RSS Контакты
Республика Казахстан

Необходимо религиозно просвещать русскоязычных мусульман Казахстана, - теолог

06.05.2016 | Интервью

Предлагаем Вашему вниманию обещанное интервью с отечественным теологом Расимом Челидзе. Расим является одним из первых выпускников Университета Нур-Мубарак, позже защитил магистерскую и докторскую диссертации в турецких учебных заведениях, а на данный момент он работает экспертом, специалистом-теологом в Ассоциации центров исследования религий.

 

– Расим Алиевич, по долгу своей работы, Вы объездили многие регионы Казахстана. Опишите религиозную ситуацию в нашей стране?

– Начну с того, что людей с крайними религиозными воззрениями можно найти во всех густонаселенных регионах. Любое деструктивное течение всегда стремится к городу. Город является основным потенциалом, который может повлиять на распространение их идей. В городах, в отличие от аулов, они набирают основное количество своих последователей. В ауле, как таковом, они не так активно распространяются, как в городе.

– Значит ли это то, что городские подвержены влиянию радикалов больше чем аульчане? С чем это связано?

– На крючок радикалов по большому счету попадают люди со скудным религиозным знанием. Поэтому, неудивительно, что среди потенциальных «приверженцев» радикализма можно встретить людей с высшим образованием, но которые «хромают» по религиозной тематике. Порой, среди них встречаются успешные бизнесмены, юристы, врачи и так далее. Человек может иметь хоть несколько высших образований, но если он отдален от своей религиозной культуры, то он будет подвержен радикальным воззрениям и станет легко доступным для деструктивных течений.

–  Какие деструктивные течения представляют наибольшую опасность?

–  В каждом человеке лежит крайность. Вопрос в том, в какое русло он его вгоняет, и ведется ли какой-либо открытый призыв или нет. С этой точки зрения, мы можем сказать, что возможно ожидать проблем от течений, которые хотят привнести чужеродные элементы, идущие вразрез с ментальностью, моралью и нравственностью народа.

– Известно, что радикальные группировки довольно активно распространяются посредством новых технологий. А какую альтернативу может предоставить им традиционный Ислам?

– Я бы переиначил формулировку: не традиционный Ислам, а традиционное направление Ислама. Что касается сайтов и прочих социальных сетей, которые прямо или косвенно находятся под контролем муфтията, то нужно пересмотреть статистику посещений данных сайтов. Действительно ли там есть ответы на актуальные вопросы? Общество ждет реальных альтернатив. Специалисты должны больше писать об особенностях ханафитского мазхаба, воззрений Матуриди. На данный момент этих трудов очень мало. Основная нагрузка наверняка ляжет на служащих ДУМК и имамов мечетей, так как имамы — это представители традиционного направления Ислама.

Нам нужно делать программы на телевидении, где будут обсуждаться те или иные религиозные вопросы. Именно обсуждаться, а не просто подниматься. Даже если сказать, что такие программы имеются, все же скажу, что их недостаточно. А те, что имеются, то они, в основном на казахском языке. На русском же языке таких программ практически нет. Учитывая тот факт, что уровень вовлечения в экстремистские группы наших русскоязычных сограждан высок, то очевидно, что мы должны обогатить русскоязычный контент.

Не могу не отметить работу сайтов при ДУМК, они мне нравятся. Что касается моей личной странички в Фейсбук, то я время от времени затрагиваю актуальные вопросы. Например, мой последний пост был о хиджабе.

– Какие обращения, поступающие на номер горячей линии 114, Вы могли бы отметить?

– Звонки бывают разного рода. Люди обращаются с разными проблемами. Из моей практики, например, недавно был звонок с жалобой на своего брата, который уезжает на какой-то период из дому неизвестно куда, ни с кем не общается и так далее. И таких звонков хоть отбавляй. В обществе присутствует некая фобия, боязнь.

Кроме этого, бывают и вопросы типа «Можно ли читать Коран без омовения?», «Допускается ли чтение Корана без головного убора?».

Кроме звонков, к нам обращаются с проблемами и при встрече. С ними мы ведем индивидуальную беседу.

– В свете того, что много говорится о всякого рода течениях, нередко родители принимают самое «легкое решение» проблемы для профилактики: дистанцировать себя и детей от религии в целом. Это уже другая крайность. Типична для этого случая формулировка: Жүрегім таза (Мое сердце и мои помыслы чисты), или же вспоминается тезис: «Религия – опиум для народа». А как выработать иммунитет против радикализма без ущерба самой вере?

