RSS Контакты
Республика Таджикистан

В Таджикистане жалуются на «незнание» ислама

13.02.2015 | Новости

Председатель комитета по делам религии Таджикистана Абдурахим Холикзода заявил в прошлом месяце, что основными причинами участия молодых таджиков в сирийском конфликте являются недостаток соответствующих знаний и плохие условия жизни.

Он добавил, что «молодой человек, имеющий хорошее религиозное понимание, никогда не поедет участвовать в таком конфликте».

— Те, кто вербует молодых людей для участия в войне в Сирии, прежде всего пользуются их незнанием ислама, — говорит Холикзода.

Абдурахим Холикзода не пояснил, где молодые люди могут улучшить свое «знание» ислама. Можно предположить, что они могут сделать это в Таджикистане, поскольку с 2010 года власти прилагают усилия, чтобы вернуть домой всех своих граждан, обучающихся в исламских школах за границей.

ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Следует отметить, что в Таджикистане большое количество благочестивых и высокообразованных исламских духовных лиц. К этой категории, однако, нельзя отнести «пророка» Шайха Темура.

Как сообщает Таджикская редакция Азаттыка, Шайх Темур убедил жителей Гисарского района Таджикистана, что он новый пророк «конца света». Некоторые жители говорят, что согласились выдать за него замуж своих дочерей и платили ему деньги, опасаясь его «проклятий».

В небольшом видеоролике на сайте Таджикской редакции Азаттыка показывается, как жители ждут вдоль дороги, чтобы дотронуться до его машины или поцеловать его руки. Выходя из комнаты, где находится Шайх Темур, люди пятятся назад, чтобы не повернуться к «пророку» спиной, в соответствии с центральноазиатской традицией, обычно применяемой по отношению к ханам и эмирам.

Видео Таджикской редакции Азаттыка о «пророке» Шайхе Темуре:

Многие считают Шайха Темура шарлатаном, а таковые есть в каждой религии. В настоящее время он находится под домашним арестом.

Однако Шайха Темура нельзя винить в «недостатке соответствующих знаний» ислама в Таджикистане, в этом многие винят политику властей и их вмешательство в дела ислама.

ДРУЖЕСТВЕННАЯ РЕЖИМУ РЕЛИГИЯ

Власти Таджикистана приветствуют особую форму ислама, которая бы поддерживала режим и не угрожала ему. Стоит отметить, что попытки придать исламу благоприятную для режима форму издавна предпринимались правителями в Центральной Азии, поэтому Эмомали Рахмон далеко не первый в этом деле.

В течение более десяти лет таджикские власти выявляют и закрывают мечети, которые, по их мнению, действуют незаконно. Эта политика затронула сотни мечетей, а так как многие районы труднодоступны и отдалены, их закрытие лишило верующих места поклонения.

Мечеть в городе Кургонтеппа на севере Таджикистана. Октябрь 2014 года.

Мечеть в городе Кургонтеппа на севере Таджикистана. Октябрь 2014 года.

В конце 2013 года была приостановлена деятельность пяти из девяти медресе в Согдийской области на севере Таджикистана, где проживает около 40 процентов населения страны. Их закрытие еще более усложнило молодым людям возможности по изучению ислама.

В том же году были закрыты медресе и в других районах Таджикистана, после чего единственным местом, где можно получить официальное религиозное образование, стали Исламский университет и Исламская гимназия в столице Душанбе. В начале этого года в Исламской гимназии обучались 1 548 студентов, после того как около 400 студентов бросили обучение, а 348 — были исключены.

По закону 2011 года большинству детей до 18 лет запрещено посещать пятничные молитвы. Женщинам запрещено их посещать еще с 2004 года. Те мужчины, которые могут приходить на пятничные молитвы, слушают проповеди, получившие предварительное одобрение властей и затрагивающие темы из разрешенного властями списка.

Среди таджикских имамов с недавнего времени также наблюдается тенденция восхваления властей, в особенности президента Эмомали Рахмона.

БЕЗ СВЯЗИ С СОВРЕМЕННОСТЬЮ

В октябре 2013 года такая практика вызвала гнев Вохидхона Косиддинова из Партии исламского возрождения Таджикистана — единственной официально зарегистрированной исламской партии в Центральной Азии, после чего он был задержан полицией за то, что прервал имама во время намаза. Вохидхон Косиддинов возразил против восхваления имамом президента и властей во время проповеди.

Многие молодые люди в Таджикистане жалуются на то, что имамы не говорят на современные темы. Имамы говорят о событиях в истории ислама, однако их связь с современными событиями и проблемами не всегда ясна.

В своем выступлении, упоминая «хорошие религиозные знания» и «незнание ислама», Абдурахим Холикзода ничего не сказал о том, что политика государства является очень большой частью проблемы.

Что касается плохих условий жизни, многие бы с радостью приняли вмешательство государства в эту сферу.

Азаттык 


URL:
Авторские колонки
Реклама