RSS Контакты
Кыргызская Республика

EurasiaNet: Закрытая кыргызско-узбекская граница способствует обострению напряженности

08.04.2011 | Новости

Для Тургуналы Тагаева, жителя изолированной и обнищавшей Баткенской области на юге Кыргызстана, смерть брата, проживавшего в нескольких километрах от него, стала настоящей трагедией. Однако к чувству утраты добавились ощущение несправедливости и гнев, когда пограничники соседнего Узбекистана – где находится селение, в котором жил его брат – не пропустили его на похороны.

В Баткене не было ожесточенных массовых столкновений на национальной почве, разразившихся между кыргызами и узбеками в июне прошлого года, но жители области тоже заплатили свою цену за перемены в правительстве, предшествовавшие тем кровавым событиям: после апрельского восстания 2010 года в Кыргызстане Узбекистан в одностороннем порядке закрыл границу с соседом, что не только создало для живущих по обе стороны от нее людей проблемы экономического и личного порядка, но и привело к еще большему обострению региональной напряженности. В ситуации, когда переговоры по вопросу спорных участков границы общей протяженностью более нескольких сотен километров застыли на мертвой точке, а помощь международного сообщества направлена на ликвидацию первоочередных последствий июньского конфликта, наблюдатели в Ферганской долине предостерегают о растущей опасности возникновения новых столкновений между представителями различных национальностей, а возможно, и государств.

Нарастание напряженности уже ощущается довольно отчетливо. По данным кыргызских властей, только за 2010 год было зафиксировано более двух десятков приграничных столкновений с Узбекистаном. Один из типичных инцидентов произошел совсем недавно, когда группа из 30 жителей поселка Айдаркен Баткенской области Кыргызстана напали на узбекский КПП близ узбекского анклава Сох, окруженного со всех сторон кыргызской территорией, с требованием вновь открыть границу, сообщило ИА 24.kg. Бывает, что пограничники стреляют в сельских жителей, разыскивающих своих потерявшихся коров. В ряде мест плохо прочерченная граница проходит по поселкам, что крайне осложняет процесс делимитации границы и ее охраны.

По утверждению узбекских чиновников, решение закрыть границу было продиктовано соображениями безопасности, однако жители южного Кыргызстана выражают недовольство, говоря, что закрытая граница мешает торговле, не дает владельцам хозяйств доставлять продукцию на рынки и еще больше углубляет ощущение изолированности этой удаленной местности.

"Люди устали от бесчисленных КПП и проверок. Закрытая на протяжении почти года граница сделала ситуацию для простых людей просто невыносимой", – говорит один житель Оша.

По словам президента бишкекской Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергея Пономарева, решение Ташкента закрыть участок кыргызско-узбекской границы привело к 90-процентному сокращению официального товарооборота между двумя странами.

Помимо экономических аспектов и повышения риска нового витка насилия, недавние столкновения на границе заостряют внимание на свертывании регионального сотрудничества. До прошлогодних массовых беспорядков кыргызско-узбекская комиссия по делимитации и демаркации границы согласовала вопрос о демаркации 1050 км. границы между двумя государствами общей протяженностью 1395 км. Теперь же переговоры по вопросу принадлежности 58 спорных участков земли и доступа к печально известным анклавам приостановлены, отметила 26 марта президент Кыргызстана Роза Отунбаева в ходе своей поездки в Джалал-Абад. В качестве ответной меры Ташкент приступил к фортификационным работам на спорных участках границы, сообщают кыргызские информагентства.

Как объяснил на условиях анонимности один узбекский дипломат высокого ранга, Ташкент испытывает сомнения в прочности нынешнего кыргызского правительства и просто пытается обезопасить себя.

"Власть [кыргызского] правительства непрочна, оно не контролирует свои регионы. Каковы гарантии того, что соглашения будут соблюдаться?" – говорит этот дипломат. Ташкент беспокоит и возможный приток уголовных элементов и оружия на узбекскую территорию, а многие узбекские должностные лица обвиняют кыргызские силовые структуры в причастности к погромам представителей узбекской национальности, имевшим место летом прошлого года на юге Кыргызстана, добавляет он.

Нежелание Ташкента возобновить переговоры по поводу демаркации границы вызывает подозрения и у Бишкека. Некоторые кыргызские чиновники обвиняют узбекские власти в том, что тем на руку создавшаяся тупиковая ситуация, дающая возможность эксплуатировать ресурсы спорных территорий, используя их как пастбищные земли и разрабатывая газовые месторождения. Другие призывают не рубить сплеча, памятуя, что Бишкек имеет дело с более сильным в военном отношении государством.

В частном порядке представители бишкекских властей предостерегают, что даже если переговоры и возобновятся, то кыргызская казна не позволит продолжить процесс делимитации. Информированные источники сетуют, что многие квалифицированные кадры, посвященные в детали пограничных вопросов и представлявшие в переговорном процессе свергнутое кыргызское правительство (такие как главный переговорщик Саламат Аламанов), покинули территорию страны после смены режима в апреле 2010 года.

Антагонизм между представителями узбекской и кыргызской национальностей на юге Кыргызстана в последнее время начал набирать обороты, и пограничная напряженность лишь усугубляет ситуацию. Но многие эксперты опасаются, что международные доноры не воспринимают этот вопрос всерьез, делая главный упор на задаче обеспечения политической стабильности и реконструкции. "Международные доноры работают как пожарный расчет, – говорит Роберт Авазбеков, являющийся руководителем Баткенского отделения общественного фонда "За международную толерантность", специализирующегося на предотвращении конфликтов. – Они реагируют на новые кризисные ситуации, бросая профилактическую работу по предотвращению потенциальных кризисов в пограничных районах".

Не способствует облегчению ситуации и то обстоятельство, что Кыргызстан и Узбекистан являются не единственными государствами, вступившими в конфликт из-за границ в Ферганской долине. У обеих стран имеются давние споры по этому вопросу с Таджикистаном. С 2002 года кыргызско-таджикской комиссии удалось выявить 71 участок земель, на которые претендуют оба означенных государства, но дальше этого дело не продвинулось. Согласно кыргызским властям, в прошлом году на границе с Таджикистаном произошло почти столько же столкновений, как и на границе с Узбекистаном. Однако различие, причем немалое, состоит в том, что кыргызско-таджикская граница практически совершенно не укреплена, что создает совершенно иной круг проблем.


URL:
Авторские колонки
Реклама