Коронавирус шествует по планете: реакция исламского мира21.03.2020 | НовостиЭпидемия коронавируса, не признающая ни границ государств, ни планов людей, стремительно атаковала практически весь мир. По последним данным, новый недуг унес более 9 тысяч жизней, а число заражений превысило 200 тысяч человек. По состоянию на утро 20 марта, карта пандемии расширилась и до Исламского мира, захватив уже половину мусульманских стран – Иран, Катар, Бахрейн, Оман, Алжир, Турцию, Пакистан, Малайзию, Индонезию.Тревожные новости приходят и с территорий СНГ: в Кыргызстане, Таджикистане, Казахстане, Узбекистане вводится карантинный режим, в мечетях отменяются коллективные молитвы и плановые религиозные обряды. Несмотря на то, что скептическое отношение к антивирусным мероприятиям довольно распространено у людей по всему миру, нельзя недооценивать опасность шествующего по планете заболевания. В этот непростой для человечества период российские мусульмане не должны оставаться в стороне. Понятны соображения наших единоверцев об этической недопустимости закрытия мечетей и апелляция к одному из базовых столпов Имана – предопределению (кадр). Однако приостановка работы молельных площадок и духовных управлений в Москве и других российских регионах не должна восприниматься как противоречие принципам Ислама. История и мировая статистика сегодня прямо указывают на оправданность карантинных мер и серьезные риски при их несоблюдении. Само понятие карантина является изобретением исламской цивилизации, точнее, является Сунной самого пророка Мухаммада (ﷺ), об этом см. далее в статье. Профессор Малазийского международного исламского университета Эльмира Ахметова отмечает, что вопросам заразных болезней Ибн Сина посвятил отдельный трактат, также как и его коллега ар-Рази. Ибн Сина предположил, что причиной заражения могут быть крохотные демоны, прилипающие к одежде, телу и волосам, он порекомендовал правителю Ургенча запретить людям собираться на базарах и в мечетях и подкрепил свою правоту предсказанием солнечного затмения. Так знаменитому врачевателю удалось не только остановить эпидемию при помощи карантина, но и предвосхитить открытие вирусов и бактерий. А позднее Османская порта стала первым государством, в котором была изобретена и применена вакцинация. В произведениях других средневековых мусульманских ученых – аль-Бируни, аль-Джурджани, Ибн Баттуты – встречаются многочисленные упоминания «черной смерти» – страшнейшей эпидемии чумы, в VI-VIII и XIV веках сгубившей, по разным данным, до четверти населения Земли, включая целые народы Центральной Азии и Поволжья. Известно, что с «черной смертью» был связан распад Золотой Орды: резкая смертность в великом средневековом государстве Евразии привела к политической нестабильности, технологической и культурной деградации. Несмотря на печальный исход, следуя устоявшейся задолго до того в мусульманском мире практике, в Золотой Орде карантин как мера противодействия эпидемии применялся очень широко, отмечает доцент Казанского федерального университета Тимур Хайдаров, автор книги «Эпоха «Черной смерти» в Золотой Орде и прилегающих регионах (конец XIII — первая половина XV вв.)». Сегодня мировые эксперты и исследователи способов противодействия коронавирусу выделяют религиозный фактор (одинаково это касается ислама, христианства, иудаизма, индуизма, буддизма и других религиозных традиций), который подразумевает массовое скопление людей в одном месте, как катализатор распространения инфекции, и не напрасно: так, в Малайзии один молящийся, инфицированный новым вирусом, во время намаза заразил около 200 человек. На этом фоне исламские государства прилагают все возможные усилия для недопущения дальнейшего усугубления пандемии. В Организации Исламского Сотрудничества заявили, что поощряют предпринимаемую ее членами деятельность по локализации очагов заражения вирусом COVID-19 и предотвращению его распространения. Египет: директор Центра фетв при университете аль-Азхар Усама аль-Хадиди в недавнем телеинтервью подчеркнул, что посещение коллективных молитв зараженными верующими является категорически запрещенным (харам), т.