RSS Контакты
Российская Федерация

Ударим запретами по... кому? Чему? Да и для чего?

22.07.2012 | Мнения и комментарии

Очередной коллапс. 18 июля 2012 г. Куйбышевский районный суд г. Омска, удовлетворив заявление прокурора Омской области, вынес решение о признании экстремистским материалом книги Эльмира Кулиева «На пути к Корану».

Официоз 

Весь предшествующий процесс в этом направлении довольно подробно описан на официальном сайте прокуратуры Омской области. Мы лишь обратим внимание на констатацию в документе проведенного сотрудниками Управления ФСБ России по Свердловской области заключения лингвистического исследования произведения, согласно которому в книге содержится информация, направленная на пропаганду исключительности и превосходства по религиозному признаку, на возбуждение религиозной розни. Установлено, что изложенные в произведении суждения, со ссылкой на Коран, могут спровоцировать противоправные, насильственные действия мусульман против последователей христианства и иудаизма, а также иных религиозных движений или течений, распространенных на территории РФ(2).

Эльмир Кулиев - экстремист? 

Вообще поражает сама терминология... "В ходе оперативно-розыскных мероприятий"... Каких? В каком векторе? Причем здесь вообще труд Э. Кулиева? А формулировка о возможности провоцирования суждениями автора, со ссылкой на Коран(!), и далее по вышеприведенному тексту? Так, значит, на очереди попадания в список "расстрельной" Коран? 

Ну да ладно с гипотетикой. Давайте лучше о конкретике кандидата философских наук, директора департамента геокультуры Института стратегических исследований Кавказа (Баку, Азербайджан) Эльмира Кулиева по факту "возбуждения религиозной розни". Мы даже не будем говорить о целесообразности знакомства с двумя первыми главами ("Вера в священные писания" и "Предыдущие писания") части I(Священные писания") ставшего "невыездным" труда Э. Кулиева. А всего лишь заглянем на пару минут (строк) в год 2009-й. Никто иной, как "экстремист" Э. Кулиев, свидетельствует: "Мы уважительно относимся к последователям других верований и выступаем за развитие межрелигиозного диалога. Этому нас тоже учит Коран, который гласит «Скажи “О люди писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом”» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 64)(1/б).

Среди главных целей "религиозного просвещения в мусульманских странах" Э. Кулиев определяет "воспитание толерантности к последователям иных вероисповеданий", уважение к человеку "независимо от его расовой, конфессиональной, этнической или иной принадлежности". Данный нюанс "подразумевает знакомство с другими религиозными и религиозно-философскими учениями, что имеет исключительное значение" в условиях "глобальных процессов"; "воспитание веротерпимости и культуры диалога не наносит ущерба собственной культурной и религиозной традиции"(3).

А как совместить с экстремизмом предложение Э. Кулиева об обязанности госструктур "контролировать содержание и качество образовательного процесса в отечественных религиозных вузах"?(1/а).

Можно привести еще массу высказываний Э. Кулиева на этот счет, являющихся отражением убеждений блестящего современного ученого. Они общеизвестны. Но нужны ли запретителям?  

Приход в Ислам через кулиевский путь к Корану 

Если даже бегло просмотреть тему "Как я пришел (пришла) в Ислам" на различных форумах постсоветского пространства, становится вполне очевидным, какую роль сыграло подвергнутое запрету произведение Э. Кулиева в мировоззрении масс юношей и девушек. На нем выросло фактически целое поколение мусульман СНГ (среди которых немало неэнических мусульман), находивших в строчках труда ответы на злободневные вопросы. В отсутствии качественной литературы по исламской тематике (за редчайшими исключениями) на пространстве СНГ в 1990 - нач. 2000-х, "На пути к Корану" Э. Кулиева действительно являлось одним из актуальнейших островков для молодежи (хотя и не только).

Автору посчастливилось убедиться в этом во время предоставленной Всевышним возможности совершить хадж в 2009 г. Когда, волею Аллаха, паломничество было осуществлено вместе с Э. Кулиевым. Паломники из России, Украины, Казахстана наперебой просили Э. Кулиева провести лекции. Многие обращались к нему с просьбой уделить личное время для бесед тет-а-тет. В процессе же дискуссий, непременно возникавших во время лекций Э. Кулиева, отчетливо чувствовалось, насколько сказанное в его книге оказалось важным для верующих. А ведь это накладывалось на прекрасно осуществленный Э. Кулиевым перевод на русский язык смыслов Корана, комментарии к аятам которого также способствовали получению многими полезнейшей информации на пути укрепления имана.

Парадокс вообще, конечно. На полках главнейших мечетей мусульманского мира - в Мекке и Медине - общепризнанный перевод  Корана Э. Кулиева нашел себе место, а вот его "На пути к Корану" в ряде российских регионов оказалась под замком. Но тогда проявляется вопрос - быть может, навеянные данным трудом мысли масс верующих также лишить легитимности?        

В то же время, можно не сомневаться, что помещение этого произведения в ряды книжных "изгоев" привлечет к нему еще большее внимание, к тому же не только мусульман. Тем самым, ход по реанимации запретительных "полок" времени, часто характеризуемого как застойное, вполне прогнозируемого обернется бумерангом против устроителей идеологического аутодафе книг. 

Нам же остается лишь отметить, что непосредственно Э. Кулиев всегда подчеркивал категорическую неприемлимость религиозной цензуры. "Скажите, - вопрошал он еще пару лет назад, - кто будет определять, какая информация достоверна, а какая нет?(1/а)

Омский опыт, как ранее и Оренбургский(4), прекрасно продемонстрировал, кто и что может. Только вот каковы истинные причины происходящего? И что нас ждет завтра?

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

1.Из ответов Эльмира Кулиева на вопросы читателей

а/http://www.1news.az/guest/1/20090128120723224.html

б/http://www.1news.az/guest/2/20090128120723224.html

2.По заявлению прокурора Омской области суд признал экстремистской книгу Эльмира Кулиева

http://prokuratura.omsk.ru/news/431/

3.Эльмир Кулиев. Роль религиозного просвещения в противодействии религиозному радикализму в исламе

http://www.ca-c.org/c-g/2009/journal_rus/c-g-2-3/12.shtml

4.См. Теймур Атаев. Российское звучание "политического ислама"

http://newsazerbaijan.ru/obsh/20120627/297523154.html


URL:
Авторские колонки
Реклама