RSS Контакты
Российская Федерация

Залог лучшего будущего в единстве народов России

28.08.2012 | Аналитика

24 августа в столице Мордовии Саранске Президент России Владимир Владимирович Путин провёл первое заседание Совета при Президенте по межнациональным отношениям, образованного 7 июня этого года. Действительно, в последнее время, особенно в прошлом году, начался рост протестного движения в России, связанный и с межнациональными  конфликтами, террор расширил географию от Северного Кавказа до Татарстана.

Рост насилия и конфронтации, в том числе и по этноконфессиональному признаку захватил многие государства мира. Среди последних примеров Египет, Сирия, Мьянма, Грузия в ее отношениях с Южной Осетией, Кыргызстан. Как нам сохранить стабильность в России?

Президент В.В. Путин указал  на несколько принципов: «Страна наша изначально складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство… На протяжении тысячелетней совместной истории мы не утратили того самого главного, что составляет основу нашего бытия, каждого из наших народов. Мы не утратили нашу национальную культуру, язык, традиции. Россия всегда славилась, гордилась таким культурным многообразием, и в этом всегда заключалась её сила… По данным переписи 2010 года в России проживает 193 народа и народности, говорящих на 171 языке. В государственной системе образования используется 89 национальных языков, то есть в школах преподаётся 89 национальных языков».

Можно ли поддерживать эффективную систему образования для немногочисленных народов? 24 августа в интервью "Российской газете" экс-министр по делам национальностей РФ, академик РАН, ныне директор Института этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, член президентского Совета по межнациональным отношениям Валерий Тишков был более  жесток в формулировках. Он указал: «В России переписью 2010 года зафиксировано владение ее жителями 278 языками, 5 языков (кроме русского) имеют более одного миллиона носителей (татарский, украинский, чеченский, башкирский, чувашский), но 150 языков имеют менее одной тысячи носителей». Поэтому «главная линия в этом вопросе - поддержка и развитие дву- и многоязычия, что предполагает наряду со знанием гражданами русского, знание других языков, характерных для государства. Это касается людей, проживающих в этнически смешанных регионах, включая республики, а также государственных служащих, включая, прежде всего, судебные и правоохранительные органы». Но для такого институционального использования языков нужна достаточно развитая традиция национального образования, которая могла бы стать эффективным механизмом для сохранения устоев и недопущения радикализма. Именно относительная малочисленность кавказских народов дает крайним возможность выстроить мощные коллективы и структуры, объединяющие представителей самых разных народов.  Ваххабиты и хизбуты наступают и в городах, так как там сильно подорваны национальные и языковые устои. 

Президент В.В. Путин в качестве первого направления работы вновь подчеркнул, что  необходимо «укрепление России как уникальной мировой цивилизации… для нашей страны характерна региональная специфика, этнокультурное и религиозное многообразие, которое на протяжении столетий не подавлялось, а сберегалось. И сегодня его сохранение – это не только залог прочности российской государственности, но и наше великое конкурентное преимущество». Действительно, на евразийском пространстве Россия добивалась наибольших успехов, когда сотрудничала с элитами нерусских народов,  в том числе используя их этно-религиозные и языковые особенности. Это касалось, прежде всего, немцев-протестантов на северо-западе и мусульман-татар на юго-западе и юго-востоке. 26 августа 2005 г. в выступлении на торжественном собрании, посвященном 1000-летию Казани в театре оперы и балета им. М. Джалиля, В.В. Путин напомнил, что «казанские купцы, прежде всего этнические татары, были своеобразным авангардом продвижения отечественного капитала и политического влияния Российской империи сначала в Сибирь, затем – в Среднюю Азию и Закавказье». Этот опыт бесценен и для современной евразийской интеграции, объединяющей славянские и тюркские народы и государства.

Но многообразие не должно отрицать единства. Президент России подчеркнул, что «мы с полным основанием можем говорить о ключевой, скрепляющей роли русского языка, русского народа, его великой культуры. Подчеркну: ни вера, ни национальность не должны разделять народы России, граждан России, а наоборот, мы с вами должны сформировать такие условия, которые создавали бы равные возможности для всех граждан… Отсюда второе направление нашей работы: укрепление гражданского единства многонационального народа России». Характерно, что в последнее время реже говорится о российской гражданской нации, а чаще используется формулировка из Конституции России о многонациональном народе РФ. В.В.Путин указал: «вспоминая проект создания «новой исторической общности» – советского народа, мы понимаем, что этот проект не был завершён и принят был не всеми. Но справедливости ради нужно сказать, что он и не мог быть принят всеми».

Для старшего и среднего поколения события 1991г. опыт распада СССР останется жизненным водоразделом. Поэтому, по словам президента, столь важно «Третье направление – гармонизация межнациональных отношений и предотвращение межэтнических конфликтов…. ценности межнационального согласия – это не подарок наших предков на все времена. Такие традиции необходимо постоянно поддерживать. Кроме того, жизнь идёт вперёд, появляются новые вызовы, новые риски и новые угрозы…

Сегодня всё чаще под видом развития демократии и свободы поднимают голову разные националистические группы. Они участвуют и в митингах, ведут работу в интернете и в подростковых клубах, студенческих сообществах, выступают с лозунгами то русского, то татарского, то кавказского, то какого-то другого регионального национализма. По сути, все они подталкивают, провоцируют сепаратистские, разъединительные тенденции в нашей стране».

