Итоги руководства экс-муфтия Кыргызстана Чубак ажы Жалилова07.09.2012 | АналитикаВ июле 2012 года в Духовном управлении мусульман Кыргызской Республики произошли кадровые изменения. Главным событием стало смещение с должности Чубака ажы Жалилова. Портал «Ислам в СНГ» попытался дать объективную оценку периоду 2010-2012 года и действиям предыдущего муфтия Кыргызстана. Образование и трудовая деятельность Чубак ажы Жалилов– экс-муфтий Кыргызстана, занимал свой пост с июля 2010 г. по июль 2012 г. Он являлся учёным по своему духу, писал и публиковал книги, представлялся как знаток фикха, т.е. мусульманского права, также имеет право преподавать тафсир Корана и хадисоведение. Родился бывший муфтий в 1975 г. в Джалал-Абадской области. Образование получал с 1992 по 1996 гг. в республике в Исламском университете им. Азрети Умара, позднее, с 2000 г. по 2002 г. проходил обучение в Мекке в Институте арабского языка при университете Умм аль-Кура, а с 2002 г. по 2006 г. проходил обучение исламским дисциплинам уже в самом университете. Несмотря на образование, полученное в Саудовской Аравии, экс-муфтия не называли приверженцем ваххабизма или иного религиозного течения. Трудовую деятельность Чубак ажы Жалилов начал в 1995 г. в качестве преподавателя в Кыргызском Национальном университете, затем, в 2005-2007 гг. он являлся экспертом по Центральной Азии во Всемирной исламской лиге. В муфтият Чубак ажы Жалилов пришёл в 2008 г. в качестве сотрудника в отдел фетв. Приход в управление муфтиятом Чубак ажы Жалилов стал муфтием в «постреволюционный» период. Вслед за сменой власти 7 апреля 2010 г. начались изменения и в муфтияте. Тогдашний глава мусульман Мураталы ажы Жумановбыл похищен и сильно избит неизвестными криминальными элементами. Мураталы ажы, который позже умер от полученных травм, назначил на свое место Абдышукура ажы Нарматова, который снял с себя полномочия спустя 8 дней. Затем, на протяжении 45 дней пост муфтия занимал Суйун ажы Кулуев. Он также подвергся нападению неизвестных, которые избили его. После него муфтием стал казы Чуйской области Руслан ажы Жумагулов, который проработал всего месяц. 26 июля 2010 года состоялись выборы, на которых муфтием Духовного управления мусульман Кыргызстана был выбран Чубак ажы Жалилов. Всего на выборах было представлено 6 кандидатур, и за Чубака Жалилова проголосовало подавляющее большинство делегатов — 21 из 33 членов Совета улемов. Скорее всего, причиной такого единодушия стало то обстоятельство, что Чубак ажы Жалилов не имел собственной команды единомышленников, и он таким образом не представлял ни одну из противоборствующих сторон и удовлетворял практически все группировки, стремящиеся к власти. Своей программной целью после прихода к управлению муфтиятом Чубак ажы Жалилов провозгласил проведение реформы возглавляемого им Духовного управления мусульман Кыргызстана. ДУМК в тот период времени не получало поддержки со стороны государства, авторитет организации среди населения вследствие коррупции в ее рядах был недостаточно высок, на него оказывалось сильное давление со стороны криминала, вопросы проведения хаджа и умры регулировались государством, и, кроме того, постоянно увеличивались и увеличиваются до сих пор ряды экстремистских организаций.Новый муфтий признал существующие проблемы и пообещал побороть их, и в первую очередь, проблему коррупции в рядах священнослужителей при организации хаджа. Тем самым, он получил значительную поддержку широких слоёв населения. Сторонников у муфтия стало больше ещё и благодаря политике открытости. Так, Чубак ажы Жалилов организовал запуск интернет-сайта ДУМ Кыргызстана на котором он сам лично в весьма развёрнутом виде отвечал на вопросы верующих. Данный сайт со временем достиг хорошей посещаемости, и, как следствие, укреплял позиции главы мусульман республики. Достижения и упущения Подготовка кадров Чубаку ажы Жалилову достался корпус священнослужителей, большинство из которых кроме проведения проповедей не были глубоко сведущи в исламе. По информации известного в республике и за