Разъяснение фетвы ДУМ Казахстана о хиджабе18.09.2015 | НовостиНедавно Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) приняло фетву о хиджабе. Решение было опубликовано на сайте ведомства, и вот что в нем говорится: «Хиджаб – платок, головной убор, защищающий честь и достоинство мусульманки. Ислам предписал мусульманам и мусульманкам скрывать аврат и одеваться по этике шариата. За пределами дома, в общественных местах ношение одежды с длинными рукавами и длинным подолом сохраняет честь и достоинство мусульманки. В соответствии с Кораном и хадисами пророка Мухаммада (с.а.с.), а также по заключению мусульманских ученых, ношение женского платка для мусульманок – фард. В Священном Коране Аллах велел: «О, Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала…» (сура Ахзаб, 59-й аят). В аяте не указан цвет одежды или ее вид. Поэтому каждый народ, каждая культура в соответствии со своими принципами и историческим познанием выполняют волю Аллаха. Духовное управление мусульман Казахстана мусульманским девушкам и женщинам рекомендует аккуратно одеваться в соответствии с обычаями и традициями казахского народа. Не рекомендуется носить одежду, выглядящую странной, показывающую черты тела, или черные одеяния. Ношение паранджи (никаб) не соответствует традиционному пути и религии наших предков, которые строго придерживались традиций и религии. Во-вторых, призываем мусульманскую общину и родителей с терпением относиться к часто возникающим общественным разногласиям и непониманию ношения хиджаба в учебных заведениях. Не стоит усугублять проблему. В-третьих, считаем неуместным покрывать платком голову девочкам, которые только переступили школьный порог. Принуждать девочку, не достигшую половой зрелости, носить платок или косынку противоречит шариату. Просим родителей проявить терпение перед тем, как прийти к такому решению. Советуем прийти к обоюдному согласию с руководством школы, обратить пристальное внимание на полноценное светское образование ученицы. Помните, что необразованность – верный путь к смуте. Всевышний Аллах научит своего раба найти выход из любого тупика. Мусульмане Казахстана не отделяются и не живут обособленно от окружающего их общества. Конституция регулирует общественные отношения и дает свободу вероисповедания своим гражданам. И мусульмане по воле Аллаха не нарушают закон и должны с уважением относиться к нему», пишется в распространенном сообщении. Надо отметить, что в Казахстане толерантно относятся к представителям различных религий, и людей в одежде, демонстрирующей их религиозную принадлежность, можно встретить всюду. Единственный момент, который порождает споры, – это посещение детьми общеобразовательных школ, где в соответствии с принятыми нормами положено ходить в школьной форме. Вот что думают по этому поводу ученые, религиозные, общественные и государственные деятели. Алтынбек Утысханулы, руководитель отдела по общим делам и молодежи Духовного управления мусульман Казахстана: – Мы считаем неуместным навязывать ношение религиозного платка девочкам, только что переступившим порог школы. Потому как обязывать несовершеннолетних девочек носить религиозный платок противоречит законам шариата. В этой связи просим родителей проявить понимание и сдержанность. Также по возможности советуем родителям находить компромисс с руководителями школ и обратить особое внимание на получение девочками полноценного светского образования. Не будем забывать, что необразованность не поддерживается исламом. Мусульмане Казахстана не должны существовать отдельно от общества, в котором проживают. Мусульмане по предписанию Корана должны соблюдать законы и с уважением относиться к ним. Венера Шинибаева, заместитель директора по воспитательной работе школы-гимназии № 3 г. Астаны: – В соответствии со статьей 3 Закона Республики Казахстан «Об образовании» в Казахстане обеспечивается светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Нормой п. 14 ст. 47 закона указывается, что обучающиеся и воспитанники обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка, выполнять другие требования, предусмотренные уставом организации образования и договором о предоставлении образовательных услуг. Правила внутреннего распорядка разрабатываются в соответствии с Конституцией РК, Законом «Об образовании», постановлениями Правительства РК, регламентирующими образовательную сферу, другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области высшего образования, а также уставом школы. Руководители школы знакомят родителей учащихся с требованиями школы при подписании договора. Здесь необходимо отметить, что требование по соблюдению формы одежды не может рассматриваться как нарушение права на свободу совести, то есть права придерживаться определенных религиозных убеждений, так как данные требования разрабатываются с учетом конституционных и законодательных норм, а также на основе интересов всего общества, а не исходя из требований каких-либо направлений