RSS Контакты
Кыргызская Республика

Истории граждан Кыргызстана, уехавших на войну в Сирию и Ирак

04.03.2015 | Новости

    Молодые кыргызстанцы не видят своего места в обществе, не могут самовыразиться, никто не помогает им почувствовать себя героями, нужными родине. Именно это является причиной того, что они отправляются в Сирию и Ирак воевать. 

А вовсе не нищета и мифическое желание заработать выталкивают их из нормальной жизни в грязь и кровь военных действий, как мы привыкли это воспринимать. Об этом говорит эксперт из Болгарии, профессор Софийского университета им. Святого Климента Охридского Татяна Дронзина, которая провела полевое исследование в Чуйской и Ошской областях Кыргызстана и восстановила 30 жизненных историй граждан республики, отправившихся на войну в Сирию и Ирак.

Семьи вдрызг

    Эксперт провела беседы как с родственниками боевиков, так и с некоторыми задержанными “возвращенцами”. Как она пояснила, приглашение получила от международной неправительственной организации “Поиск общих интересов” после подобных исследований в Казахстане для выработки механизмов противодействия экстремизму.

    Эксперт привела историю одного мужчины, убитого горем, которого покинули все родные. У него была состоятельная семья, жена и две дочери. Все началось с того, что мужчина заметил, как старшая дочь постоянно переписывается по сотовому телефону с незнакомцем, потом она отказалась смотреть телевизор, надела хиджаб, а затем и вовсе стала редко выходить на улицу. Спустя какое–то время она исчезла из дома и сообщила родителям, что теперь счастливо живет в Сирии. Спустя какое–то время к ней уехала и младшая дочь, которой было 16 лет. За ней последовала спасать дочерей и его беременная жена. Кыргызстанец занял деньги и поехал к ним, но не смог их найти.

    Татяна Дронзина попыталась установить, что же произошло. Что стало причиной этой трагедии? Выяснила, что старшая дочь говорила о большой любви к молодому человеку, борцу за чистоту веры, поэтому она и уехала. Познакомилась с ним в социальных сетях. Молодой человек предлагал ей посмотреть видео, где показывали, как притеснялись мусульмане, а также демонстрировал фото героической борьбы против врагов и следом — фото своей успешной и достаточно богатой жизни. То есть действовал как обученный профи–вербовщик.

    Отец паниковал, но не знал, куда обратиться за помощью, чтобы кто–то подсказал, какие доводы привести, чтобы убедить дочь в неправильном понимании религии ее виртуального знакомого. В результате разрушена семья. И если предположить, сколько сегодня молодежи воюет за кордоном, сколько убито, то самое время бить в набат, объявлять траур по молодым кыргызстанцам, чтобы привлечь внимание к этому несчастью и попробовать остановить падение в бездну.

За кордон? Будьте бдительны!

    В другой молодой семье человек уехал в Турцию якобы делать операцию на глазах. Спустя некоторое время родителям пришло СМС–сообщение, что сын погиб в Сирии. Эксперт предположила, что, вероятнее всего, молодого человека либо убили, либо использовали на органы. Такие случаи также отмечаются, ведь командирам боевиков ИГИЛ требуются донорские почки, кожа, они получают повреждения в боях. Поэтому Татяна Дронзина настоятельно рекомендует всем кыргызстанцам, которые по тем или иным причинам намереваются посетить страны, сопредельные с воюющими государствами, придерживаться следующих правил:

    ехать не в одиночку;

    как можно чаще сообщать родственникам о своем местоположении даже в случае краткосрочного переезда с места на место;

    ни в коем случае не отдавать паспорт кому бы то ни было.

    Зачастую предприимчивые жители ближневосточных стран намеренно вводят в заблуждение доверчивых граждан из Центральной Азии. И их мишенью может оказаться любой кыргызстанец, представитель ЦА независимо от цвета кожи, национальности, возраста, статуса: это и мигранты, оставшиеся без работы в России или других странах, и люди, оказавшиеся в сложной ситуации. Иногда даже очень талантливые и обеспеченные, но не нашедшие себе применения, не получившие поддержки, понимания, признания, недооцененные молодые люди, которых вербовщики призывают к джихаду.

