Об азане, прочитанном в церкви в США07.06.2017 | Мнения и комментарииВ Сети вызвал бурный спор видеоролик, на котором снято, как наш муфтий Максат ажы Токтомушев во время пребывания в США в составе официальной делегации Кыргызстана читал азан в католической церкви. Это событие в очередной раз напомнило о важности религиозной терпимости и ребром поставило вопрос: как формировать культуру отношений к людям иного вероисповедания, с другими взглядами или к тем, кто не исполняет религиозных обрядов. Возможно ли сближение? Мы учились в России в последние годы Советского Союза. Жили в общежитии с вполне нормальными условиями. Все же пятеро наших земляков решили снять квартиру. Мы часто навещали друг друга. Хозяева квартиры – одинокие старики. Он пил много, но никогда не терял самообладания. Она была очень праведной – ходила в церковь даже в будние дни, дома тоже строго соблюдала свои правила. Например, однажды мы громко хохотали, и тут же у порога появилась старуха и упрекнула нас, что так смеяться грех. Мы в ответ только улыбнулись. На зимних каникулах мы ездили в Киев. А двое из квартирантов полетели к себе домой и вернулись, когда начался месяц рамазан, и «привезли с собой» орозо. Так, вместе с ними постились и остальные квартиранты. На Орозо айт мы собрались у них вместе. А хозяйка поздравила нас с мусульманским праздником, подарив целую корзину крашеных яиц. Разумеется, мы поблагодарили ее и быстро съели презент. Нельзя войти в чужой монастырь? Многие участники обсуждения случай с прочитанным в церкви азаном назвали провокацией. Я тоже вначале подумал именно так, но затем изменил свое мнение. Кыргызстанцы впервые становятся свидетелями такого явления. Как это событие может повлиять на общественное сознание и отношения между представителями разных конфессий? Разве плохо, если прочтение азана в церкви разрешили сами католики? Может, этот шаг будет способствовать укреплению дружественных отношений между конфессиями, а не усилению враждебных настроений? Кто знает, поможет ли это формированию толерантного отношения к тем, кто поклоняется Всевышнему иначе? Правда, некоторые участники обсуждения в Сети задали не очень удобный вопрос: а пустили бы наши в мечеть представителей другой, не мусульманской религии? Надо полагать, что христиане не станут требовать такого же шага со стороны кыргызстанских мусульман. Но если люди начнут осознавать важность многообразия в духовном мире и не поддаваться провокационным призывам деструктивных сил, это уже большое достижение. Религий много, бог един Еще больше последователей пророков, каждый из которых по-своему толковал священные книги, которые верующие воспринимают по мере своих интеллектуальных возможностей и духовных сил. Поэтому государство обязано последовательно проводить гибкую, всесторонне продуманную политику, чтобы укреплять согласие в поликонфессиональном обществе. Особенно в условиях глобализации мы должны изучать позитивные примеры из истории и опыта других стран, уметь творчески применять их в наших реалиях. Урок из истории Как известно, в свое время Индией правил выходец из Средней Азии - Захираддин Мухаммад Бабур. (Тогда в ее составе была территория и население нынешней Исламской Республики Пакистан, поэтому регулировать межрелигиозные отношения было особенно сложно). Чтобы направлять избыток эмоций и умственные усилия активных людей в созидательное русло, Бабур время от времени собирал совет теологов и духовных лидеров, которые вместе обсуждали самые важные аспекты взаимоотношений между представителями разных вероисповеданий, например, давали взвешенные толкования религиозных правил. Наверно, и в наши дни следует возобновить эту традицию, обогатив ее с применением достижений социальной психологии и конфликтологии. Надо учить детей со школьных лет, как отстаивать личностный суверенитет, не примыкая к сомнительным течениям и «движениям», принимать ответственные решения самостоятельно, а не копировать слепо суждения «авторитетов». К сожалению, в СМИ, сайтах и группах соцсетей, посвященных обсуждению болезненных вопросов, не соблюдаются правила этики, хотя именно их и часто администраторы объявляют. Но все делают с точностью до наоборот: размещают оскорбления, материалы, способствующие межэтнической или межконфессиональной вражде. В последнее время становится все очевиднее, что решение вопросов межконфессионального взаимоотношения никак нельзя оставлять только на усмотрение религиозных людей, особенно – фанатов и малограмотных служителей культа. На государственном уровне следует разработать гибкие и эффективные способы предотвращения конфликтов и при поддержке общественности следить за ситуацией, наводить разумный порядок в этой сфере. Чему можно научиться у Америки? Сам пророк Мухаммад призывал своих последователей «добираться хоть до Чина (Китая) в поисках знаний». И сегодня мы должны изучать опыт всех других стран, чтобы у нас не повторилась социальная катастрофа, через которую прошел соседний Таджикистан в 90-е годы. Например, очень богатый и интересный опыт имеют в разрешении гражданского согласия США, население которых состоит из различных этнических, религиозных, культурных и др. групп. Ведь Америка пережила гражданские войны, столкновения и сложные социальные конфликты, сумела преодолеть расовую, этническую и религиозную дискриминацию. Существует целая библиотека, посвященная только этой тематике. А в пределах этой статьи приведем пока некоторые комментарии из того обсуждения в соцсети по поводу прочитанного в церкви азана. Кубанычбек Абакиров: "Если кого-то заинтересуют мои слова, я был рядом, когда все это происходило. Наша сторона спросила разрешения у хозяев Национального кафедрального собора г. Вашингтона. Еще больше скажу, хозяева нет-нет отдают церковь в аренду для жума-намаза мусульман. Просто там не так напрягаются насчет культовых зданий, как у нас. Да и межконфессиональный совет у них работает хорошо. Взаимопонимание между представителями разных религий у них на очень высоком уровне. С уважением относятся к разным религиям". Raushan Sydygalieva: "В Америке можно читать намаз и в людном месте. Опять таки видела, как продавцы "Еды на колёсах" читали намаз за фургоном, и никто не обращал внимание, оставляли деньги, брали что нужно и тихо уходили. А здесь , в чем мотивация?". Lola Nazarsho: "Ну и что? Какая разница, где и как молиться! ....пора привыкнуть к этому и начать уважать всех верующих всех конфессий... Бог един". Вместо послесловия, или О золотом терпении У нас в Кыргызстане важно решать религиозные споры очень гибко. Учитывая геополитическое расположение страны, влияние мировых держав, мы обязаны ценить и беречь суверенитет своей демократической республики, чтобы не оставаться на обочине цивилизационного кочевья. Если мы хотим укреплять национальное (государственное) единство, нам необходимо учиться сдерживать эмоции, думать спокойно и уважать право других на собственное мнение. И помнить, что за будущее своей страны ответственен каждый из нас. Источник: https://rus.azattyk.org URL: |
Авторские колонки
Реклама
|