Новый этап в институционализации исламского просвещения, - Смагулов М14.03.2016 | Мнения и комментарииИсламская религия нашла свое место в сердцах людей разных эпох и времен, не только арабы, турки и египтяне, но и многие другие народы приняли ислам и внесли свою лепту в его развитие. Сегодня ислам является неразрывной частью духовного наследия казахского народа. Издревле жители Центральной Азии – мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского толка. Возрождение духовно-религиозных основ общества, культуры ислама, аккумулировавшей тысячелетний опыт нравственного становления казахского этноса, явилось важным шагом на пути самоопределения, обретения исторической памяти, культурно-исторического единства. Главными образовательными учреждениями древности считались медресе. В письменных исторических источниках упоминается, что в одном средневековом городе Баласагуне находилось более 40 мечетей и 20 медресе. Исламская система религиозного образования была основана на традиции ханафисткогомазхаба и способствовала созданию пласта интеллектуально и духовно развитых личностей, что послужило дальнейшему объективному развитию духовного образования. Большую роль в этом сыграло исламское духовенство. И сегодня роль духовенства в развитии исламского образования, повышении религиозной грамотности, формировании исламских ученых весьма актуальна. Новость о разработке и внедрении методическо-концептуального документа «Концепция развития религиозного образования до 2020 года Духовного управления мусульман Казахстана», определяющего цели и задачи, структуру и содержание, а также стратегические векторы формирования и развития системы духовного образования стала ключевой темой на прошедшей конференции в Египетском университете исламской культуры «Нур-Мубарак». Предлагаемая концепция развития религиозного образования это новый этап в институционализации исламского просвещения и еще один шаг к повышению религиозной грамотности населения, в особенности молодежи. Новый вектор исламского образования охватывает такие ключевые направления развития, как религиозные традиции, духовную культуру и историю народа Казахстана, а также историю мировых религий и их сравнительное исследование, религиозно-культурные вопросы. Принятая концепция направлена на становление в подрастающем поколении, чувств патриотизма, истинной веры дипломатичности, справедливости и честности. Целями принятой концепции является формирование единого исламского учебного комплекса и создание моделей преподавания исламского образования, удовлетворяющего духовным потребностям современного казахстанского общества. Инициаторы изначально определили задачами концепции создание условий для изучения основ ислама, обеспечение доступности, а также повышение качества религиозного образования. Особенность выдвинутого документа заключается в формировании наряду со светским образованием фундамента религиозного образования, который обеспечит стабильную религиозно-образовательную систему. Согласованный методико-концептуальный документ дает возможность обновления содержания и материально-технической базы религиозного образования, применения эффективных методик международного опыта для подготовки высококвалифицированных исламоведов в Казахстане. Заложенная в основу концепции унификация учебного процесса учебных заведений - позволит вести подготовку специалистов исламоведения, начиная с азов и заканчивая высшей академической степенью. В итоге духовенство нацелено сформировать иммунитет против идеологии и действий деструктивных псевдорелигиозных течений, подрывающих стабильность и целостность государства. В результате реализации концепций в системе казахстанского религиозного образования ожидается предоставление полноценного, качественного, конкурентоспособного образования, нацеленного на оперативное развитие исламского образования, взаимодействующего со светским образованием и другими отраслями науки, формирование традиционных взглядов в обществе, а также установление уровней религиозного образования, создание соответствующего кадрового резерва и удовлетворение спроса населения страны на получение исламского образования. Реализация концепции позволит создать законодательную, нормативную и правовую норму системы религиозного преимущественных приоритетов религиозного образования в свете общественного прогресса. Кроме того, документ подразумевает обеспечение доступности и продолжительности всех этапов образования с учетом обоснования религиозного образования с точки зрения национального-мусульманского мировоззрения и повышения эффективности пропагандистских работ по распространению традиционной религий. Безусловно, основная функция института исламского образования, это выполнение регулятивного механизма, вырабатывающего определенный шаблон поведения, норм и ценностей, в соответствии с религиозными текстами – Кораном и Сунной. В нашем случае он рассматривается в качестве социального элемента контроля взаимоотношений между всеми членами общества. На деле мы становимся свидетелями социального воспитания общества выпускниками исламских духовных школ, которые по специфике проповеднической деятельности прививают духовность, моральные ценности и нормы ислама, укрепляя национальную и культурную идентичность. На них возложена миссия воспитания гражданственности и патриотизма, привития здорового образа жизни, любови к Родине, развития творческого и духовного потенциала нации, укрепления в казахстанском обществе гуманистических ценностей. URL: |
Авторские колонки
Реклама
|