ее пределами эксперта по религиозным вопросам Кадыра Маликова, ясно видно, что в республике имеется большой «спрос» на ислам среди населения. Но мечети не могут в должной мере его удовлетворить. В первую очередь из-за слабой подготовки имамов. Многие из них не могут ответить на вопросы верующих, вследствие чего последние становятся легкой добычей пропагандистов различных религиозно-экстремистских организаций. Таким образом, проблемы в кадровой политике делают возможным столь бурное развитие религиозного экстремизма в регионе. Красноречивым подтверждением слабой подготовки имамов могут служить слова губернатора Ошской области Сооронбая Жээнбекова, который приводил в пример проводившуюся аттестацию среди имамов мечетей области. 214 из 285 проверяемых показали свои знания на низком уровне. А большинство из них вообще отказались пройти аттестацию и уволились с занимаемых должностей. Особо ярко уровень веры у мусульман республики показали кровавые межнациональные столкновения в Ошской и Джалал-Абадской областях в 2010 году. Для исправления ситуации муфтий Чубак ажы Жалилов организовал курсы повышения квалификации для имамов мечетей и провел аттестацию всех религиозных служителей в течение января–февраля 2011 года. В последующем курсы повышения квалификации неоднократно проводились во всех регионах республики. Кроме того, он также озаботился и содержанием проповедей (хутб). Было заключено соглашение с журналом «Ак Башак» («Светлый колос») о том, что в нем будут опубликованы проверенные и утвержденные работниками Духовного управления тексты проповедей. Экземпляры журналов рассылались по регионам республики, а главам сельских мечетей, которым они не достались, пришлось снимать копии с текстов и проводить по ним беседы с верующими. Такой способ контроля за проповедями имеет одно достоинство — появляется возможность через чтение хутб в мечетях формировать мировоззрение верующих не только по религиозным, но и по общественно-политическим вопросам, довести до людей официальную позицию муфтията по острым вопросам государственного значения, более плодотворно проводить работу по противодействию экстремистским течениям. Так или иначе, но за двухлетний период правления Чубака ажы Жалилова был частично обновлён состав священнослужителей по всей республике. Полного обновления не произошло, не хватило, наверное ресурсов и времени, но определённые положительные сдвиги в сфере повышения качества знаний имамов всё-таки отметить вполне возможно. Устав муфтията Одним из главных условий проведения реформы Чубак ажы Жалилов провозгласил принятие нового устава. Работа над уставом должна была проводиться в несколько этапов: На первом этапе было получено четыре проекта устава от мусульманских организаций. Второй этап предполагал сбор мнений богословов и представителей мусульманских организаций относительно проектов устава. Третий этап включал в себя рассмотрение проектов Советом улемов. Итоговый проект устава планировалось принять на Курултае (собрании) мусульман Кыргызстана весной 2011 г. На нем же должны были пройти новые выборы муфтия. Также планировалось, что «Курултай мусульман Кыргызстана» будет избирать членов Совета улемов, а те, в свою очередь, муфтия. ДУМК предоставило в общих чертах следующую информацию относительно планируемой структуры муфтията: а) Цель ДУМК по уставу — «Удовлетворить духовные потребности мусульман Кыргызстана в традиционном вероубеждении, поклонении, знании, морали и нравственности. Вдохновлять мусульман на высоконравственность. Следить за всесторонним распространением правильных религиозных воззрений, обрядов поклонения и культуры среди населения и их сохранности». б) Структура ДУМК состоит из 4 главных элементов: «Курултай мусульман Кыргызстана» (управление), «Совет улемов» (регулирование), «Муфтият» (исполнение) и «Наблюдательная комиссия» (контроль). в) «Муфтият» состоит из 4 отделов (вместо 13 по старому уставу): администрация, мечети, академия (университеты, медресе, школы, садики) и Общественный центр (регистрация исламских фондов и