Нельзя забывать, что именно призыв Валентина Распутина к отказу от российских жертв во имя единой страны стал одним из важнейших камней в потоке, обрушившим  СССР. 27 августа в журнале «Огонек» генеральный директор Центра этнополитических и региональных исследований; руководитель центра по изучению ксенофобии и предотвращению экстремизма Института социологии РАН; один из идеологов национальной политики в РФ в начале 1990-х гг. Эмиль Паин сказал: «По данным опроса одного из российских информационных агентств, проведенного среди 11 500 человек в декабре 2010 года, на вопрос: "Как вы относитесь к идее отделить от России три кавказские республики — Ингушетию, Дагестан, Чечню?" — 73,7 процента ответили: "Полностью поддерживаю", еще 2,4 процента поддерживают с отсрочкой решения: "Пока еще рано". Речь здесь идет об опросе информационного агентства «Новый регион 2», законченном 21.12.2010. Конечно, и в самой формулировке вопроса и в ответе на него хватает безответственности и провокационности, но тенденция налицо. 

Э.Паин привык позиционировать себя как либерала. Однако он цитирует интервью покойного Валиуллы-хазрата Якупова Яне Амелиной для сайта Романа Силантьева, и даже там ныне покойный говорил: «Большинство мусульман придерживаются традиционной для татарского народа методики проведения молитв и традиционных представлений, связанных с ханафитским мазхабом… Коранический дух наиболее адекватно сохранен именно у нас. Если смотреть историю нашего народа, мы всегда находили компромисс, жили в полирелигиозной среде и генерировали образцы человечности, лояльности, которые показывают, что существует адекватный ислам, который в своей сути не испорчен и может иметь духовную привлекательность». Из слов покойного Э.Паин оставил только:   «большинство молодежи является носителями привнесенной из-за рубежа религиозной культуры, которую можно назвать ваххабизмом… "Зная эволюцию этого течения на примере республик постсоветского пространства, в которых исламизация выше татарстанской, мы можем видеть, что нас ждет".  Вот уже действительно белоленточники и охранители в одном флаконе! А ведь в последние месяцы жизни за Валиуллой-хазратом отмечали его желание отказаться от навешивания ярлыков (включая ваххабизм) и  стремление объяснить верующим и особенно молодежи основы исламских традиций у татар.

Поэтому, повторяюсь, как сказал президент В.В. Путин, нельзя поддаваться на провокации в болотном стиле. Но вина за трагедии висит и на ряде представителей государства. Глава государства указал: «зачастую в основе возникающих конфликтов на этнической, казалось бы, почве лежит совсем другое – недоверие граждан к органам власти и управления. Известные события в Кондопоге, Сагре, на Манежной площади в Москве – это прежде всего результат бездействия правоохранительных органов и безответственности чиновников. Коррупция, предвзятость представителей госорганов, их неспособность обеспечить справедливость, защитить интересы людей становятся питательной базой и почвой для межнациональных столкновений и напряжённости, а кому-то и прямо выгодно перевести возмущение граждан конкретным фактом несправедливости в форму межэтнического конфликта».

При этом не нужно перекладывать ответственность только наверх. По словам  В.В. Путина: «именно…  в конкретных городах, деревнях, посёлках возникает абсолютное большинство потенциально конфликтных ситуаций и проблем. И именно здесь их можно и нужно эффективно решать, а ещё лучше – своевременно адекватно реагировать на них, предотвращать их».

Крайне важна и «следующая задача – это обеспечение успешной интеграции и адаптации внешних и внутренних мигрантов… Мы уже вышли на второе место после Соединённых Штатов по количеству прибывающих мигрантов…  Очень важно создать надлежащие условия для интеграции мигрантов, защитить их права и свободы, обеспечить социальную защищённость… мигранты должны соблюдать требования российских законов и миграционных правил, с уважением относиться к нашим традициям, культуре, поведенческим нормам тех регионов, в которые они прибывают… особую роль в адаптации мигрантов должны играть сами национальные общины… использовать инфраструктуру своих культурных и учебных центров для обучения земляков традициям и обычаям того региона, куда они приезжают жить и работать». К сожалению, Федеральный закон о национально-культурной автономии (НКА) от 17 июня 1996 года действует скорее на бумаге, и нужно объединиться всем религиозным и национальным организациям для адаптации мигрантов.

В качестве заключительного предложения президентом России было озвучено: «Прошу вас подключиться и к формированию перечня 100 книг, рекомендованных для прочтения школьникам и студентам вне рамок обязательного учебного процесса. В него должны попасть произведения, затрагивающие традиции взаимоуважения различных народов и народностей, исторически проживающих на территории Российской Федерации». И здесь речь стоит вести о произведениях классиков, представляющих народы   России. В советские времена дети читали сказки и художественные произведения, раскрывающие традиции и психологию народов СССР. Этот обычай стоит возродить. 24 августа президент Татарстана Рустам Минниханов открыл памятник татарскому поэту-герою Мусе Джалилю в Москве. Стихотворения из «Моабитской тетради» – образец высокой патриотической поэзии стоило бы прочесть каждому россиянину.   

Наше Отечество переживает сложные времена. Но всем его согражданам стоит любить Россию в непогоду. Ведь общими усилиями можно      преодолеть любой шторм и привести нашу страну-корабль в гавань лучшего будущего!

Дамир Мухетдинов, первый зампред ДУМЕР, член Общественной палаты Российской Федерации, кандидат политических наук

URL:
Авторские колонки
Реклама