Ислам будет становиться неотъемлемым фактором современной политической жизни в Кыргызстане, - К.Маликов19.04.2011 | НовостиДиректор Аналитического исследовательского центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов (на снимке) рассказал агентству АКИpress о роли ислама в новой модели Кыргызстана. Сегодня нас волнуют вопросы, могут ли в предоставленных условиях свободы политической конкуренции в Кыргызстане также полноправно участвовать и умеренные силы на основе духовно-нравственных ценностей ислама? И готовы ли сами мусульмане к участию в политическом процессе как позитивная сила? Актуальность обсуждения национальной модели будущего развития Кыргызстана сейчас приобрела особенную остроту ввиду туманности будущего Кыргызстана. Именно сейчас неолиберальные ценности с одной стороны открывают возможность к свободе слова, свободной политической конкуренции, в том числе и возможным появлением политической силы на основе духовных ценностей. С другой стороны, неолиберальные ценности влияют на усиление нигилизма, проявляющегося в превознесении материальных ценностей, отказе от коллективистской морали в пользу индивидуализма, копировании западных моделей светскости, и, как результат, столкновении ислама как политического проекта с западной моделью демократии в понимании сторонников радикального интерпретирования ислама, неолиберализма и национализма. В этой связи, обсуждение вопросов о месте и роли ислама в новой модели для Кыргызстана и взаимосопоставления ислама и демократии, а также поиск путей их гармонизации приобретают политическую важность для будущего Кыргызстана. Какой путь выберет народ Кыргызстана в условиях парламентаризма: Турции, Малайзии, или Южной Кореи, Германии и т.п.? Внедрение же механизмов демократии ничуть не мешает строить умеренным лидерам «светского понимания» ислама демократическое государство на основе национальных и исламских ценностей. В данном ключе демократия рассматривается как форма правления, в которой содержатся основные исламские принципы, выборы, установление парламентаризма, и данные принципы не означают призыв к замене правления Аллаха правлением народа. Также, демократия как модель дает умеренным лидерам говорящих от имени ислама возможность поломать укоренившийся в течение многих столетий стереотип власти, ее авторитарности в мусульманских странах. Однако это вовсе не означает, что ислам является застывшей догмой, препятствующей демократическим ценностям, в самой системе ислама заложен действенный потенциал для развития демократии и функционирования религиозной общины в условиях любой общественной системы, в том числе и демократии. Примеры, подтверждающие совместимость религии (ислама) и демократии (светскости), - это Турция, Малайзия. Между тем ислам не как традиция, а как идеология и основа для партийного строительства, без сомнений на фоне последних внутриполитических событий в Кыргызстане и роста недоверия к светским политикам, будет на мой взгляд становиться неотъемлемым фактором современной политической жизни в стране. Умеренный Ислам со «светским» лицом со временем будет заявлять о себе, как о модернизированной системе, способной предложить вариант – развития «суверенной» демократии с учетом национальной специфики Кыргызстана. Такой подход в решении проблем должен повлиять на образование мусульманской интеллигенции и с последующей ее интеграцией в общественно-политическую жизнь страны, с принятием неизменности светского характера власти. То есть мы говорим не о политическом или политизированном Исламе, а о сбалансированной исламской политике в лице общественного исламского движения, партий, отстаивающих национальные интересы Кыргызстана и его народа, и готовых к тесному сотрудничеству с другими политическими партиями, государственными органами власти в рамках Конституции Кыргызстана. URL: |
Авторские колонки
Реклама
|