организаций, контроль за их деятельностью). г) Азрети (верховный) муфтий не имеет права быть председателем Курултая и Совета улемов (теперь власть муфтия не авторитарная, а исполнительно-контролирующая). д) В структуру добавлены специализированные центры, такие как «Хадж и Умра» (организация хаджа и умры круглый год), «Исламский фонд» (организация закята) и «Общественный центр» (религиозное образование мусульманской общественности и предотвращение экстремизма). Кроме этого, муфтий Чубак ажы Жалилов вынес предложения, которые должны были также еще пройти утверждение на Курултае: а) Председатель Совета улемов не должен избираться на долгое время. На каждом cовете должен избираться новый председатель, его полномочия должны продлеваться только до окончания заседания, а совет будет продолжать свою работу. Муфтий не может быть избран председателем совета, а те люди, которые работают в структуре муфтията, не должны быть его членами. Если выборы председателя будут проходить на пять лет, как и раньше, то власть перейдет в одни руки и опять повторится прежний сценарий. б) Имамы мечетей имеют право открыть хужру (духовную школу). К сожалению, по тем или иным причинам, но Курултай мусульман Кыргызстана так и не состоялся ни в назначенное время, ни позже. Впоследствии это стало одним из главных обвинений в адрес главы мусульман республики, которое очень часто повторяли оппоненты муфтия. Так или иначе, но нового устава, который бы кардинально изменил структуру и деятельность ДУМ Кыргызстана, так и не было принято. Борьба с коррупцией Благодаря авторитету лично Чубака ажы Жалилова и его отношениям с депутатами муфтият Кыргызстана получил право на организацию паломничества в Мекку – данное право было передано от Госкомиссии по делам религий, которая полностью дискредитировала себя в прошлом посредством постоянных коррупционных скандалов. Передачу функций на проведение хаджа муфтияту можно само по себе считать большим достижением Чубака ажы Жалилова. Это также означало, что ДУМ Кыргызстана сможет значительно улучшить свою финансовую независимость за счет сборов с паломников. Но при этом муфтият вновь стал лакомым куском не только для некоторых особо могущественных государственных чиновников, но и для криминала, который также заметно усилил свое влияние за последние годы. В этой ситуации для Чубака ажы Жалилова стало особо важным защитить управление делами мусульман от внешних сил и внутренней коррупции. В соответствии с аналитическим докладом парламентской партии «Ар-Намыс» общие доходы от коррупционных схем во время хаджа достигают нескольких миллионов долларов, а отдельных руководителей групп паломников — до 50 тыс. долларов. Итак, передача муфтияту функций по передаче права руководить процессом хаджа могла принести мусульманам республики как положительные, так и отрицательные плоды. В этой ситуации роль верховного муфтия как никогда приобрела особую важность. Но при организации хаджа прежнему муфтию пришлось начать борьбу с религиозными деятелями, которые получали незаконные вознаграждения от паломничества. По информации эксперта по религиозным вопросам Кадыра Маликова, в результате застоя в прежние годы служители ДУМК буквально «срослись» с государственным аппаратом до такой степени, что уровень коррупции в муфтияте и среди чиновников практически сравнялся, что и привело к дискредитации ДУМК. Хадж в 2011 г. был проведен муфтиятом на самом высоком организационном уровне, о чем говорят и паломники, с которыми удалось побеседовать автору этой статьи. Действительно, хадж в 2011 году был проведен без скандалов, не как в прошлые года. Кроме того, все граждане направились в Саудовскую Аравию прямыми авиарейсами организованно. Кроме этого Чубаку ажы Жалилову удалось снизить стоимость паломничества, насколько это было возможным, и, по сравнению с соседними странами, кыргызские паломники заплатили меньше. Например, стоимость хаджа для граждан Кыргызстана составила 2350 долларов, таджикские пилигримы заплатили по 3348 долларов, а казахстанцы выложили по 3700 