RSS Контакты
СНГ

Идеология социальных сетей современности

01.04.2011 | Мнения и комментарии

Социальные сети... Столько всего вмещает это емкое словосочетание, причем в практическом обрамлении в рамках общемирового масштаба. Вместе с тем, в последние месяцы формат "деятельности" социальных сетей значительно расширился. Свидетельство чего - в возложении  на них роли пропагандиста и агитатора по пробитию ряда крупных вопросов. Однако, не есть ли данная новизна возвратом к уже апробированным мировой истории шагам?

Вспоминаем прошлое

110 лет назад Ленин актуализировал значимость газеты, как органа, должного стать "первым шагом вперед" на пути "превращения нескольких местных движений в единое". Но вне принятия газетой на себя политической направленности,  немыслимо исполнить основную задачу - "сконцентрировать все элементы политического недовольства и протеста, оплодотворить ими революционное движение".

В этом контексте Ленин призывал не "смущаться" первоначальной слабостью и робостью политически обличительных голосов, причиной чего является "не повальное примирение с полицейским произволом", а отсутствие "трибуны, с которой бы они могли говорить". Трибуной такого рода, по Ленину, призвана стать "демократическая газета", значимость которой не должна ограничиваться только "распространением идей", политвоспитанием и "привлечением союзников". По Ленину, этот орган, будучи  коллективным пропагандистом и агитатором, принимает на себя функции коллективного организатора. В контексте чего Ленин сравнил газету "с лесами", строящимися "вокруг возводимого здания"; намечаемыми контурами постройки, облегчающими "сношения между отдельными строителями" в плане распределения работы и обозрения результатов.

Тем самым, на арене "сама собой будет складываться постоянная организация", приучающая "своих членов" вырабатывать "целесообразные способы воздействия" на протекающие события. Посему актуально "обеспечить правильное снабжение газеты материалами" и ее распространение, посредством создания сети агентов, "находящихся в живых сношениях друг с другом" и "пробующих свои силы на организации тех или иных революционных действий". Данная сеть станет основой "достаточно крупной" организации, охватывающей "всю страну" и умеющей при любых обстоятельствах "вести неуклонно свою работу". Отсюда реализуется "сравнительно легкая задача - поддержка студентов, "демонстрирующих на улицах больших городов". Вслед за чем возникнет этап поддержки "движения безработных", крестьянских бунтов.

Ну так что, можно ли в свете вышеизложенного не согласиться с формулировкой о взятии сегодня заинтересованными кругами на вооружение идей Ленина? Если это кажется утопией, то попробуйте заменить понятие "газета" на "социальные сети", а далее по тексту. Разве в таком случае не просматривается картина, что сегодняшний глобал-бомонд, всегда подвергавший обструкции социалистические идеи, штудирует труды Ленина?

Живет ли дело Ленина? Побеждает?

Наш современник, профессор Говард Перлмуттер (HowardPerlmutter), рассуждая о дестабилизационном "пакете" для государства, обращал внимание на образование интернациональной коммуникационной сети, включающей в себя внутренние и внешние организации, и "создание глобальных событий" посредством доведения (популяризации) проявлений местного уровня до широкого уровня (с помощью СМИ).

Сложно реализовать это в условиях виртуализации мирового пространства? Поглядите, что сотворили с умами молодежи социальные сети! Их личная и общественная жизнь на поверхности. А раз общественная, то милости просим, вот вам на блюдечке и оргмероприятия по реализации той или иной акции - от создания групп по интересам до ввода в социум (и осуществления) как бы бескровной смены власти (под прикрытием т.н. "многоцветной" революции, не имеющей в основе революционную ситуацию).

Точно так можно искусственно создавать и управлять "движущими силами" этой "многоцветности" - где нужно, студенты; в другом месте - пенсионеры и безработные; в третьем - "исламисты" и т.д. и т.п. Для заинтересованных в дестабилизации сил главное определить: где, кого и на чем "завести", создав управляемый рой людей. Рой убежденных в независимости их шагов, якобы осуществляемых под влиянием внезапно пробудившихся эмоций.

Ноу-хау этого движения - наличие безликой массы вне "вагоновожатых". Действительно, внешне лидеры отсутствуют, однако, весь ход событий свидетельствует, что они, ожидая "в кустах", готовы принять на себя в час "Х" бремя политической ответственности. Пауза в деле демонстрации образа лидера не случайна. Зачем кто-то должен кого-то заранее ревновать к влаcти? Пусть каждый считает, что "кто был никем, тот станет всем". Потому героем площадей становится неодухотворенный Facebookили некая иная "золотая" и практически бесплатная "клетка" в лице виртуальной социальной сети.

Система управления

Но вот что интересно - если раньше митингующие не думали о телекамерах и о себе, как конкретной единице действа, сегодня участники будто заблаговременно получают инструктаж о поведении. Как собираться, в каких местах, когда пробежаться? Тут же - четкая "работа" на телевизионщиков, научившихся создавать эффект массовости.