религии. При этом нужно учитывать, что это дети. Мы считаем, что дети в школах должны учиться единству, постигать общие гуманистические идеалы, получать знания, не ограничиваясь различными социальными, духовно-культурными посылами. Есбосын Смагулов, религиовед, кандидат философских наук: – Учащиеся школ, выбирая светскую систему образования, делают и мировоззренческий выбор, который проявляется в отношении к учебе, государству, культуре и традициям народа. Неизбежно это влияет и на то, как одеты ученики, какой образ жизни они ведут. Цель нашей системы образования – это не только учеба, но и создание условий для полноценной реализации всех запросов личности, приобщение их к искусству, спорту, интеллектуальное развитие. Практика показывает, что многие девушки-школьницы или студентки, надевшие хиджаб, не участвуют в общественной жизни, а учебу считают лишь второстепенным делом. Таким образом, выбирая хиджаб, многие девушки, даже не осознавая того, могут встать на путь самоизоляции, отказа от многих сторон обычной жизни молодежи. Необходимо понимать, что речь идет не о выборе между верой и неверием, на самом деле речь идет о полноценной реализации своего права на образование и развитие или самоизоляции, уходе от общества и противопоставлении себя школьному или студенческому коллективу. Иными словами, религиозные убеждения не должны быть препятствием на пути учебы и развития личности, а хиджаб не должен быть инструментом самоизоляции. Кеншилик Тышхан, исламовед, кандидат философских наук, доцент: – Нас беспокоит то, что в отдельных случаях родители отказываются от учебы детей из-за требований школ не использовать религиозные атрибуты, в том числе хиджаб. Такие родители ссылаются на шариат, согласно которому девочки с наступлением совершеннолетия должны покрываться. Их ошибка заключается в том, что, по их мнению, совершеннолетие девочек наступает с 6–9 лет. При этом ими не учитываются ментальность, этнические особенности, духовные традиции того или иного народа. В этом возрасте дети еще не совсем сформированы как личности и не имеют устойчивых мировоззренческих позиций. Вероучение ислама не принуждает верующих идти на крайности. Оно не учит слепому следованию идеалам, а требует благоразумного подхода к вере. Человек в исламе имеет право осознанно определить свое отношение к религии, в том числе к внешним ее атрибутам, коим является хиджаб. Однако совершенно точно, что стремление к знанию является самым благим поступком для мусульманина, поскольку путь к знанию есть путь к познанию могущества и милости Аллаха. Поэтому родители должны обращать внимание на то, чтобы их дети получили полноценное светское образование, а не на внешние атрибуты религии. Если где-то не разрешается одеваться по шариату, в том числе в школе, то нужно это воспринимать правильно. Ведь послушание закону согласно шариату – самое благое дело. Мы должны с уважением относиться к законам нашей страны. Лимана Койшиева, психолог: – Понятно, что психологически дети в религии находятся не совсем осознанно. Чаще всего ими движет стремление подражать идеалу, как правило, это родители, либо часть молодежи подвержена модным трендам. Определенная группа молодежи может позиционировать себя религиозным человеком из стремления показать себя особенным, не похожим на других, делается так называемый вызов большинству. В любом случае в нашем светском обществе такое поведение носит изоляционистский характер. Очевидно, что это неправильно, может негативно сказаться на формировании личности ученика. Поэтому родителям, настаивающим на воспитании своих детей в строгом религиозном ключе, необходимо подумать о будущем своих чад. Нужно предоставить детям свободу следовать канонам религии по достижении ими совершеннолетнего возраста. Галым Шойкин, председатель Комитета по делам религий Министерства культуры и спорта РК: – Светское устройство государства защищает интересы и права всех граждан страны, независимо от религиозных или иных социально-культурных различий. В стране действуют около 3,5 тысячи религиозных объединений, представляющих 18 конфессий, и все они равны перед Конституцией и законами. Как известно, по требованию Закона «Об образовании» обучающиеся обязаны соблюдать форму одежды, установленную в организации образования. Соответственно, требования законодательства для всех религиозных объединений и конфессий являются общими. При этом в Казахстане государственные решения, в том числе по регулированию различных сфер общественных отношений, принимаются на основе интересов всего общества, а не исходя из интересов какой-либо религии или отдельных их последователей. У нашего народа и страны есть своя многовековая и многогранная история, в том числе относящаяся к развитию ислама. И нам нет смысла копировать чужие национальные, культурные и религиозные традиции, которые входят в противоречие с нашей культурой и традициями. Абай КЕЛЕСОВ Коллаж Нурбола ОРЫСУЛЫ URL: |
Авторские колонки
Реклама
|