долларов. Согласитесь, кыргызские граждане заплатили намного меньше своих соседей наверняка не просто так, а благодаря предварительной работе высших духовных лиц. Кстати, и квоту удалось увеличить в 2011 году на 500 человек также благодаря личной просьбе Чубака ажы Жалилова. Посол Кыргызстана в Саудовской Аравии Жусупжан Шарипов по поводу хаджа 2011 г. дал интервью, в котором отметил: «По сравнению с предыдущими годами паломничество в 2011 году прошло на высоком уровне. Вы сами знаете, те уже в самом начале начинались со скандалов, сопровождались скандалами, и эти скандалы продолжались в течение года до следующего хаджа. Я каждый год участвую в хадже, встречаюсь с людьми, наблюдаю за процессом хаджа на месте. В итоге мы даем свои предложения, но, к сожалению, наши предложения не претворялись в жизнь из-за того, что хадж каждый год проводили разные люди. Каждый год повторялись те же ошибки и просчеты. Высокий уровень прошлогоднего хаджа, встречаясь с людьми я говорил об этом, сразу можно было заметить по настроению паломников. Мы каждый год проводим собрания во время хаджа, в этом году тоже проводили собрания в двух местах, я там первый раз увидел довольных паломников из Кыргызстана. В переговорах с Азрети муфтием мы выразили ему признательность». Во время хаджа 2011 г. благодаря внедрению системы оплаты через банк муфтию удалось увеличить отчисления в бюджет. Как заявил он 3 октября 2011 г. на заседании парламентского комитета «Раньше в госбюджет поступало то 866 тыс. долл., то 450 тыс. долл.», - отметил муфтий. Теперь же по его словам «в бюджет Кыргызстана от хаджа поступит 1 миллион 685 тыс. долл. в виде различных отчислений и налогов». Благодаря успехам во время кампании хадж 2011 года Чубака ажы Жалилова начали критиковать те, кто был ранее отстранён от должностей. Так муфтий сам прокомментировал ситуацию: «в этом году оплату производили на законном основании, а это не понравилось отдельным людям, в том числе и некоторым религиозным деятелям. Все они имели свои интересы в деле организации и совершения хаджа. Я думаю, что все эти люди специально распространяют разную информацию для того, чтобы помешать нашей работе. За такую неправильную и ложную информацию мы подали в суд на две газеты». Международное сотрудничество За время своей работы на посту муфтия Чубак ажы Жалилов сумел наладить плодотворные контакты с муфтиятами России, Турции, Саудовской Аравии и других стран. Это позволило республике, кроме увеличения квот для паломничества в Саудовскую Аравию, получить еще и квоты для обучения в российских исламских вузах для кыргызских студентов, принять участие в выработке концепции Совета муфтиев и Совета улемов стран СНГ, продолжить строительство Соборной мечети в Бишкеке. Относительно создания Совета муфтиев и Совета улемов стран СНГ можно сказать одно, что Чубак ажы Жалилов был одним из первых духовных лиц, которые поддержали данное начинание. Муфтий России Равиль Гайнутдин выразил благодарность главе мусульман Кыргызстана и обосновал необходимость интеграции следующим образом: «Идея создания Совета муфтиев и Совета улемов стран СНГ была выдвинута на VII мусульманском форуме в Москве 14-15 ноября этого года. Тогда свои подписи в поддержку общего стремления к объединению мусульман поставили я, муфтий Казахстана Абсаттар хаджи Дербисали и Кыргызстана Чубак ажы Жалилов. И на сегодняшний день мы получили поддержку этой идеи от муфтиев Таджикистана и Узбекистана. Последнее обстоятельство лишний раз доказывает, что необходимость объединения усилий мусульманских сообществ по противодействию общим угрозам как никогда востребована. Совет муфтиев и Совет улемов – это те постоянно действующие площадки для обсуждения, где мы можем оперативно и сообща решать возникающие проблемы. Мы вот уже 20 лет как живём каждый сам по себе и по одиночке боремся с одними врагами, и теперь приходит осознание, что пора объединять усилия, а не продолжать бороться в одиночку.