RSS Контакты
Республика Таджикистан

EurasiaNet: Душанбе и Москва изучают вопрос установления долгосрочных стратегических отношений

09.09.2011 | Новости

Ежегодный саммит стран СНГ, прошедший в этом году в столице Таджикистана Душанбе, запомнится, пожалуй, не основной своей повесткой дня, а событиями второго плана.

Душанбинский саммит как таковой оказался не слишком насыщенным. Саммит открылся 3 сентября, и в его работе приняли участие лишь семь из десяти глав государств СНГ. По итогам встречи были приняты лишь невнятные декларации о намерении развивать дальнейшее сотрудничество.

Самый большой резонанс вызвало заявление президента РФ Дмитрия Медведева 3 сентября о готовности Москвы вкладывать средства в энергетические проекты в Центральной Азии, включая строительство линии электропередач из Таджикистана и Кыргызстана в Пакистан по территории Афганистана. Данный проект под названием CASA-1000 по поставке 1 000 МВт электроэнергии может создать прибыльный энергоэкспортный рынок для двух наименее благополучных центральноазиатских государств.

Однако для реализации данного проекта Таджикистану нужно достроить свою Рогунскую ГЭС. Эта стройка давно является источником напряженности между Таджикистаном и Узбекистаном, опасающимся, что ГЭС изменит существующий режим водотока, нанеся непоправимый урон хлопковой отрасли Узбекистана. Москва взялась было помочь Душанбе с достройкой Рогунской ГЭС, но в 2007 году резко отказалась от этого своего намерения. По мнению ряда экспертов, такое кардинальное изменение планов было связано с лоббированием со стороны Узбекистана.

Таджикские же власти по-прежнему настроены довести Рогунскую стройку до конца. Москва вместе с тем не исключает возможности своего подключения к этому проекту. Но, по словам политических обозревателей, чтобы это случилось, российское руководство должно быть уверено, что российские интересы в Таджикистане будут надежно защищены.

"Что до участия России в строительстве Рогунской ГЭС, то российские власти должны убедиться в полной лояльности Таджикистана в плане военно-пограничного сотрудничества, а также в сфере обеспечения безопасности. Как только Таджикистан докажет России, что является настоящим стратегическим партнером, он сможет рассчитывать на готовность России инвестировать солидные суммы в таджикские энергетические проекты", – отмечает источник в Государственной Думе РФ.

Дмитрий Медведев прибыл в Таджикистан за день до открытия саммита с тем, чтобы провести переговоры с хозяином встречи, президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. Подробности двусторонних переговоров не обнародовались. Предполагается, что главы двух государств уделили особое внимание обсуждению вопросов безопасности, а именно условий, сложившихся на участке таджикско-афганской границы, а также будущего статуса расквартированной в Таджикистане российской 201-ой мотострелковой дивизии. Российские пограничники патрулировали слабозащищенный участок границы протяженностью 1300 км вплоть до 2005 года, когда президент Рахмон попросил Россию вывести свои войска. С тех пор при таджикских заставах работает лишь небольшая группа российских военных советников.

В последний год российские власти усилили нажим на Душанбе, добиваясь возвращения российских погранвойск на таджикско-афганскую границу. В Москве многие выражают недовольство, что таджикские силовые структуры не могут положить предел потоку афганских наркотиков в Россию и другие страны.

Как объявил по итогам душанбинской встречи президент Рахмон, не вдаваясь в детали, они с президентом Медведевым подписали новое соглашение о пограничном сотрудничестве. По сообщению от 3 сентября государственного агентства "РИА-Новости", стороны также вплотную подошли к завершению работы над продлением срока действия соглашения о пребывании на территории Таджикистана 201-ой военной базы на 49 лет. Нынешний договор истекает в 2014 году, соглашение о российских военных советниках – в текущем году. По имеющимся сведениям, стороны также обсудили вопрос использования российскими войсками недавно модернизированной авиабазы "Айни".

Как рассказал EurasiaNet.org источник в российском посольстве в Душанбе, Москва удовлетворена ходом состоявшихся в Душанбе переговоров, но предостерегла таджикских чиновников не начинать заново торга в последний момент.

Остается неясным, что получит Таджикистан взамен на предоставленное российским военным право базирования на своей территории. Сообщения таджикской и российской прессы дают основание полагать, что это будут российские вооружения и содействие в войсковой подготовке. В материале, опубликованном 1 сентября информагентством "Азия-Плюс", выражалось сомнение, что Москва станет платить за пребывание своих военных: "Российские руководители считают, что 201 -я российская военная база обеспечивает безопасность не только России, но и Таджикистана. "Почему мы должны платить, если делаем общее дело?", – спрашивают они".

"Россия не хочет платить не из-за того, что она жадная, а из-за того, что она не желает создавать прецедент. Уступка Таджикистану может вызвать цепную реакцию везде, где существуют российские военные объекты – в Армении, Украине и Азербайджане. Уступка Таджикистану будет восприниматься всеми как сдача российских интересов", – заявил 1 сентября информагентству "Азия-Плюс заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

Накануне душанбинской встречи таджикские газеты возлагали большие надежды на визит Медведева. Судя по результатам, он мало что изменит, полагают аналитики.

"Пограничные вопросы, конечно же, обсуждались, но за закрытыми дверями. Вероятнее всего, в вопросе охраны рубежей все останется без изменений. То есть на границе по-прежнему останется ограниченный контингент российских советников. Массового возвращения российских войск не ожидается", – сказал EurasiaNet.org душанбинский аналитик Парвиз Муллоджанов.

На вгляд же аналитика из ГД, пограничный вопрос не обсуждался публично по причине близящихся президентских выборов в России, которые должны состояться в марте 2012 года, а также из-за сложившейся обстановки неопределенности вокруг того, кто в правящем кремлевском тандеме будет заниматься вопросами внешней политики: Медведев или премьер Владимир Путин. "Новый российский президент должен будет обсудить это с Рахмоном позже, когда выборы уже состоятся и внешнеполитический курс будет намечен. Помимо всего прочего, вопрос о возвращении российских пограничников не поднимался для того, чтобы не создавать в ходе саммита негативных настроений", – отмечает думский аналитик.


URL:
Авторские колонки
Реклама