RSS Контакты
Российская Федерация

О некоторых попытках представить русских мусульман угрозой стабильности России

16.10.2012 | Мнения и комментарии

 

10 октября 2012 г. состоялось заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ), организованное Приволжским центром региональных и этнорелигиозных исследований структуры. Все бы ничего, да уж больно интригующей оказалась повестка дня мероприятия, формат которой был представлен научной конференцией: «Русские мусульмане в постсоветской России: причины неофитства, положение в исламской среде, реакция государства и общества».

 

"Русское" неофитство в Исламе?

Прежде всего, отметим прозвучавшее в названии конференции ноу-хау по отношению к Исламу, а именно, термин "неофитство". До этого в преломление к мусульманской религии данный термин не употреблялся.

В энциклопедическом формате под неофитом (в основном значении) понимается новый приверженец (новообращенный) в какую-нибудь религию. Игумен Петр (Мещеринов) подразумевал под неофитством "такое младенческое состояние", когда человек "только входит в Церковь". В этом "начальном периоде церковной жизни" неофитство "вполне законно  и терпимо как болезни роста и детское восприятие мира" у растущих малышей. "Беда начинается" в момент застревания человека в неофитстве(1).

Говоря другими словами, аспект неофизма в немалой степени ассоциируется с церковным направлением. Однако, казанский экспертный клуб РИСИ апробировал использование термина в преломление к мусульманству. Возможно, в свете его "отформатирования" под этнически православных, принявших исламскую веру.

Новая "русская угроза"?

С другой стороны, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов разделил русских мусульман на две группы. В первую он включил "пассивно" верующих, в число которых поместил пришедших в Ислам "в результате брака" под "нажимом татарской свекрови или тещи". Вторую группу, по-Сулейманову, составили "активно верующие", т.е. принявшие Ислам "путем осознанного и осмысленного выбора". Весьма симптоматично, что основной контингент этой когорты, согласно Р. Сулейманову, формируется "в тюрьмах под влиянием сокамерников". И лишь на следующих ступенях находятся те приверженцы ислама из русских, кто приходит к религии после "длительного чтения религиозной литературы", позволившей узреть "путь к богоискательству".

Следом эксперт зафиксировал, что, "принимая ислам, русские мусульмане начинают демонстрировать религиозное рвение", в основе чего их стремление "доказать" свое равенство "остальным членам общины, зачастую состоящей из этнических мусульман". И вот здесь «синдром неофита» (определение Р. Сулейманова) "может легко привести к радикализму".

Вот так. Диагноз поставлен. Именно в русских мусульманах "обыкновенные" россияне должны "обнаружить" возможную угрозу собственной безопасности.

Нужно ли комментировать, к каким последствиям может привести распространение данного взгляда?

Но Р. Сулейманов выводит и другую "феноменальную" раскладку. Оказывается, русский мусульманин, "в негласной иерархии" внутри уммы, "всегда будет на вторых ролях" и, "за редким исключением", лишится возможности "быть во главе общины". Тем самым, в представлении т.н. «эксперта» РИСИ, русский мусульманин оказывается вне российского социума. Будучи непринимаемым уммой, он становится "изгоем" и для русских россиян (атеистов, православных, протестантов и т.д.), т. е. "свой среди чужих, чужой среди своих".

Вполне очевидно, что в вышеприведенной аналитике явно обозначены ближайшие цели антиисламских сил: кого и с кем столкнуть.

О "мерзости" неправославного русского

Неспонтанность прозвучавшего из уст Р. Сулейманова подтверждается аналогичными умозаключениями председателя Общества русской культуры Казани Михаила Щеглова. Фиксируя невозможность для русских мусульман стать когда-либо "окончательно своим" для этнических", он утверждает, что и для "для русского общества" тот "перестает быть русским". Чем М. Щеглов, в унисон Р. Сулейманову, обосновывает стремление русских членов уммы "проявить религиозное рвение", становясь "большим мусульманином", нежели "сам муфтий". А отсюда - "прямой путь к радикализации". Не более и не менее.