    Показателен пример нашего юного соотечественника, который в Сирии стал известным клипмейкером, пропагандирующим ИГИЛ. Почему его талант не заметили дома? А там приняли, обучили, обогрели, убедили, распиарили. И что же творится в умах и душах наших граждан, если они готовы ехать убивать? И почему остальные так спокойно наблюдают за этим явлением? Кто в ответе за их загубленные жизни, ведь у нас столько министерств и ведомств, ответственных за молодых? На что тратятся деньги, если в итоге оказывается, что людей попросту продают тем или иным полевым командирам?

 

Алгоритм отлучения от жизни

    Те боевики, которые поняли, что борются не за то, во что верили, уже не могут просто вернуться на родину. В ИГИЛ их постоянно запугивают, мол, по возвращении посадят в тюрьму, убьют. Татяна говорит, что практически все отцы и матери выступают за возвращение своих детей. Они говорят: “Пусть мой сын отсидит тюремный срок, но останется жив, будет с нами, чем будет убивать и его самого убьют”. Они в один голос утверждают, что их дети подверглись обману, и просят защитить их семьи.

    Эксперт установила, что, подвергшись влиянию через Интернет или в радикальных организациях, человек постепенно отдаляется от семьи, круга друзей, родственников и даже от вопросов повседневности. Жертвы обмана меняют круг лиц, с которыми общаются, старые знакомые уже не могут оказать на него влияния и вернуть человека, он отодвигает семью, желание прокормить жену и детей, собрать урожай на второстепенные роли, ведь ему говорят и убеждают: “Езжай на войну. Аллах все решит”. Татяна говорит, что сила данных увещеваний заключена в их простоте и понятна. Задаются идеал и цель, к которым нужно стремиться и ради которых можно умереть. А все остальное будет идти своим чередом и разрешится само собой.

    Вербовщики буквально вдалбливают пять основных целей в головы своих жертв и стараются не выходить за их рамки: попасть в рай (жаннат); стать борцом за веру (моджахед); погибнуть в борьбе за веру (шахид); любить Аллаха; любить мусульман.

    Все очень просто: нужно стать моджахедом, погибнуть, как шахид, и после этого попасть в рай. И все это ради любви к Аллаху и мусульманам. Все идеологически просто, только на практике получается, что от рук таких борцов за веру гибнут в первую очередь такие же мусульмане, кто с оружием в руках, а кто и без оружия, дети, старики.

 

Изучайте ислам

    Как заключила Татяна Дронзина, боевики не обладают пониманием глубинных основ ислама. Нельзя, решая вопрос о жизни и смерти, руководствоваться только несколькими аятами из Корана и не знать другие аяты.

    В пользу того, что люди не знают на самом деле, за что и против кого воевали, говорит тот факт, что сами задержанные и прошедшие войну якобы за ислам не могли ответить на основополагающие вопросы, задаваемые экспертом.

    Что такое джихад? Все боевики, с которыми удалось побеседовать, утверждали, что джихад — это война против неверных, против вероотступников. Они не знали хадис, в котором пророк Мухаммед после возвращения из очередного военного похода сказал мусульманам: “Мы вернулись из малого джихада к большому”. Когда его спросили: “В чем разница?” — Мухаммед сказал, что священная война — это малый джихад. Большой же джихад — “это джихад против своего нафса (пороков) и своих страстей”. Большой джихад верующий ведет каждый день со своей ленью, желанием обогатиться, страстями, чтобы стать чище и лучше перед Всемогущим Аллахом.

