Продолжим падать в пропасть разделения или попытаемся прогрессировать?24.04.2012 | Мнения и комментарииСегодня практически во всех странах постсоветского пространства мусульманская умма разобщена. Причем это разделение проходит сразу по нескольким направлениям - принадлежности к мазхабу, внешнему виду, клановым тонкостям и т.д. Говоря другими словами, в основе противостояния - не деяния, а исключительно внешний показатель. "Между отдельными человеческими единицами лучше и легче живется на основе взаимного уважения, признания прав и солидарности интересов" (Исмаил Гаспринский, 1) До хрипоты ведутся споры о неправильности друг друга в поклонении, аккордом чему становится взаимное обвинение в "кяфиризме", никак не иначе. Будто не Аллах Великий судья каждому из нас. К сожалению, данный стиль развития внутримусульманских взаимоотношений стал нормой. Если не сказать - обыденным состоянием уммы. Не случайно, все чаще трезвомыслящие мусульмане задаются вопросом - а вообще эти религиозные "судьи", выносящие "приговоры" стоящим напротив или сидящим чуть сбоку, знакомы с азами Откровения? Как часто перечитывают строки Корана? Насколько они владеют информацией о жизнедеятельности пророка, с подхода которого к исполнению слов Аллаха все мы должны брать пример? Так вот, признаем, если исходить из комментов мусульманских пользователей после тех или иных статей, как и из хода дискуссий на различных форумах по мусульманской тематике, складывается такое впечатление, что многим из нас просто не хватает элементарных знаний. Будто основная масса форумчан нахваталась поверхностной информации, причем не из книг, и оперирует ими, как истиной в последней инстанции. Но, что самое интересно, если не сказать парадоксальное, данная ситуация характеризовала обстановку в умме и на рубеже XIX-ХХ вв. Не случайно, свидетель того времени, известный татарский педагог Габдулла Апанаев лозунгом издаваемой и редактируемой им газеты «Азат» опредлил следующий: «Счастье — в знании, просвещении, единении и союзе». Согласимся, прекрасный девиз, жизненно отражающий тот фон, что именно знания - залог единения. Ведь непосредственно знания позволяют не отбрасывать сразу мнение оппонента, а прислушиваться к нему, искать совместные ответы на проблемные вопросы. И, самое главное, не видеть в оппоненте врага, тем более что верующие очень часто находятся в поиске, ожидая как раз бесед, раскрывающих им новое. Потому в эпиграф и вынесены слова выдающегося крымскотатарского просветителя XIX-XXвв. Исмаила Гаспринского, остро переживавшего за внутренние проблемы уммы. В данном контексте представляется целесообразным обратиться к одному из фрагментов его наследия. В своей утопической повести «Обитель Счастья мусульман» он говорит устами муллы Аббаса (вымышленный автор публицистических заметок в газете «Тарджиман») о призыве пророка Мухаммеда (мир ему) к каждому из нас "обретать предвечные знания" - о мире, бытии и Божественном деянии, призыве к поиску знаний "везде и всюду". Однако, "в большинстве мусульманских стран этот высший закон попран". Вслед за чем мулла (И. Гаспринский) актуализирует встряхивание народа Туркестана (наверное, подразумевается Туран) от сна невежества, вне чего невозможно взглянуть на мир и, "осознав свою полную непросвещенность", не приступить усердно к обретению знаний. Ну а если этого не произойдет, то "бесчисленные страдания выпадут на вашу долю!". Причем, раскрывает просветитель, не только в духовном плане: "Все богатства Туркестана, промыслы и торговля сами собою попадут в руки более знающих, более искусных народов", - раскрывает "мулла" Гаспринский. Ведь если люди не создают и не познают, их труд становится бесплодным, и как тогда "жить на свете", "править страной, защищать ее от врагов?". Отказ от от изучения наук и искусств, резюмирует мыслитель, приведет к упадку страны (2). Ну вот спрашивается, потеряло ли спустя свыше века значимость сказанное мыслителем? К сожалению, нет, и прогнозы ученого оправдываются (включая геополитический оттенок). Мы все топчемся и топчемся на месте, а жизнь вокруг уносится вперед. Наш творческий потенциал, все положительное, вложенное в нас Всевышним, оказываются неиспользованными. Вернее, они растрачиваются на какие-то склоки, поиск внутренних врагов, некое самоутверждение, но на основе деяний. Мы продолжаем разделяться и тем самым падать в пропасть. Хотя, насколько усматривается, сегодня и сейчас назрело время осознать, что оказаться в этой дьявольской пропасти значительно легче поодиночке. Поэтому, чем быстрее мы будем расслаиваться (будь то в плане Духовных управлений, джамаатов или по кланово-национальному признаку), тем скорее к каждому из нас будет приближаться болезненное падение. Остается лишь надеяться, что всем нам удастся остановиться. Будем уповать на Аллаха! Теймур Атаев, политолог 1.Исмаил Гаспринский. Русское мусульманство. Мысли, заметки, наблюдения http://www.intelros.ru/2007/03/02/ismail_gasprinskijj_russkoe_musulmanstvo_mysli_zametki_nabljudenija.html 2.Исмаил Гаспринский. Обитель Счастья мусульман (сочинение муллы Аббаса Френсеви) http://www.strana-oz.ru/?article=790&numid=16#t1 URL: |
Авторские колонки
Реклама
|