RSS Контакты
Республика Казахстан

Кто и почему совершает теракты в Казахстане?

16.08.2016 | Интервью

Стоило министру внутренних дел РК Калмуханбету Касымову заявить, что причиной алматинского теракта стали личные неприязненные отношения подозреваемого Руслана Кулекбаева к полицейским, как в соцсетях разгорелись споры. Пользователи дискутировали на тему «Что движет сегодня казахстанскими экстремистами – идеология, ненависть к силовикам или какие-то другие причины?» Высказывались мнения, что многие экстремисты являются безработными или уголовниками, а джихад для них – всего лишь форма прикрытия.

«Радиоточка» обратилась за комментариями в пресс-службу КНБ РК, чтобы узнать официальную версию. Начальник подразделения Станислав Меньшиков ответил на все наши вопросы.

 

Идеология или корысть?

- Мы провели анализ расследованных уголовных дел по фактам и признакам совершения террористических преступлений. Он показал, что основным мотивом радикалов является идеологический. Наряду с этим, отмечу, что отдельные фигуранты входили в состав организованных преступных группировок. И для них основным мотивом насильственных акций стали корыстные интересы.

 - Главной мишенью актюбинского и алматинского терактов стали полицейские и военнослужащие Национальной гвардии МВД РК. И это - их основное отличие от всех предыдущих терактов в Казахстане. Почему, на ваш взгляд, именно стражи правопорядка стали объектами охоты экстремистов, а не сотрудники спецслужб, прокуратуры и судов?

- На наш взгляд, сотрудники органов внутренних дел становятся объектами преступных посягательств по причине особенностей их профессиональной деятельности. Ведь они непосредственно осуществляют уголовное преследование лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности, а их форменное обмундирование позволяет легко их идентифицировать.

- Готовы ли сотрудники территориальных подразделений КНБ отразить вооружённое нападение неизвестных лиц?

- В соответствие со статьями 15-2, 15-3 и 15-4 Закона РК от 21 декабря 1995 года «Об органах национальной безопасности РК», нашим сотрудникам и военнослужащим предоставлено право применять в случае вооружённого нападения на них физическую силу, специальные средства, оружие и боевую технику.

 

След ДАИШ

- Каков портрет современного казахстанского террориста?

- Более 55% осуждённых за террористические преступления – это граждане в возрасте от 17 до 29 лет. 35 % - в возрасте 30-39 лет, менее 10% - старше 40. Большинство вовлечённых в радикальную деятельность молодых людей росли в социально неблагополучных условиях. Они воспитывались в неполных семьях, имеют одну или несколько судимостей.

Также отмечу, что 56% из общего числа осуждённых имеют среднее образование, 16% - средне-специальное и 18% - высшее. 75% являлись безработными, остальные занимались мелкооптовой торговлей. Менее 6% посещали медресе, в том числе за границей.

- Почему в нашей стране самоподрывы совершают исключительно мужчины, тогда как, например, в России их нередко совершают женщины-шахидки?

- Возможно, это связано с особенностями казахстанского менталитета. Роль и место женщины в обществе, и позиционирование её в качестве матери всё же оказывают определённое подсознательное влияние на поведение приверженцев радикальной идеологии.

- Вы сказали, что многие экстремисты имеют по несколько судимостей. Можно ли говорить о том, что некоторые организованные преступные группировки Казахстана как-то связаны с международными террористическими организациями?

- Нет. Мы не зафиксировали связей оргпреступных группировок нашей страны с международными экстремистскими и террористическими организациями.

- Какие внешние негативные факторы влияют сегодня на распространение терроризма и экстремизма в Казахстане? Можно ли назвать в их числе «подрывные стратегические установки» в отношении Казахстана некоторых иностранных спецслужб и ДАИШ?

- Мы считаем, что главным фактором радикализации казахстанских верующих является распространение в Интернете пропагандистских материалов. Готовят их идеологи религиозного экстремизма, в том числе связанные с ДАИШ.

- А есть сведения, что сегодня такую деструктивную идеологию в Казахстане распространяют также эмиры Северного Кавказа и проповедники Талибана в своих онлайн-проповедях?

-  Призывы представителей Северо-Кавказского бандподполья являлись основой для радикализации наших верующих в начале 2000-х годов. Сейчас такого нет.

 

Бывалые люди

- Правда, что так называемые умеренные салафиты намного опаснее радикальных ваххабитов, как уверяют некоторые эксперты?

- Я полагаю не уместным проводить параллели между определёнными религиозными течениями и конкретными преступлениями. История человечества свидетельствует о том, что та или иная трактовка религиозных норм использовалась  для прикрытия насильственных действий во все времена. Именно поэтому специальные и правоохранительные органы проводят мероприятия по выявлению и пресечению конкретных преступлений, а не привлекают граждан к ответственности за их вероубеждения.

- Отслеживает ли КНБ ситуацию в исправительных учреждениях в целях предотвращения дальнейшего распространения исламских радикальных идей среди осуждённых? Что показало досудебное расследование в случае с алматинским стрелком Русланом Кулекбаевым, который по заявлению Председателя КНБ РК, «сошёлся в колонии с салафитами»?

- Лица, совершившие террористические и экстремистские  преступления, ввиду их особой опасности, в течение всего срока отбывания наказания находятся в поле зрения всех заинтересованных органов, в том числе и КНБ. Для недопущения рецидива, с осуждёнными проводится комплекс предупредительно- профилактических и реабилитационных мероприятий. Мы хотим отвести их от радикальной религиозной идеологии  и закрепить на позициях ценностей казахстанского общества. Что касается дела Руслана Кулекбаева, то его подробности не разглашаются в интересах следствия.

- Оппозиция утверждает, что казахстанские спецслужбы и ДУМК проигрывают идеологическую и информационную войну исламским фундаменталистам. Поэтому, дескать, радикальные идеи так широко распространяются в нашей молодёжной среде. Ваше отношение к обвинениям в некомпетентности сотрудников КНБ?

- В задачи органов национальной безопасности не входит проведение какой-либо идеологической или информационной войны. Поэтому обвинения сотрудников КНБ в некомпетентности являются беспочвенными!

 

П.С.

Чтобы расставить все точки на «i» в деле подозреваемого Руслана Кулекбаева, «Радиоточка» направила официальный запрос в спецпрокуратуру. Именно в ведении сотрудников данного подразделения надзорного ведомства сейчас находится нашумевшее дело алматинского стрелка. Мы попросили предоставить нам копию видеозаписи с камер наружного наблюдения, установленных возле Алмалинского РУВД, и попросили прокомментировать основные моменты уголовного дела.

Жанар Кусанова

Радиоточка


URL:
Авторские колонки
Реклама