RSS Контакты
СНГ

Каспийский вопрос: есть ли выход?

01.12.2011 | Новости

Одним из наиболее важных факторов, влияющих на содержание и характер взаимоотношений прикаспийских государств, является проблема разграничения Каспийского бассейна. Этот вопрос приобретает особую актуальность в свете наметившихся тенденций сближения стран постсоветского пространства в рамках Евразийского экономического союза.

Не секрет, что неординарность этой проблемы заключается не столько в сложности делимитации границ между постсоветскими республиками, сколько в важности самого Каспийского региона в новых условиях геополитической привлекательности. Несмотря на то, что Каспий уже давно перестал являться бассейном внутреннего пользования Советского Союза и Ирана, сложно дать ответ на вопрос, какую роль он может сыграть в процессе дальнейшего развития международных отношений в регионе.

Разделение Каспия на национальные сектора имело естественную природу, так как оно являлось необходимым условиям признания суверенитета постсоветских государств. Кроме того, в обход этого вопроса немыслимо согласованное решение большинства общекаспийских проблем, острота которых с течением времени не только не ослабевает, но и продолжает нарастать. Требуется четкое международно-правовое разграничение прав и обязанностей прибрежных государств. То же самое можно сказать об экологии, судоходстве и навигации, прокладке трубопроводов по дну моря, использовании биологических ресурсов и других областях деятельности, в том числе, и военной.

Изначальное отсутствие соответствующей правовой базы (единственным источником является советско-иранские договоры 1921 и 1940 гг.), а также новые геополитические вызовы загнали решение вопроса в тупик. Кроме того, помимо национальных интересов, на позицию каждого прикаспийского государства в значительной мере влияют его внешнеполитические приоритеты. С учетом геополитического расклада последних лет в регионе прикаспийские страны вовлечены в различные региональные процессы. Так, например, для Ирана углеводородный фактор в каспийском вопросе не столь важен, как для Азербайджана или Туркменистана. Сегодня Иран стремится преодолеть тот уровень международной изоляции, в которой он находится вследствие сложных отношений со странами Запада и США в первую очередь. Поэтому для страны важно максимально ограничить диверсификацию поставок энергоресурсов на Запад, в обход своих территорий, ровно как и максимально обезопасить свои границы.

Для большинства же остальных прикаспийских стран камнем преткновения в решении вопроса делимитации границ является дележ нефтегазовых месторождений, так как в каждом из предлагаемых вариантов хотя бы одна из сторон чувствует себя ущемленной. Стороны предъявляют особые требования к размеру национальных секторов и их границам, исходя из национальных приоритетов. Подобный подход, безусловно, не оставляет место конструктивному сотрудничеству.

Между тем, Россия и Казахстан первыми встали на путь конкретного решения проблемы. Предложенный государствами раздел дна Каспия при совместном использовании его поверхности и биологических ресурсов является наиболее гибким: он обеспечивает свободу судоходства и позволяет решать экологические и гидрологические проблемы на кооперативной основе.

Так, подписанное в 1998 г. соглашение между двумя странами установило принцип разграничения дна северной части Каспия по срединной линии, которая может быть определена на основе дополнительного соглашения сторон. Это соглашение предусматривает, что в случае прохождения обозначенной срединной линии через месторождения и перспективные структуры, последние будут объектом совместной разведки и разработки. При этом в общем пользовании остается водная поверхность Каспийского бассейна: предусматривается обеспечение свободы судоходства, согласование норм рыболовства и защиты окружающей среды.

Опыт России и Казахстана в решении данной проблемы мог бы послужить отправной точкой для решения вопроса о разграничении Каспия между другими прикаспийскими государствами.

Очевидно, что никто не хочет видеть Каспий очередным источником напряженности на постсоветском пространстве. Прикаспийские государства очень близки друг другу с точки зрения истории, культуры, религии и народов, которые их населяют. Между тем, Каспийский бассейн имеет потенциал объединить прикаспийские государства для создания мощной экономической зоны нового столетия. Тесное экономическое сотрудничество позволило бы стать конкурентоспособными в свете глобализационных процессов и укрупнения регионов. И евразийская инициатива президентов России, Казахстана и Беларуси в наибольшей степени отражает эти тенденции.

Нурсерик Курдереев, кандидат технических наук, представитель нефтегазового бизнеса Казахстана

URL:
Авторские колонки
Реклама