Религиозный конфликт и основа его разрешения на евразийском пространстве16.05.2013 | Межконфессиональный диалогЕвразийское пространство представлено мировому сообществу как культурно-историческое, социально-экономическое единство двух частей света – Европы и Азии. Территория Евразии объединила много этносов, государств, конфессий, языков, различные социальные и политические системы. На сегодняшний день невозможно представить евразийскую культуру без её духовного начала, отражающегося в том числе и в религии. Здесь динамично гармонизируют духовные традиции Ислама и православия. И нетрудно понять масштабность роли Ислама и православия в процессе культурно-цивилизационного становления этносов и народов, проживающих на евразийском материке. Тесное переплетение тюркской и славянской культур порождают феноменальный синтез духовно-нравственных ценностей, нашедших своё воплощение в евразийской культуре. Казахстан, являясь одной из составных частей евразийского пространства, стал наглядным примером того, как представители различных верований живут в мире и согласии. Такое многообразие свидетельствует об уважительном отношении государства к свободе вероиспове-дания, сохранении атмосферы толерантности и веротерпимости в обществе. Казахстан, как поликонфессиональное и полиэтническое государство, использует гумани-тарно-нравственный потенциал мировых и традиционных религий, поддерживает межкон-фессиональное согласие и диалог духовных лидеров. Современная религиозная ситуация в поли-конфессиональном Казахстане непроста и динамична. В ней постоянно происходят количественные и качественные изменения. Следует отметить, что с возрастанием роли религии в обществе растет и количество фактов искажения религиозных догматов представителями нетрадиционных религий. Активное миссионерство и пропаганда нетрадиционных течений вызывают обеспокоенность граждан, так как любая критика общества в адрес нетрадиционных течений зачастую приводит к проявлению нетерпимости к критике, агрессий, что, безусловно, является основой конфликтов религиозного характера. Проблема религиозных конфликтов всегда остро стояла перед человеческим сообществом, но особую актуальность приобрела в современное время. Как известно, религия является социаль-ным институтом, но прежде всего, религия – это форма мировоззрения. Она обращается к глубинным вопросам человеческого бытия, определяя его отношение к миру, к другим людям. Этим определяются особенности религиозных конфликтов. Религиозные конфликты выражаются не только как конфликты приверженцев различных вероисповеданий, но и тесно связываются с этносом носителей верований, что придает конфликту и национальный характер. Даже «чисто» религиозные конфликты, сопровождаемые проявлениями агрессии, насилия и нетерпимости, казалось бы, затрагивающие лишь религиозную сферу, значительно дестабилизируют в целом социальную обстановку в современном обществе. Взаимоотношения религии и политики, взаимосвязь конфликтных ситуаций в этих сферах общественной жизни, вышеозначенные обстоятельства актуа-лизируют исследование угрозы религиозного конфликта устойчивому развитию общества. Общепризнанно, что одной из глобальных угроз в современном мире стал экстремизм. Его рост настолько стремителен, что в общественном сознании экстремизм вообще начинает ассоциироваться исключительно с экстремизмом религиозным, более того, «исламским». Это обстоятельство создает межрелигиозную и социальную напряженность, становится конфликтогенным фактором.
Негативные последствия религиозных кон-фликтов всегда сопровождаются болезненными социально-политическими процессами для любого общества. На территории евразийского про-странства религиозные конфликты приобретают зачастую и национальный характер, что усложняет их регулирование и поиск путей разрешения противоречий. Евразийская культура является одним из немногих явлений, способствующих противостоянию угрозам религиозных конфликтов как на евразийском пространстве, так и в мире в целом. И на наш взгляд, при грамотном использовании всего духовного и культурного богатства народов Евразии, угроза религиозных конфликтов может быть значительно снижена. Прежде всего, необходимо нравственное воспитание и приобщение подрастающего поколения к ценностям традиционных мировых религий, утверждающих исключительно мирные, дружелюбные взаимоотношения людей всего мира. Важно, что ни в одном традиционном религиозном учении нет призыва к насилию и проявлению вражды по отношению к представителям других религий. Также для предотвращения религиозных конфликтов, искоренения причин и условий их возникновения необходимо решать проблемы социально-экономического характера, реально обеспечивать социальную защищенность, поскольку именно ощущение социальной несправедливости создает благоприятную почву для этих явлений. Религия изначально – это как путь праведной жизни. Именно в религии, в вере, человек мог найти утешение и ответы на свои вопросы. Вера дарует силу и уверенность человеку, религия способна поменять отношение человека даже к самым тяжелым испытаниям в его жизни. И различия в догмах, молитвах, культовых обрядах и практиках не должны служить основанием для проявления вражды между верующими. Очевидно, что религия в руках недостойных людей способна трансформироваться в мощное орудие для разжигания войн, конфликтов. И противостоять этому возможно только путем объединения. А. Р. Жусупова, религиовед Источник: Религия в Казахстане URL: |
Авторские колонки
Реклама
|