RSS Контакты
Республика Казахстан

Роль и значение Алматы в мировой исламской культуре

25.02.2015 | Ислам: прошлое и настоящее

Международная конференция «Роль и значение Алматы в мировой исламской культуре» в Музее искусств имени Абылхана Кастеева в эти дни собрала известных в своей профессиональной среде археологов, историков, философов, политологов, искусствоведов, театральных деятелей. 

Почти все выступавшие — казахстанцы. Единственный иностранец — помощник муфтия Кыргызстана. Оказалось, что прибыли не все докладчики, и около половины выступлений не состоялось.

ИСЛАМ В СЕМИРЕЧЬЕ В ДРЕВНОСТИ

Говоря об истоках ислама в Семиречье, в Алматы известный археолог Карл Байпаков обращает внимание на время основания города:

— Это 9—10-й века, время мусульманского Ренессанса. Ренессанс известен прежде всего по культуре, по великим фигурам той эпохи — Бируни, Авиценна, Фараби. Это время расцвета и науки, и культуры, и искусства, и поэзии.

В мусульманской культуре Семиречья, по замечанию академика, видны пережитки традиционной религии, которую с древнейших времен исповедовали местные жители. Сюда вошли и отголоски бытовавших здесь христианства, буддизма, зороастризма и много-много другого.

Через фотографии ученый показал некоторые обнаруженные в Алматы и его окрестностях археологические находки. Среди них есть артефакты, связанные с распространением в Семиречье ислама. Это, например, монеты 13-го века на арабском языке с названием города Алматы, сосуд 11-го века со стилизованными арабскими буквами, зеркало 13-го века, на оборотной стороне которого изображены звери и есть арабская надпись.

— То есть арабский язык и письменность широко распространились на территории Семиречья, — говорит Карл Байпаков.

Директор Дома-музея Динмухамеда Кунаева Тимур Жуманов также говорит, что в Семиречье мечети стали обязательным элементом городской застройки с 9-го века. И ислам способствовал росту оседлого населения.

— В 11—12-м веках было более 70 городов, тогда как в 9 —10-м всего 12, — говорит Тимур Жуманов.

Член-корреспондент Национальной академии наук Казахстана Наталья Сейтахметова отметила, что с приходом ислама произошло его дополнение тюркской культурой.

— Почему тюркский мир воспринял ислам? Тюркская этическая парадигма не противоречила исламской, — говорит она.

ПРОЯВЛЕНИЕ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

По словам философа Натальи Сейтахметовой, вклад Алматы в исламскую культуру огромен. Это и исламоведческие исследования, которые здесь проводят. Это и феномен мечетей. Сейчас в Алматы около 39 действующих мечетей. Касаясь их архитектурного облика, содокладчик Сейтахметовой, Мадина Бектенова, отметила:

— В архитектуре мечетей наблюдается эклектика. Нет единого стиля. Инкрустирование казахского орнамента привносит казахскость. Одной из особенностей Алматы как полиэтнического города является построение мечетей диаспор — вайнахов, татар и других.

Проявлением исламской культуры в Алматы назвали и наличие нескольких банков, работающих по исламских принципам, и существование множества исламских культурных центров.

Тем не менее искусствовед Камила Ли в беседе с репортером Азаттыка отмечает достаточно одностороннее восприятие ислама в обществе:

- Происходит огромное искажение художественной традиции мусульманского Ренессанса. Всё это превращается в грубый жесткий канон, когда идет джихад и отрицается всё, что не мусульманское. Ислам же — моральное, высоконравственное учение.

Директор Театра кукол в Алматы Оразалы Акжаркын-Сарсенбек горд тем, что Алматы объявлен столицей культуры исламского мира 2015 года. Но при этом он обеспокоен тем, что происходит в части мусульманского мира в связи с группировкой «Исламское государство». Похоже, он хотел обсудить эту тему, но доклады на конференции были не об этом.

Что дает объявление Алматы столицей культуры исламского мира 2015 года? Как ответила на вопрос репортера Азаттыка заместитель руководителя управления культуры Алматы Рузанна Бектурсынова, это дает в первую очередь статус.

Программа столиц культуры исламского мира реализуется Организацией исламского сотрудничества, в которую Казахстан вступил в 1995 году. На третьей сессии Исламской конференции министров культуры в 2001 году было решено ежегодно провозглашать три столицы исламского мира (для Арабского, Азиатского и Африканского регионов).

Еще в 2009 году в Баку на четвертой Исламской конференции министров культуры Алматы провозгласили столицей исламской культуры 2015 года Азиатского региона, Низву (Султанат Оман) — Арабского региона, Котону (Республика Бенин) — Африканского региона.

Первоначально в Алматы была запланирована большая программа мероприятий в рамках проекта «Алматы — столица исламской культуры 2015 года». Но, как сказала представитель управления культуры Алматы, бюджет был урезан.


URL:
Авторские колонки
Реклама