На сегодняшний день мы подготовили Положение о Совете муфтиев и Совете улемов стран СНГ, которое сейчас обсуждается, а также сформировали План работы по претворению данных, безусловно, благих, проектов в жизнь». Чубак ажы Жалилов против игорных заведений Парламент Кыргызстана в 2011 г. принял закон, запрещающий любую деятельность казино и залов игровых автоматов на территории республики. Данное решение было продиктовано тем, что данных развлекательных учреждений стало в республике очень много, и их деятельность нередко разрушала семьи, вводила в долговую кабалу людей. Чубак ажы Жалилов одним из первых выступил за закрытие развлекательных заведений и открыто выступил против отмены нового закона. Он 27 января 2011 г. во время пятничной молитвы в Центральной мечети Бишкека вознёс молитвы Всевышнему за закрытие всех игорных заведений.После, он призвал собравшихся воздержаться от митингов, сказав, что они приводят к разногласиям, распрям между людьми, нарушают спокойствие.Заместитель имама мечети Мухаммед Анаркулов добавил, что игорные заведения ещё с 14 века считаются харамом. Позже ДУМ республики также сообщило, что в Коране сказано по данному вопросу следующее: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете». Отметим, что после вступления в силу с 1 января закона о запрете деятельности казино и залов игровых автоматов некоторые из них перешли на подпольную работу, уволенные сотрудники других проводили митинги требуя либо отменить закон, либо устроить всех их на новую работу. Борьба против сект Муфтий Кыргызстана Чубак ажы Жалилов встретился 18 июня с епископом Бишкекским и Кыргызстанским Владыкой Феодосием. Оба лидера обсудили совместные действия против сект. Глава православных христиан республики поддержал муфтия и выразил готовность оказать помощь в борьбе с сектами, не признающими традиционных устоев и носящих деструктивный характер для общества. Епископ высоко оценил проделанную работу Чубака ажы Жалилова на своём посту: «строятся мечети, религиозных людей становится больше и это хорошо, так как религиозный человек – это человек, который относится к окружающим с добротой». Со своей стороны отметим, что это уже не первая встреча глав двух основных религиозных конфессий республики, на которой обсуждаются вопросы противодействия религиозным сектам и нетрадиционным деноминациям. Ранее ряд известных экспертов Кыргызстана также поддержал муфтия и епископа в их борьбе против сект. Попытки сместить муфтия Кыргызстана Чубак ажы Жалилов, занимая свой пост с июля 2010 г. лишь около года проработал в спокойной обстановке. Начиная с последних чисел августа 2011 г. на него были проведены массированные информационные кампании «черного PR», которые во многом способствовали столь раннему уходу муфтия со своего поста. Первый месяц осени и первый месяц зимы 2011 г. ознаменовались массированными информационными атаками на муфтия Кыргызстана Чубака ажы Жалилова. В сентябре предметом критики муфтия стало «неправильное» по мнению некоторых назначение даты Орозо айт, а именно, по фактическому появлению луны, а не методом специальных вычислений. Некоторые кыргызскоязычные газеты не стеснялись в выражениях и унижали главу мусульман республики в своих статьях. Также против него выступили несколько религиозных деятелей, которые не только указывали на неправильность введения нового порядка, но и более того, пытались уличить муфтия в коррупции. Но, как мы писали более подробно в предыдущих статьях, доводы противников Чубака ажы Жалилова практически всегда не подтверждались и очень часто «являлись высосанными из пальца».[1] Но, данная информационная кампания имела определённый успех, т.к. вместо одних критиков сразу же появлялись другие и у простого населения возникала иллюзия, что практически все религиозные деятели, газеты выступают против Чубака ажы Жалилова. В декабре 2011 года на муфтия было начато новое наступление, на этот раз лично главой Госкомиссии по делам религии Ормоном Шаршеновым. В одной из газет он обвинил главу мусульман республики в том, что последний, якобы, написал письмо в Министерство хаджа Саудовской Аравии с просьбой увеличить квоту для кыргызских паломников на полторы тысячи мест. При этом некий переводчик дал такую трактовку тексту письма, что муфтий унижает в нём собственный народ. Также главе ДУМ Кыргызстана ставилось в вину, что 53 паломника из КР «застряли» на границе Иордании с Саудовской Аравией. Спустя около недели появились новые обвинения против муфтия, которые практически полностью повторяли прежние выступления его противников. Мы также подробно освящали их в предыдущих статьях.