к. представляет угрозу здоровью окружающих. Также в борьбе с коронавирусом аль-Азхар окажет поддержку Министерству здравоохранения. В серьезно пострадавшей (с 1284 умершими от вируса на утро 20 марта) Исламской Республике Иран власти, хоть и вызвав протестные демонстрации, закрыли для верующих шиитские святыни в Мешхеде и Куме, поскольку в круглосуточных молитвах прикосновение губами и руками к стенам культовых зданий повышает риски заражения воздушно-капельным путем. В Саудовской Аравии вступил в силу временный запрет на совершение умры как для иностранцев, так и для подданных королевства. В Турции значительное число паломников, вернувшихся из Саудовской Аравии, помещено на карантин, а 16 марта Управление по делам религии постановило отменить все молитвы в мечетях и другие религиозные мероприятия до особого уведомления. Закрылись все мечети и культовые места в Алжире (на 20 марта 82 заражения и 8 смертей). В Ираке (177 заражений и 12 смертей) Верховный аятолла Али ас-Систани заявил, что забота о больных по важности приравнивается к удерживанию боевых позиций. Лидеры мусульманского сообщества Великобритании (более 2,5 тысяч заражений) призывают мечети и исламские школы неукоснительно следовать рекомендациям и советам правительства Королевства по обеспечению безопасности общин, в первую очередь уделяя внимание вопросам дезинфекции помещений и личной гигиены. Совет по фетвам Объединенных Арабских Эмиратов постановил, что любой, кто рискует заразиться коронавирусом (включая пожилых людей, людей с респираторным заболеванием и ослабленной иммунной системой) должен избегать посещения мечетей и молиться дома. Целесообразность антивирусных мероприятий подтверждается хадисами Пророка Мухаммада (ﷺ), который говорил: «Лечитесь, о люди! Поистине, Господь создал недуги и лекарства ото всех них. Исключение – старость [этот недуг неизлечим]» (Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]). Пророк (ﷺ) побуждал нас относиться к своему телу как к аманату, данному нам на время: «Ваше тело имеет на вас право» (аль-Бухари) и призывал не ездить туда, где эпидемия, и не покидать место эпидемии, чтобы она не распространялась: «Если вы слышите, что она (чума) разразилась в стране, не идите туда; а тот, кто в этом городе, пусть не выходит оттуда» [там же]. Интересно также, что Пророк (ﷺ) установил такие правила, как мытье рук при пробуждении от сна, поскольку человек не знает, «где ночевали его руки и что трогали», прикрывание рта при кашле или чихании и восхваление при чихании Всевышнего. Эти факты указывают на важность гигиены в Шариате. На настоящий момент в Российской Федерации обстановка в плане противодействия коронавирусу относительно благополучна и в целом остается стабильной. Хотя число инфицированных в последние дни растет немалыми темпами. К примеру, по сообщению газеты «Коммерсантъ», за предыдущие сутки (19 марта) было зарегистрировано 52 новых случая заболевания, при этом первые заболевшие выявлены в 11 субъектах. Количество зараженных по всей стране составляет, по данным на утро 20 марта, 200 человек, летальный случай от осложнений – один. Недопущение критического поворота событий и уменьшение вероятности заражения – наиболее продуманная и рациональная стратегия, которая должна стоять выше соблюдения религиозных предписаний при высоких рисках заражения. В этой связи введение особого режима посещения мечетей и молельных домов на территории России, подразумевающего приостановку коллективных молитв и иных религиозных мероприятий, оправдано и продиктовано аятом Всевышнего Творца: «Кто сохранит жизнь, тот словно сохранит жизнь всем людям» (5:32). Без сомнения, этот коронавирус является испытанием от Всевышнего, которое мы должны пройти достойно: выжить сами и сохранить жизни и здоровье других людей, близких и дальних. Диляра Ахметова, Камиль Ахмадеев, Ильгизар Давлетшин, Ольга Заблоцкая Ссылки по теме: Коронавирус COVID-19: официальная информация и рекомендации верующим URL: |
Авторские колонки
Реклама
|