RSS Контакты
Республика Таджикистан

Возвращающихся из-за рубежа таджикских студентов ждет неизвестность

02.11.2011 | Новости

Лишь немногие из 2 тыс. таджикских студентов, вернувшихся в прошлом году с учебы в исламских религиозных учреждениях за рубежом, продолжают изучать религию в Таджикистане.

В прошлом году президент Таджикистана Эмомали Рахмон обратился к родителям студентов, чьи дети находились на обучении в иностранных религиозных заведениях, с просьбой вернуть своих детей домой, чтобы оградить их от влияния экстремистов. С того момента, вернулось примерно 2 тыс. из 2 тыс. 413 студентов.

Вернулись студенты, обучавшиеся за рубежом без согласия Комитета по делам религии (КДР) и министерства образования, а также студенты университетов, с которыми у Таджикистана не заключены официальные соглашения, сообщил председатель КДР Абдурахим Холиков.

 «Те студенты, которые обучаются в религиозных вузах по квоте, которая ежегодно предоставляется для граждан Таджикистана странами, с которыми есть официальные договоренности, продолжают обучение за рубежом, - сказал он. - В настоящее время таких студентов около 500».

Что ожидает тех, кто вернулся?

По сведениям Идибека Зиеева, начальника отдела КДР по вопросам образования, 129 из вернувшихся студентов поступили в местные учебные заведения; 67 - в государственные средние школы, 57 - в разные университеты и 8 - в медресе.

«Продолжить обучение в республике не смогли те учащиеся, которые вернулись без подтверждающих документов из зарубежных учебных заведений, - говорит Зиеев. – Как выяснилось, в каждом конкретном случае, а мы изучали ситуацию каждого вернувшегося студента, многие из них проходили обучение в неофициальных учебных заведениях, которые даже после окончания не предоставляли своим учащимся документы».

«Многих подростков родители отправляли учиться на тех же кори (знатоков Корана), но это не были официальные учебные заведения, в них не давали никаких знаний, кроме заучивания Корана наизусть, и, соответственно, т.н. медресе не предоставляли своим учащимся документы», - говорит Зиеев.

 Несколько опрошенных вернувшихся студентов и родителей рассказали, что зарубежные медресе их обманули, в результате чего они не могут поступить на учебу в Таджикистане. У правительства есть несколько планов по трудоустройству вернувшихся молодых людей, но пока судьба большинства студентов в подвешенном состоянии.

Вернувшиеся студенты – будущие трудовые мигранты?

19-летний Умед Наимов вернулся из Пакистана в этом году. Он учился в медресе в провинции Белуджистан, куда он прибыл через Афганистан.

Сегодня Наимов перебивается частными заработками, так как документы в медресе ему не дали, хотя он пробыл там больше года. А среднюю школу в Таджикистане он тоже не окончил.

«Наверное, придется пойти на службу в армию, как раз призыв начался, а уже потом через год думать, что делать дальше, - сказал он. - Наверное, поеду в Россию на заработки, образования даже школьного нет, в вуз поступить не смогу, а возвращаться опять за парту слишком поздно».

Наимов один из тех, чья судьба сейчас очень волнует представителей государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) и прокуратуры: студенты вернулись, но пока не все из них могут найти себе применение. На пресс-конференциях они постоянно поднимают вопрос, что делать с вернувшимися студентами, которые не могут ни чем заняться.

«Студенты, которые не смогли пристроиться на родине, либо едут на трудовые заработки, либо возвращаются к обучению в религиозных вузах тем же нелегальным методом, - говорит военный обозревать Шахобиддин Зиеев. - А в таких случаях, риска в плане безопасности больше… теперь они выбирают те учебные заведения, куда добраться таджикские официальные власти так просто не смогут, а значит больше риска, что эти учебные заведения будут не просто религиозными, а более радикального характера».

Источник в ГКНБ на условиях анонимности сообщил, что сейчас несколько госструктур совместно разрабатывают государственную программу для этой молодежи, т.к. бросить их на произвол судьбы просто так «будет очень рискованно».

По мнению властей, возвращение студентов более чем необходимо

По словам Зиеева, возвращение – необходимая мера. Он также рассказывает, что многие родители были рады возвращению своих детей, узнав о том, как с ними обращались, и с чем им пришлось столкнуться.

Наимов говорит, что и его родители были рады, что он вернулся, т.к. обещания медресе сделать его богословом оказались пустыми.

«Мне очень хотелось стать богословом… я и выехал в Пакистан. На месте же оказалось все совсем иначе, - сказал Наимов. - Кроме Корана мы больше ничего не изучали, каждый день только заучивали Коран наизусть. Кормили нас очень плохо, были моменты, когда старшие ребята издевались над младшими, мы были полностью изолированы от внешнего мира».

 Наимов вернулся домой усилиями посольства Таджикистана в Пакистане, которое совместно с официальными властями Пакистана проводило рейды по частным религиозным учебным заведениям.

Дополнительные меры для будущих религиозных студентов

Этим летом в законодательство Таджикистана были внесены изменения, согласно которым таджикские граждане смогут получать религиозное образование за рубежом лишь после получения первоначального религиозного образования внутри страны и письменного разрешения правительственных органов, отвечающих за религию и образование в Таджикистане.

Как сообщил начальник международного отдела Министерства образования Абдусаттор Одинаев, на сегодняшний день квоты для получения религиозного образования таджикским студентам предоставляют три страны – Турция, Египет и Иран.

«Это порядка 80 квот ежегодно, сказал он. - В этом году обещают предоставить таджикским студентам 200 дополнительных квот, то есть в общей сложности 250 квот в своих учебных заведениях. Однако этот вопрос пока находится на стадии согласования».

По словам Одинаева, число желающих поехать обучаться через их отдел студентов всегда превышает квоту.

Источник: Средняя Азия в интернете


URL:
Авторские колонки
Реклама