В то же время, явно в целях усиления эффекта от своих слов, М. Щеглов решил сослаться на  великого русского писателя Федора Достоевского, вроде де написавшего, что "нет более мерзкого существа, чем неправославный русский".

В этом контексте целесообразно отметить, что обсуждению подлинности данной фразы Ф. Достоевского посвящена не одна страница дискуссий на форумных баталиях. Однако, с конкретной ссылкой ознакомиться никак не удается. Другое дело, что, согласно не нуждающемуся в особом представлении Николаю Бердяеву, фраза: «Без православия наша народность - дрянь" принадлежит  известному русскому публицисту XIXв., славянофилу Александру Кошелеву(2).

Ну а в «Бесах» Достоевского присутствует следующий диалог:

- Вы помните выражение ваше: "атеист не может быть русским", "атеист тотчас же перестает быть русским", помните это?

- Да? - как бы переспросил Николай Всеволодович.

- Вы спрашиваете? Вы забыли? А между тем это одно из самых точнейших указаний на одну из главнейших особенностей русского духа, вами угаданную. Не могли вы этого забыть? Я напомню вам больше, - высказали тогда же: "не православный не может быть русским".

- Я полагаю, что это славянофильская мысль(3).

Правда, у Достоевского в "Дневнике писателя" за 1876 г. отмечается, что "русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может", а непосредственно "русская земля принадлежит русским, одним русским, и есть земля русская, и ни клочка в ней нет татарской земли". Но при этом выдающийся писателя констатирует: "Веру татарина никогда тоже не унижал русский, никогда не притеснял и не гнал"(4). Да и говорил Ф. Достоевский об этом в аспекте русско-османских (турецких) войн.

Но и в этом случае спрашивается, разве где-то в вышепредставленных цитатах Ф. Достоевского говорится об отсутствии наличия более мерзкого существа, чем неправославный русский, как о том утверждает г-н Щеглов?

Заключение

Таким образом, основным лейтмотивом завершившегося заседания Казанского экспертного клуба РИСИ является констатация участниками саммита опасности для российского общества со стороны русских, принявших Ислам. В подтверждение чего эксперты в одноголосье утверждали, что основная масса приходящих в мусульманство русских формируется в местах не столь отдаленных. Об этом говорил, наряду с Р. Сулеймановым, аспирант Института истории АН Татарстана Булат Шагеев, сообщивший об увеличении числа "русских ваххабитов" в тюрьмах и колониях. Для "доказательства" же своей истинной приверженности Исламу, русские мусульмане радикализируются.

В этом ангажированном ключе Р. Сулейманов и заключил, что "гарантией духовной безопасности" РФ является исповедование каждым народом своей традиционной религии. Причиной иного развития ситуации он назвал слабую миссионерскую работу "внутри русской паствы со стороны местной митрополии РПЦ". Потому автор и посчитал целесообразным вынести в эпиграф слова одного из самых уважаемых греческих старцев и духовных светил греческого народа XXвека Паисия Святогорца. В продолжение той фразы произнесшего: "Люди сегодня занимаются всем, чем угодно, кроме самих себя, потому что заниматься другими легко, а для того, чтобы заниматься самим собой, нужен труд. Если мы займемся самоисправлением и, полагаясь преимущественно на божественную помощь, обратимся более ко внутренней деятельности, чем ко внешней, то мы поможем другим больше и результативнее"(1).

На чем и завершим небольшое повествование о казанском саммите "экспертов" РИСИ.

Теймур Атаев, политолог

1.Игумен Петр (Мещеринов). О Неофитстве

http://ricolor.org/rus/rz/psm/neofit/35/

2.Николай Бердяев. Алексей Степанович Хомяков

http://www.vehi.net/berdyaev/khomyakov/01.html

3.Федор Достоевский. Бесы

http://www.klassika.ru/read.html?proza/dostoevskij/besy.txt&page=48

4.Ф.Достоевский. Дневник писателя. 1876 год

http://rvb.ru/dostoevski/01text/vol13/201.htm

Примечание: отрывки из выступлений участников казанской конференции приведены по: «Русские мусульмане в постсоветской России: причины неофитства, положение в исламской среде, реакция государства и общества

http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/16/318/


URL:
Авторские колонки
Реклама