом, и бывает, что некоторые из них заканчиваются бракоразводным процессом.

Учитывая увеличение роста религиозности казахстанцев, необходимо учесть и религиозный контекст при рассмотрении данного вопроса. Все религии, в том числе и Ислам, признают развод самым нежелательным действием из всего дозволенного.

В исламе термин, определяющий развод, обозначается словом «талак». Талак – в первоначальном смысле обозначается как «отпущение», «отпуск», в юридической терминологии мусульманского права данное слово означает «расторжение брака», или «лишение брачного договора легитимной силы», путем произнесения слова «талак».

У развода имеется два положения: «талак ар-радж» (развод с правом возврата) и «талакбаин» (развод без права возврата).

1. Талак ар-радж – суть данного развода в том, что он позволяет супругам, разведшимся в состоянии гнева или по ошибке, вернуться друг к другу. Если мужчина один или два раза дал развод жене (сказав, например «мы разводимся!»), он имеет право вернуть ее, не дожидаясь окончания «идды» (период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж). В данном случае не требуется выплаты «махра» (деньги или имущество, которое мужчина дает или обязывается дать при женитьбе) и нового заключение брака. Желание или нежелание женщины в таком случае роли не играет, достаточно желание мужчины. О том, что мужчина совершивший развод с возвратом (талак ар-радж), может вернуть жену в период идды, сказано в 228-ом аяте 2-ой суры: «Разведенные должны выжидать, (не выходя замуж), три срока регул. Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течении этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения».

2. Талак баин – развод, который не позволяет продолжать семейную жизнь без повторного заключение брака и выплаты нового махра. Талак баин делят на два следующих вида:

1) байнуна ас-сугра (малое расставание), позволяющий мужчине вернуть супругу, заключив повторный брак и выплатив махр, то есть, мужчина если развелся с женой одним или двумя талаками и не успел вернуть жену во время идды, еще может вернуть ее, так как, не израсходовал полностью свое трехкратное право на развод;

2) байнуна аль-кубра (большое расставание) при котором супруги окончательно расстаются, то есть, при котором мужчина израсходовал полностью свое трехкратное право на развод, объявляя развод жене каждый месяц после месячных циклов.

Талак словесно может выражаться двумя способами: «талак-сарих» (точно выраженный развод) и «талак-кинаят» (подразумеваемый развод).

Талак-сарих имеет место в том случае, когда муж произносит формулу развода в прямых и точных выражениях. Например: «Я даю тебе развод» или «Ты разведена».

Талак-кинаят имеет место в том случае, когда муж произносит формулу развода двусмысленно, невнятно. Например: «Соединись со своим родом» или «Я даю тебя твоему семейству».

Согласно канонам ислама, привилегированное право объявить о разводе принадлежит мужу, либо шариатскому судье, выносящему решение по просьбе жены, но бывают и такие случаи, когда муж предоставляет такое право своей жене или поручает ей произнесение формул развода. Название такого права именуется тафвизу-талаком (полномочие на развод), если муж скажет своей жене: «Выбор за тобой!» (подразумевая под этим «развод»).

Шариатский судья выносит решение по просьбе жены при следующих условиях:

Первое, если муж дает клятву жене не вступать в соитие с ней всю жизнь или более 4 месяцев, такое понятие определяется в шариате как «иляъ» (клятва, которую муж дает в том, что он в течение определенного времени не будет поддерживать никаких отношений с женой.). В данном случае, жена имеет право по истечении 4 месяцев потребовать от мужа вступить с ней в половую близость. Если муж данное требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод.

Второе, если муж не в состоянии обеспечить материальным благом свою жену, то она по шариату вправе потребовать от него развода.

Все процедуры развода показывают то, что ислам делает акцент на сохранение брака, на обдуманное решение супругов в таких ответственных вопросах. При этом есть сомнения и в том, захочет ли мужчина вновь жениться на своей бывшей жене, которая обязана по правилам фикха (мусульманской юриспрюденции) выйти замуж за другого и развестись с ним для того, чтобы опять воссоединиться со своим бывшим супругом. Такие правила предостерегают мужчин от необдуманных решений.