[2] На основании того, что выступления противников Чубака ажы Жалилова появляются практически в одно и то же время, а также вследствие того, что обвинения против него используются почти одни и те же, можно предположить, что в отношении муфтия дважды применялась направленная информационная кампания, с целью его очернения в глазах общественности и смещения со своего поста. Также это наводит на мысль, что имеется единый центр, направляющий выступления журналистов, религиозных деятелей, которые критикуют муфтия. Итогом обоих информационных кампаний против Чубака ажы Жалилова стало падение в глазах части населения его авторитета, т.к. людям свойственно больше верить негативной информации, чем аргументам в защиту чести и достоинства. Другим итогом стали иски в суд от лица ДУМ Кыргызстана. В том числе был подан иск на руководителя Госкомиссии по делам религии Ормона Шаршенова, с тем, чтобы публично доказать правоту и невиновность муфтия. Мы же можем лишь предполагать, что стало причиной нападок на Чубака ажы Жалилова. Дело в том, что когда экс-муфтий занял свой пост, наиболее известные и авторитетные на тот момент кандидаты отказались возглавить ДУМ Кыргызстана, т.к. многие из них подверглись избиению со стороны неизвестных криминальных групп. Никто не хотел повторить судьбу муфтия Мураталы ажы Жуманова, который от полученных травм скончался. К тому же Духовное управление тогда не обладало правами на организацию и проведение хаджа, а значит, муфтият не имел и доступа к значительным финансовым потокам, что предопределило слабую конкуренцию за пост руководителя данной духовной структуры. Придя на волне обещаний реформ в ДУМ Кыргызстана Чубак ажы Жалилов вскоре завоевал значительный авторитет, и, сумел убедить своих сторонников в парламенте внести изменения в закон о религии, с тем, чтобы функции по организации и проведению хаджа были переданы от государства к Духовному управлению мусульман. Данная инициатива встретила сопротивление со стороны, прежде всего, по информации ряда СМИ, замешанного в коррупционных схемах с хаджем, руководителя Аппарата президента Эмильбека Каптагаева. В итоге парламенту пришлось преодолевать вето главы государства. Передача функций по организации и проведению хаджа в руки муфтията мгновенно повысила привлекательность поста его руководителя в глазах некоторых криминальных групп. Чубак ажы Жалилов сразу же провозгласил курс на максимальную прозрачность паломничества и неприятие коррупционных схем. Как следствие, он стал неугоден ряду лиц, и, в сентябре была предпринята массированная атака на муфтия с требованием его смещения с занимаемой должности. Это была попытка со стороны полукриминальных групп захватить контроль над хаджем 2011 г. Выбор месяца сентября также не был случайным, т.к. в октябре уже в активную фазу вступал процесс формирования списков паломников и внесение ими оплаты. Муфтий организовал проведение платежей не старыми дедовскими методами, когда ажы башчысы принимали деньги от паломников, а исключительно через банк, что исключило коррупцию. Он лично вручал каждому из них хадж-визы в аэропорту перед посадкой, что также исключило фальсификации и коррупционные моменты. В итоге хадж 2011 г. был признан всеми, с кем удалось лично пообщаться после их прибытия из Саудовской Аравии, самым прозрачным и самым лучшим в плане организации и обслуживания. Если касаться того, кто из высокопоставленных чиновников стоял тогда за Ормоном Шаршеновым, то, скорее всего, им являлся бывший глава Госкомиссии по делам религии, бывший руководитель Аппарата президента Розы Отунбаевой, а ныне