Выставка "Хайтарма. Искусство крымских татар" открылась в Москве05.06.2014 | Новости4 июня в Государственном музее искусства народов Востока в Москве открылась выставка под названием «Хайтарма. Искусство крымских татар». Выставка организована совместно с Министерством культуры Российской Федерации и Фондом Марджани. Вниманию московской публики представлено многогранное и богатое творчество крымскотатарского народа. Среди экспонатов – ювелирные украшения, вышивка, текстиль, живописные полотна, графические листы, керамика, реконструкции традиционного костюма, килимы, старинные фотографии, открытки и многое другое. В экспозицию включены как произведения традиционного искусства XIX - начала XX веков (коллекции Государственного музея Востока и Фонда Марджани), так и работы современных мастеров, - анонсирует пресс-служба Музея Востока. - Такие замечательные выставки помогают нам заново открыть для себя искусство малых народов России. В ближайшие недели зрители смогут приобщиться к удивительно богатому культурному миру крымских татар, — сказал на открытии выставки статс-секретарь — заместитель Министра культуры Григорий Ивлиев. В свою очередь председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин выразил надежду, что «обмен культурным наследием, диалог и дружба между народами великой России будет крепнуть и развиваться», передает слова муфтия агентство ИТАР-ТАСС. «Открытие выставки - это дань уважения и тем, кто не смог вернуться на свою родную землю, и тем, кто сегодня старается возрождать искусство и культуру своего народа, - сказал муфтий Равиль Гайнутдин. - Мы, российские мусульмане, едины и гордимся тем, что наша умма увеличилась... и обогатилась культурой крымских татар». В частности, на выставке экспонируются работы керамистов Рустема Скибина, Эльдара Гусенова и Марины Курукчи; ведущего мастера традиционной вышивки Эльвиры Османовой (ученицы знаменитой вышивальщицы Зулейхи Бекировой), Гульнары Негляденко, Хатиджи Юнусовой, Лили Каишевой, Алиме Гусеновой (учениц самой Османовой), а также вышивки и эскизы орнаментов Юлии Тулуповой. Мастер ковроткачества Сабрие Эюпова представит килимы, сотканные по эскизам Мамута Чурлу (лидера объединения крымскотатарских художников-ремесленников «Чатыр-Даг»), Ульвие Аблаева - реконструкцию мужского и женского крымскотатарского костюма, а художник кино Венера Курмаева - декоративные панно в национальном стиле. Особое место в экспозиции займут фотографии и открытки из коллекций Низами Ибраимова и Рифхата Якупова, которые рассказывают о жизни крымских татар до депортации в 1944 году и после их возвращения на свою историческую родину. -Ограбленный, лишенный родины, рассеянный по большим территориям, связанный рабским статусом спецпоселенцев народ практически утратил возможность поддерживать свою этническую идентичность – свободно говорить на родном языке, передавать детям богатые традиции предков, - напоминает Музей Востока. Центральное место на экспозиции принадлежит знаменитому мастеру Мамуту Чурлу. Его живописные и декоративные работы наполнены символами и аллегориями. Например, на вышитых панно часто возникают мотивы дерева и плода граната - образы большого рода, множественности и силы целого народа. Одна из картин Чурлу знакомит с дореволюционным бытом крымско-татарского дома. На столе - традиционный кофе и чебуреки, приготовленные для гостя, а интерьер комнаты украшен национальной вышивкой, тканями и металлической посудой.Живописная работа Рамазана Усеинова расскажет о старинной притче про благочестивого мусульманина. Его обвинили в краже жемчуга, которой он не совершал. В ответ на его молитвы о справедливости, обращенные к Аллаху, из моря выплыло множество рыб с жемчугом во рту. Название выставки, подготовленной спустя 70 лет после трагических событий, выбрано не случайно. Хайтарма (в переводе с крымскотатарского означает «возвращение») - это народный танец, который испокон веков исполнялся на традиционных свадьбах. Многие годы он ассоциировался с возвращением народа на родную землю. В свете недавних событий это слово обретает особый смысл, замечает музей. Еще до присоединения Крыма к России, выставку планировали назвать «Хайтарма», что по-татарски значит «возвращение». Сегодня организаторы признаются, они оказались «политическими провидцами». Актуальность выставки оценили в Российской Академии художеств – на выставку пришел ее президент Зураб Церетели, – в Министерстве культуры и в Совете муфтиев России. По их словам, открытие этой выставки именно сегодня – знаковое событие. Глава Фонда Марджани Рустам Сулейманов отметил, что часть представленных экспонатов уже находилась в Москве, в том числе и в фондах Музея Востока, с прошлого года. Кроме того, Фонд Марджани также является обладателем коллекций произведений как старого искусства, так и современных мастеров. «Современные изделия и предметы искусства, созданные за последние годы художниками и мастерами крымскотатарского народа, привести в Москву проблемы не составило. Тем более, большинство экспонатов находились в России, начиная с осени. Осенью в Казани прошла похожая выставка, но не такая масштабная и красивая как в Москве», - заявил глава Фонда Марджани Р.Сулейманов. «Эта выставка показывает, что интерес общества, а также государственных структур России к крымскотатарской культуре есть. Задача нашего общества и власти пользоваться возможностями и проснувшимся интересом к новым сторонам российских реалий и познавать это «приобретение». То, что мы представляем сегодня в Музее Востока – это не запрещено, поэтому об этом можно рассказывать, показывать и узнавать. Могу также отметить, что крымскотатарское искусство в последние годы набирало популярность и в самом Крыму, в том числе за счет туристического трафика. Кроме того, оно было подкреплено как высоким качеством с точки зрения искусства, так и с точки зрения исполнения. Поэтому я думаю, что в России должны оценить данную выставку весьма высоко», - уверен Рустам Сулейманов. Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов также отметил, что выставка имеет особое значение. «Выставка подготовлена спустя 70 лет после известных трагических событий и демонстрирует стойкий характер крымско-татарского народа, сумевшего сохранить идентичность, продолжить и развить свое искусство», — отметил сенатор. Михаил Маргелов обратил внимание на то, что выставка названа «Хайтарма» — в честь танца, символизирующего возвращение. «Теперь слово «возвращение» приобрело двойной смысл — возвращение на родную землю и в Россию». На выставке представлены произведения современного искусства крымских татар, заметил парламентарий. «Мы видим отраженную в художественном творчестве трагическую судьбу народа, не только в присущих этому творчеству символах, но и в фотографиях». В частности, в экспозиции представлены старинные фотографии, рассказывающие о бытовой культуре крымских татар, о старом Крыме, а также снимки, которые знакомят с возвращением этого народа в Крым после депортации 1944 года. «Сегодня мы можем говорить о возвращении в многонациональную культуру России художественного творчества крымских татар», — подчеркнул Михаил Маргелов. При этом он напомнил, что искусство этого народа более двух веков присутствовало в русской культуре и развивалось. Например, в Петербурге издавались книги на тюркских языках, в том числе переводы А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, а крымско-татарские легенды, воспевающие красоты Крыма, входят в сокровищницу мировой литературы. Выставка будет работать до 29 июня 2014 года. Адрес Музея Востока: Москва, Никитский бульвар, д.12а Ислам в СНГ
Фотовыставка:URL: |
Авторские колонки
Реклама
|