Помимо указанных выше правил существуют много других, специфических инструкций с индивидуальным подходом к каждому отдельному случаю. В этот процесс должны быть вовлечены люди, разбирающиеся в данном вопросе, в основном это кази (судьи) исламской юриспруденции, которые могут дать профессиональный ответ по всем отдельным вопросам относительно развода.

Выясняется то, что развод не совсем уж легкое и быстрое дело, как это практикуют нынешние, современные мусульмане, предерживающиеся нетрадиционных взглядов. Следует также отметить, что в последнее время участились случаи, когда молодые люди прибегают к использованию электронных устройств при разводе со своей супругой, отправляя короткие сообщения на мобильные телефоны со словом «талак».

Такое безответственное отношение к человеческой судьбе, семейной жизни, святости брака и религиозным канонам со стороны приверженцев некоторых деструктивных течений ислама повергло в шок казахстанскую общественность. Люди с таким отношением к браку не до конца понимают всех последствий своих необдуманных действий, создающих угрозу обществу и национальной безопасности государства в целом.

Сложившаяся ситуация сложна и неоднозначна, однако это не означает,  что выхода нет. Для того, чтобы сохранить гармонию в семье, требуется:

1) воспитание детей и привитие им чувства ответственности с малых лет;

2) внедрение в образовательные программы дисциплины по вопросам создания семьи;

3) открытие психологических центров по советам и/или помощи молодоженам в семейных вопросах;

4) разьянисть важность махра – обязательное имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака, махр должен быть внушительным, чтобы муж перед тем как решит развестись, неоднократно подумал. К тому же после развода махр может служить помощью разведенной женщине на первых порах.

5) укрепить практику сватовство – традиционно у казахов до свадьбы предшествует обязательный кудалык (сватовство). Для сватовства родители жениха формируют делегацию сватов, состоящую не только из прямых родственников, но и из числа уважаемых и близких друзей семьи, которые в свою очередь, в неблагоприятных ситуациях в семейной жизни молодых всегда могут подсказать, посоветовать и даже оказать моральное давление на молодых во избежание развода. Относительно данного положения в 35 аяте 4-ой суры Корана сказано: «Если между супругами произойдёт ссора, и вы боитесь разрыва, то призовите судью из своих родственников и судью из её родственников, которые желают примирить их, и тогда Аллах поможет достичь им доброго решения для супружеской пары: для продолжения мирной супружеской жизни или мирного, доброго разрыва. Поистине, Аллах знает и видит явные и тайные дела Своих рабов!».

Безусловно, такие пути решения не искоренят данную проблему, но то, что они послужат уменьшению числа разводов, является непреложной действительностью. Государству и обществу в целом, следует с большим усердием и ответственностью подходить к данному вопросу и прививать молодому поколению этику создания и развития семьи.

В заключении можно упомянуть известную всем историю из жизни праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда один мусульманин после ссоры со своей женой, пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до порога дома, он услышал, как жена кричала и ругалась на Умара. Наблюдая за всем этим, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидев, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита. Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав. Он сказал: «Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела. Поэтому я и терплю её выходки. В таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей». Необходимо отметить, что мужчинам крайне важно осознавать, что нужно всегда оставаться крайне терпеливыми к своим вторым половинкам и не принимать поспешных решений.

Женщинам следует принимать и понимать природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина в порыве эмоций может дать развод. Очень часто женщины, при возникновении ссоры, прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но увы как обычно бывает поздно.

Понимание и терпение в супружеских и семейных отношениях являются основными добродетелями в предотвращении развода, являющегося не только социальной угрозой семье и обществу, но и несчастьем для любящих друг друга супругов.

Укенов А.С.

научный сотрудник Отдела исследования христианства и нетрадиционных для Казахстана религиозных течений

e-islam


URL:
Авторские колонки
Реклама