Параллельно фигурирует еще один важнейший нюанс - первые демонстранты (вне зависимости от пола) будто сознательно бросаются под "дуло" (пузу, крыло, удар) полицейских на глазах камеры. Именно этот "типаж" должен завести "сомневающихся" ("Неужели мы трусы?"), подводя их к когорте уже "оформившихся" митингующих.

Вот тут и подступает основной итог - протест приобретает форму реального, виртуальная картинка массовости заводит телезрителей, начинающих верить каждому слову ведущих спецрепортажи. 

Зомби?

Но при этом толпа по-прежнему остается "бесхозной", управляемой вроде бы анонимно. Поэтому налицо – масса зомбированных лиц, продолжающих уверять себя и всех вокруг в действиях по собственной воле и инициативе. А почему бы так искренне не считать, если сегодня находиться в толпе такого рода просто-напросто модно? В наши дни термин "площадь" стал нарицательным, будучи помещенным в ряд таких же наимоднейших понятий, как шоу-бизнес. Значит, сегодня модно чувствовать себя цветными ("оранжевыми", например) или  цветастыми (скажем, "жасмино-тюльпановыми"), типа "Мы тоже среди избранных". Только вот кем избранных? В каких целях?

Речь тут не о том, что для выступления или митинговых акций нет причин. Дело в корне в другом - время и форма постановки сцен четко регулируется, определяясь не внутренними проблемами, (которые таковыми были вчера и позавчера и возникли не в одночасье), а внешним ракурсом. К примеру, если тот или иной глава государства вдруг по каким-то причинам перестал устраивать заграничное поле. 

"Не думай о секундах свысока"

Таким образом, то, для чего раньше могли понадобиться годы "идеологической диверсии", сегодня осуществляется в считанные мгновения. Но, согласимся, мало просто объявить о создании "группы недовольных", разослать приглашение для участия в ней и писать там все, что задумано. В целях успешной реализации идеи в оборот должен поступить целый пакет решений. Скажем, СМИ просто "обязаны" предоставлять "подтверждающие" идеи репортажи. Не случайно, переживаемая ситуация рядом экспертов оценивается в качестве медиа-революции, хотя, скорее, здесь более удобоварим термин "социально-медийная": вследствие моментального размещения отснятого материала на Youtubeи формулирования призывов к проведению той или акции посредством Facebook.

К слову, Фарах Пандит, занявшая в 2009 г. в американском Госдепе новую должность спецпредставителя США по делам мусульман (налаживание взаимопонимания между Вашингтоном и мировым исламским сообществом) фиксировала помощь своей страны по расширению в мире возможностей онлайн-ресурсов. "Мы опираемся на новые технологии во время диалога с исламским миром, - подчеркнула она,- [а] Фейсбук поможет нам в будущем укрепить диалог с исламскими странами". Резюмируя, что "за какое бы дело ни брались – все будет открыто, мы ничего не будем скрывать", донося "всю информацию". Потому, наверное, во время своего визита в 2010 г. в Таджикистан и Казахстан Ф.Пандит встречалась (в т.ч.) с блогерами и журналистами.

Неоднозначные перспективы виртуальной реальности для идеологов процессов

Как бы то ни было, "виртуальная реальность" постепенно приобрела черты геополитической практики, смывающей границы не только в географическом обрамлении, но и в культурно-социальной сфере.

Другое дело, нельзя не признать, что и в условиях наличия провайдеров по "формированию" нового духа свободы, происходят важные моменты.

Например, ряд аналитиков выступления населения в "арабских углах" против собственных правителей считают проявлением подданными своего достоинства, с точки зрения снятия с себя "цепей" бесправия или презрительного отношения к собственной личности "вышестоящими". С другой стороны, завоеванное ("полученное") самоуважение высвечивается в ракурсе позиционирования себя для внешнего мира "человеком с площади" в качестве реального гражданина той или иной страны проживания. За которое тебе уже, вроде как, и не будет стыдно, т.к. достоинства отдельных индивидуумов "должны" сформировать "коллективное" (общегосударственное) достоинство.

А рядом наличиствует еще одна тонкость. В последние годы появилось очень много фильмов, сюжетная линия которых гласит, что воспитанный какой-либо спецслужбой агент (вне зависимости от направленности игры: конфессиональное или националистическое поле) вполне может на определенном этапе стать идейным поборником "вложенных" в него идей. До такой степени, что окажется их проводником против собственных кураторов. Такие случаи имели, имеют и всегда будут иметь место.

Следовательно, сформированное социальными сетями "движение" также может принести идеологам извне далеко не только спелые и вкусные плоды, пусть и не сразу. Говоря другими словами, спустя какой-то период после "парада свободы", не исключается развитие фабулы иного рода, когда уже и не разобраться, кто есть кто (как в прекрасном одноименном фильме с участием Бельмондо). 

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

Источник: газета Управления мусульман Кавказа "Haqqin nuru" - "Свет Истины" N12 (54) 25-31 марта 2011 г.

URL:
Авторские колонки
Реклама