советник президента Алмазбека Атамбаева Эмильбек Каптагаев. По информации ряда СМИ он был причастен к нарушениям во время предыдущих кампаний хаджа и, хоть и потерял властный пост, но сохранил своё влияние. В июне 2012 г. стало известно о том, что Чубаку ажы Жалилову не дали провести пятничную проповедь в новой Соборной мечети «Сулайман-Тоо». По противоречивым данным на муфтия в мечети напала группа граждан, которые кидали в главу мусульман республики яйца и произносили в его адрес оскорбления. По другой информации муфтий принял решение покинуть мечеть «Сулайман-Тоо» после того, как группа граждан начала задавать ему провокационные и некорректные вопросы и глава мусульман покинул мечеть, чтобы не доводить дело до конфликта. Так или иначе, но ясно одно – муфтию не дали провести пятничную проповедь. Следует также добавить, что около месяца назад имел место скандал с отстранением казы города, который не подчинился приказу Чубака ажы Жалилова. После этого муфтият обратился к парламенту и президенту с просьбой защитить главу мусульман и возглавляемую им организацию от нападок со стороны некой группы «Чёрный квадрат», состоящей из криминала, некоторых чиновников Государственной комиссии по делам религии, сотрудников Государственного комитета национальной безопасности и отдельных высокопоставленных членов Аппарата президента. Но противоправные действия против муфтията продолжились. И даже стены мечети – святого места, не являются препятствием для продолжения политических интриг. 28 июня 2012 г. был организован круглый стол, целью которого было наметить пути выхода из конфликта между сторонниками муфтия Кыргызстана Чубака ажы Жалилова и его противниками. Но, к сожалению, как выразился эксперт по религиозным вопросам Кадыр Маликов «конференция по вопросам проведения реформ в ДУМК, организованная при поддержке государства, не достигла своих целей, а, напротив, обострила ситуацию». По его мнению, обсуждение насущных вопросов прошло не в конструктивном русле: «при молчаливом наблюдении представителей власти обсуждались не конкретные конструктивные вопросы выхода из сложившейся ситуации путем модерирования конфликта, а просто заслушивались взаимные обвинения». Первым спорным вопросом стало требование инициативной группы религиозных деятелей отправить муфтия Чубака ажы Жалилова в отставку. Один из инициаторов данного обвинения Жыпарбек ажы Тойчубеков вкратце выразил свои претензии к главе мусульман: «уже два года проводятся реформы в ДУМК, которые не дают никаких результатов. Фонд «Вакф» и Центр хаджа и умры – нелегитимные органы, а верховный муфтий не избирался по всем правилам. В ДУМК нужно внедрить новую систему управления. Необходимо отправить муфтия в отставку. Инициативная группа представит другого кандидата, который будет исполнять обязанности верховного муфтия». В свою очередь заместитель главы мусульман республики Саясат Асанов парировал обвинения, заявив: «чтобы стать верховным муфтием, нужно иметь соответствующее религиозное образование. Разве есть среди представителей инициативной группы такие люди? Нужно провести курултай и утвердить муфтия в должности. На подготовку курултая необходимо время». Со своей стороны добавим, что собрание Совета улемов, прошедшее 21 мая утвердило дату всенародного курултая мусульман Кыргызстана, где должен быть обсуждён и данный вопрос, на 15 декабря. Звучали обвинения в адрес лично Чубака ажы Жалилова и в присвоении доходов от хаджа. Депутат Жогорку Кенеша Эгемберди Эрматов выразился в отношении вопроса о коррупции во время хаджа следующим образом: «чтобы исключить возможность вмешательства государства в дела религии, Жогорку Кенеш передал право организации паломничества из Госкомиссии по делам религий в ДУМК. Вопрос не в верховном муфтие Чубаке ажы Жалилове, а в том, что привыкшие получать прибыль от хаджа не хотят отказываться от этого способа заработка». Эксперт Кадыр Маликов заявил тогда, что и сторонники и противники муфтия не нацелены на решение имеющихся проблем. «Мы несем ответственность за имидж ислама, его