    Можно ли отправиться на джихад без согласия родителей? Второй вопрос также не нашел ответа со стороны вернувшихся с войны. Они не знали, что по правилам джихада родители должны либо разрешить, либо запретить отправляться на священную войну. В жизни же большинство лгут родным, говорят родителям, родственникам, супруге, что едут к друзьям либо по делам, либо на заработки в Россию, но при этом имеют купленный билет в одну сторону. Да еще берут под это кредиты, которые впоследствии разоряют всю семью, даже уже после смерти самого должника. Во время разговоров с родителями по телефону или через Интернет боевики отказываются возвращаться.

    И третий вопрос, который остался без ответа: при каких условиях можно стать шахидом? “Возвращенцы” не знают, что шахидом можно стать только в случае объявления священной войны. Она может быть признана священной, если на страну напал внешний враг и когда звучит призыв от признанного лидера государства всем встать на защиту.

    На основе опроса “возвращенцев” исследователь делает вывод о религиозной безграмотности уезжающих на войну граждан. Татяна Дронзина отмечает, что, к сожалению, в кыргызском обществе традиции потеряли прежнюю роль. Хотя все говорят о возврате к ним. Сейчас дети не слушают родителей и уезжают на войну в неизвестные страны. Когда такое было раньше?

    Затрагивая вопрос, почему на войну уезжают женщины, Татяна Дронзина, к слову, автор книги по женскому суицидальному терроризму, утверждает, что на войне мужчины находятся в сугубо мужском коллективе и используют всю свою фантазию, чтобы через социальные сети завлечь к себе девушек, разведенных и брошенных женщин в основном из среды знакомых, из одного села или района. Едут же женщины к возлюбленным в армию, тюрьму. Формирования ИГИЛ вербовку проводят с использованием новейших методов влияния на женскую психологию.

 

Признанное рабство

    Исследователь утверждает, что ИГИЛ официально признало рабство. Об этом говорят фетвы, изданные руководством этой террористической организации. На рынках городов самым дорогим товаром считается девочка 16 лет, за нее нужно заплатить около 150 долларов, женщина от 40 лет стоит около 80 долларов. В рабстве находятся несколько тысяч женщин, половина из которых — изиды. Но был доказан случай, когда при взятии Мосула ИГИЛ официально обязало жителей предоставить своих дочерей для сексуального удовлетворения боевиков. Так что морали в их действиях нет.

    Затрагивая вопрос религиозности как фактора, способствующего выезду на войну, Татяна Дронзина считает, что он играет незначительную роль. Так, из 30 боевиков из Кыргызстана лишь 10 были религиозными, 14 проявляли временами интерес к религии, о шестерых нет информации. Но все они попались на агитацию вербовщиков в Интернете, в отдельных медресе.

    Материальный статус также не имел значения. У двух семей были отличные жизненные условия, в среднем достатке жили 17, ниже среднего — 4 человека, один находился в долговой яме, об остальных нет точной информации.

 

Не стреляйте, мужики, мы свои

    От себя стоит добавить, что, по оценкам специалистов, в 2010–2013 годах кыргызстанцы выезжали в Сирию для участия в войне на стороне Свободной сирийской армии (ССА). Однако потом, начиная с 2014 года, поток граждан КР устремился под флаги ИГИЛ, которое практически уничтожило ССА, но не смогло пока взять последнюю его крепость — город Алеппо. Получается, что кыргызстанцы воюют на Ближнем Востоке не только против правительств Сирии и Ирака, но и против друг друга. При этом каждый считает, что борется за ислам. Священный Коран прямо определяет такие войны, как фитну (смуту). И участие в ней на стороне кого бы то ни было, убийство мусульман, к каким бы они течениям ни принадлежали, является одним из самых тяжких грехов.

 

Служба спасения

    Татяна Дронзина предлагает перенять опыт Казахстана, где работает “Горячая линия 114”. Каждый человек анонимно и бесплатно может пройти консультацию и получить любую информацию по темам религии, экстремизма. На линии всегда — религиоведы, богословы, психологи.

Подготовила Светлана ЛАПТЕВА cовместно с экспертом по религиозным вопросам Романом ВЕЙЦЕЛЕМ

Вечерний Бишкек


URL:
Авторские колонки
Реклама