– Очень хороший вопрос. Формулировка «одна вера в сердце – достаточна» подобна неплодоносному дереву, вера должна сопровождаться еще и благими делами. Быть религиозным человеком это хорошо, так как религия - это призыв к богобоязненности, к благочестивости, к нравственности, формирует отношение к окружающему миру. А самой хорошей панацеей от радикализма являются качественные знания, полученные с проверенных и достоверных источников. Если посмотреть на процентное соотношение русскоязычных и казахоязычных соотечественников, вовлеченных в радикализм, то становится очевидным, что русскоязычные представляют основную долю. Об этом я говорил выше. Нужно обогатить наше телевидение и социальные сети правильным религиозным контентом. Таким образом можно проводить своеобразный ликбез среди населения. Еще раз подчеркну, знание – основа всего. И чтобы сохранить свое дитя, верующие родители должны обогощаться хотя бы базовыми знаниями о своей религии. Однако уходить от одной крайности в другую нельзя, к хорошему это не приведет. Поэтому иммунитетом от религиозного радикализма, может быть только обладание религиозным знанием. Если они видят какие-то препоны в доступе к информации, я предлагаю им звонить на номер кол-центра 114.

– Известно учение имама Мансура аль-Матуруди о том, что «Джихад – это усердие в предотвращении войны». Хотелось бы напомнить, что еще есть заявление современного саудовского ученого Шисри, который сказал, что «ДАИШевцы (ИГИЛовцы) – многобожники». Почему бы мусульманскому миру не взять эти высказывания на вооружение при борьбе с экстремизмом?

– Трагикомично, но это факт: еще никто не обвинил ИГИЛ в куфре (неверии – Ред.) так, как ИГИЛовцы обвиняют огульно всех тех, кто не согласен с ними. Возможно, улемы традиционного направления Ислама не хотят спускаться на их уровень. Во-вторых, обвинение в куфре является не теологическим аспектом, а правовым.

Что касается Шисри, то я думаю он руководствовался тем, что в ДАИШ есть признаки многобожия, которая проявляется в их поклонении себе, то есть в эгоцентризме. Видимо его аналогия исходит из истории об Иблисе. Когда Аллах приказал ему поклониться Адаму, Иблис высокомерно отказался, и тем самым «поклонился» самому себе. Но как бы то ни было, вышесказанное высказывание Шисри является не фетвой, а его личным мнением и носит локальный характер. Абу Мансур аль-Матуриди, величайший теолог, богослов. Его теологические воззрения актуальны по сей день. И я был бы только рад, чтобы мусульманский мир обратил внимание на его учение, и воспользовался им, а не только произносил его имя.

–  На последнем саммите Организации Исламского Сотрудничества Президент страны Нурсултан Назарбаев сказал: «Исламский мир находится под угрозой разделения на сунниов и шиитов». Он также отметил, что «подобным проявлениям следует поставить заслон». Каким образом?

–  Нурсултан Абишевич очень тонко видит эту грань. В 2003 году на первом Съезде лидеров мировых и традиционных религий он уже «прорубил окно» в стене непонимания между двумя направлениями, посадив суннитов и шиитов за один стол мира и согласия. А это говорит о многом. В действительности, разделение шиитов и суннитов происходит не столько по религиозным, сколько по политическим аспектам. И поэтому, предотвращение последующего раздробления мусульманской уммы, возможно только при правильной и грамотной политике глав государств. Следует отметить, что Аллах будет судить людей не по тому, кто был суннитом или шиитом, а согласно их деяниям при жизни. Кроме того, Пророк сказал, что благой нрав и богобоязненность станут своего рода визитной карточкой в Рай. Религия в своей сути направлена на объединение, а не разделение. Каждому на своем уровне нужно прекратить делить мусульманскую умму. В мечетях нужно очень аккуратно подходить к запрету того или иного мазхаба. Не нужно идти на крайности в этом вопросе.

– Ваши впечатления от нового формата встреч с населением и журналистами под названием «За чашкой кофе»?

– Встречи такого рода действительно нужны. И этот формат на самом деле очень удобен для разъяснения вопросов населению. Это своеобразный мост между специалистами и населением, предполагающий свободный формат общения. Кроме вопросов об экстремизме, гостей на этой встрече интересовали такие темы как Миърадж (Вознесение Пророка), вопросы о суфизме, о Коране, о Сунне. В общем, встреча была очень плодотворной.

– Чем бы Вы лично предложили молодежи заниматься для того, чтобы обезопасить себя от радикализма?

–  Очень хороший вопрос. Во-первых, человек хотя бы на базовом уровне должен изучать свою религию. Для этого не обязательно заканчивать медресе или теологические факультеты. Он должен знать, во что верит, чтобы не попасть в сети ложных течений. Очень важное значение имеет именно источник достоверной информации. Советую молодежи брать информацию не на улице, а у компетентных по вопросам религии людей, например, у имамов мечетей и представителей Духовного управления мусульман Казахстана.

Во-вторых, человек должен заниматься делом. Мир развивается: человек скоро полетит на Марс, а мы до сих пор зациклились на деталях. Всевышний создал человека, и Он хочет, чтобы тот развивался. И если молодой человек направит свое развитие в благое русло, он станет полезным не только для себя, своих родителей, а также для своей страны.

– Благодарю Вас за интервью.

 

Беседовал: журналист Рахат АХМЕТ

e-islam


URL:
Авторские колонки
Реклама