развитие. К разочарованию общества, мышление религиозников, как и государственников, зациклено на тактике интриг, а не на стратегии будущего. Нам всем нужно искать пути выхода из сложившейся ситуации вокруг ДУМК. Все стороны конфликта несут ответственность и должны скооперироваться для разработки пошаговой карты реформирования мусульманского духовенства, исламского образования, а также для упорядочения вопросов миссионерства, стратегии развития ислама. Однако, к сожалению, уровень религиозной культуры в Кыргызстане не позволяет вести конструктивный диалог», - заявил эксперт. Попытка силового захвата власти в муфтияте В июле месяце противники муфтия изменили тактику – они стали не только публично критиковать его, но и прибегли к силовому давлению. Некая «инициативная группа мусульман» провозгласила о создании «параллельного муфтията». Пользуясь тем, что Чубак ажы Жалилов, ввиду своего здоровья, не вступал в перепалки с оппонентами, они захватили кабинет муфтия. 17 июля состоялось внеочередное заседание Совета улемов, на котором Чубак ажы Жалилов, сославшись на проблемы со здоровьем, подал прошение об отставке. Совет удовлетворил данное прошение. Как только началось собрание сторонники инициативной группы «аксакалов», как они себя называли, требовавшие отставки муфтия Чубак ажы Жалилова, сразу же начали поносить его, выкрикивать в его адрес непристойные слова. После того, как муфтий убедился, что конструктивного диалога быть не может, он покинул собрание Совета улемов. Дальнейшее обсуждение проходило без его участия. «В каком составе будет заседать Совет улемов: по старому списку от 2011 года или по обновленному 2012?» - так стоял вопрос в начале собрания. Около получаса стороны спорили и пришли к мнению заседать по-старому. Это означало, что 6 человек, которые были приняты в Совет в мая месяце, опять были исключены. Как только определили состав Совета улемов, начали считать присутствующих. Из 35 в зале находилось 30, что уже считалось кворумом (минимум 23 человек). После того, как Чубак ажы Жалилов сложил свои полномочия, встал закономерный вопрос «Кто будет муфтием вместо него?». Согласно уставу, после ухода муфтия его работу должен продолжать первый заместитель, им являлся ректор Исламского университета Абдишукур Нарматов. Но последний взял самоотвод. В обсуждение вмешались «аксакалы», пикетировавшие муфтият вот уже вторую неделю. Они заявили, что также имеют право выдвигать своего человека на пост муфтия, коим был экс-муфтий Руслан Жумагулов. Первым решили проголосовать за его кандидатуру. На вопрос председателя собрания Саясат ажы Асанова, заместителя муфтия «Кто согласен чтобы Руслан был муфтием?» никто из улемов не поднял руку, что автоматически означало «все против». Руслан не стал муфтием и, следовательно, двухнедельные усилия его сторонников по блокированию работы муфтията увенчались полным провалом. Второй кандидатурой выступил Рахматулла Эгембердиев, руководитель Отдела по внешним связям ДУМК. Его поддержало большинство улемов, и он стал и.о. муфтием. После его назначения право проведения заседания перешло ему (по уставу муфтий является председателем Совета улемов). «Центр Хаджа и Умры» и Фонд «Вакф», созданные при Чубак ажы Жалилове, были сразу же упразднены. Соответствующее предложение сделал новоназначенный и.о. муфтия Рахматулла Эгембердиев на Совете Улемов. По большинству голосов улемов эти два отдела были реорганизованы. Совет Улемов призвал нового муфтия в скором времени провести Курултай мусульман КР. Дату проведения Курултая оставили на 15 декабря. В целях подготовки к Курултаю, до его официального начала, Совет решил собраться еще раз в октябре. Новому и.о. муфтия было поставлено несколько условий, и главные их них: изменить устав ДУМК в течение двух месяцев и сделать Совет улемов независимым органом, перед которым будет отчитываться сам муфтий. Всем членам Совета было предложено составить свой проект нового устава и в дальнейшем обсудить это. Роман Вейцель, специально для «Ислам в СНГ»
URL: |
Авторские колонки
Реклама
|