На языке души и сердца19.02.2015 | НовостиВ центре коммуникативно-гуманитарных исследований состоялся семинар, на котором попытались дать объективную характеристику межконфессиональным отношениям. Один из организаторов этой встречи, руководитель общественного фонда изучения межрелигиозных проблем Бахытжан Сулеев ответил на наши вопросы. – Когда начала складываться современная модель межрелигиозного диалога? – Я полагаю, что такой диалог имел место и 100, и 200 лет назад. Что касается современной модели, то она начала складываться в период развала Советского Союза. Это было время обострения межнациональных и межэтнических отношений. Как вы знаете, во многих бывших советских республиках были столкновения и конфликты на религиозной и национальной почве. Казахстан минула чаша сия. Однако расслабляться было нельзя. Именно в период нестабильности, экономических и социальных проблем пришло понимание необходимости складывания той модели гармоничного и мирного сосуществования конфессий, которое мы имеем сегодня. – Мы часто говорим о том, что Казахстан может служить примером толерантности и согласия между людьми разных религиозных конфессий. Что конкретно должно служить таким примером? – В первую очередь это живое общение людей, исповедующих разные религии. Без их уважения и интереса друг к другу не было бы и той модели общества, о которой мы сегодня говорим. Казахстан всегда был и остается перекрестком торговых путей, мостом между восточной и западной цивилизацией. Это географическое положение, доброжелательство и гостеприимство местного населения способствовали взаимопроникновению культур и религий народов, считающих нашу республику своей Родиной. Десятки и сотни лет республика накапливала опыт цивилизационного общения религий и культур. Сегодня этот опыт – это одна из фундаментальных основ развития Казахстана, условие его прогресса в глобализирующемся мире. У нас, действительно, есть, что перенять, в том числе и толерантность мышления, образ жизни. Другое дело – сохранять и укреплять то, что мы имеем – это уже дело государства и гражданского общества. Оптимальна наша модель межрелигиозного диалога или нет, можно судить по тому, что она вызывает широкий интерес в десятках государств, где о ней говорят и ее изучают. – Вы сказали о сохранении и укреплении межрелигиозного диалога. Порой чиновники используют для этого приказы и принуждения. Сгоняют на мероприятия студентов, госслужащих и рассказывают им о дружбе народов, о единстве. Нужны ли нам такие советские меры? – Это, конечно же, нонсенс, желание аппаратчиков поставить галочку в отчете. В Казахстане и в Алматы существует множество уже сложившихся факторов, облегчающих межрелигиозный и межэтнический диалог. Что я имею в виду? Мусульмане и православные – представители крупнейших в республике религиозных конфессий. На протяжении сотен лет они берегли и передавали потомкам традиции уважения и терпимости к людям другой веры. Судите сами, сегодня казахи с удовольствием принимают участие в религиозных праздниках православных, берущих свое начало еще с языческих времен. В свою очередь, немусульмане хорошо знают обычаи и традиции коренного населения. Достаточно вспомнить, как ежегодно у нас отмечают Наурыз. Разве по приказу тысячи людей выходят на городские улицы, приводят детей в парки и в скверы, поют, танцуют, участвуют в благотворительных акциях. Еще один момент делает межрелигиозный диалог постоянным и весьма эффективным. В Алматы, да и в других городах республики регистрируется значительное количество смешанных браков. Семья, как ничто другое сближает людей. Они любят друг друга, воспитывают детей в уважительном отношении к представителям других народов и национальностей. Это происходит также безо всякого принуждения. Нельзя не сказать и о том, что подавляющее большинство жителей республики, независимо от национальности и вероисповедания, считают Казахстан своей Родиной, родным домом в самом широком смысле слова. Это было бы невозможным, если бы люди не принимали умом и сердцем казахстанский образ жизни и систему ценностей. Общность судеб привела к пониманию необходимости поиска и выработки путей взаимодействия. При всех этнических и религиозных различиях это довольно непростая задача. Но мы смогли научиться и этому. Повторюсь, без всякого принуждения сверху. – Казахстан позиционирует себя, как светское, правовое государство. Может ли диалог религий быть полноценным на основах светскости? – Светский характер государства не означает вытеснения религии из жизни общества, отстранения религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Религия отделена от государства, но не от общества. Эта аксиома также определяет особенности межконфессионального взаимодействия, его влияния на развитие общества в целом. С другой стороны, и конфессии осознают преимущества светского государства, в котором власти, не выделяя никого, не проявляя идеологических предпочтений, нацелены на диалог и сотрудничество с основными конфессиями. Александр ГРИБАНОВ URL: |
Авторские колонки
Реклама
|