RSS Контакты
Украина

Заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов: Народ узнает, кто есть кто

16.05.2012 | Интервью

В последнее время в Крыму все громче начали заявлять о себе различные организации, видящие свою цель в фундаментальном преобразовании общества по некоему образцу, называемому «исламским». Многие аналитики усматривают в этих идеях радикализм. Такого же мнения придерживаются и лидеры традиционных общин. Оценку внутриисламским процессам на полуострове дал заместитель муфтия Духовного управления мусульман Крыма Айдер Исмаилов. Напомним, что ДУМ Крыма, основанное в 1992 году, является наиболее многочисленной мусульманской организацией Украины. 

- Недавно Духовное управление мусульман Крыма начало серию публикаций, посвященных критике движения «Хизб ат-Тахрир». Есть ли уже какая-либо реакция властей на эти публикации и определенные результаты?

- Во-первых, я хотел бы подчеркнуть, что мы это делаем не с целью реакции властей, а с целью разъяснения обществу (и молодежи в первую очередь) насколько опасны идеи данного течения, то есть, чтобы обезопасить своих соотечественников – мусульман Крыма и других граждан Украины. А что касается реакции властей, то никакой реакции нет.

- Что угрожающего лично Вы усматриваете в идеологии организации Хизб ат-Тахрир?   

-  Угрожающе то, что изначально идет настрой именно молодежи в русле противостояния, критики всего окружающего. То есть это и конституционный строй, это государство, это его законы. Из-за того, что все это называется «законами» или «системой» «неверия», молодежь, которая принимает эту идеологию, автоматически оказывается на периферии. Например, идеологи данной партии считают, что работать в милиции является харамом – запретным, и такие случаи уже неоднократно были в Крыму. Мы часто с этим сталкиваемся. Некоторые работники правоохранительных органов, являющиеся мусульманами, общаются с этими ребятами и, впоследствии, увольняются с работы. Эти факты нас беспокоят. Мы считаем, что молодежь, которая принимает это учение, становится какой-то обособленной, маргинальной группой, она противопоставляет себя всему, все считает плохим, начинает все критиковать. Это разрушительно не только для нашего общества и для мусульман Крыма, но и для диалога с другими конфессиями, с государством, для развития ислама в правовом поле Украины. На все это данная идеология оказывает пагубное влияние.

- Ранее в некоторых общинах, принадлежащих ДУМ Крыма, случались конфликты, когда имамы переходили на сторону Хизб ат-Тахрир. Как сейчас развивается взаимодействие с такими общинами, возвращаются ли они назад, то есть под контроль муфтията, или эта ситуация пока еще представляется угрожающей?    

- Есть члены общины, есть имамы и даже целые общины, которые к нам вернулись. Хотя, в принципе, как юридически, так и канонически они нам и были подчинены, но на практике пытались даже не столько противодействовать, сколько не выполнять наши постановления, не придерживаться позиции Духовного управления по многим вопросам. Однако сейчас многие общины опять стали сотрудничать с нами и изменили свою позицию. Например, в Алуштинском районе есть члены общины, которые вышли из этой партии. Конкретно их смутило то, что они хотели строить мечеть, а руководители партии сказали, что это не их дело: «наше дело – это идеологическая, политическая борьба во имя восстановления халифата. Строить мечеть – это не наша работа». Понятно, эти люди ушли оттуда и, вернувшись в Духовное управление, сказали: «мы хотим работать во имя мусульман Крыма, хотим строить мечеть, чтобы было место поклонения, чтобы все туда могли свободно заходить, общаться с Аллахом». Мы сказали, что проблем нет, поэтому мы с ними прекрасно сотрудничаем. И вот, уже будем накрывать крышу мечети! То есть такие инциденты с возвращением действительно происходят.

- В Крыму уже почти год действует организация под названием «Духовный центр мусульман Крыма». У них, в частности, было обращение к Духовному управлению мусульман Крыма с требованием «усилить работу по борьбе с сектами». Как развиваются отношения с ними, если таковые вообще есть?

- Нет, никаких отношений с ними у нас не было изначально, да и нет сейчас. Обращение к нам, которое они повесили у себя на сайте, так и висит. В принципе, наша позиция вполне ясна тем, кто живет в Украине, кто следит за нашими обращениями к народу, к государственным органам – все прекрасно знают и понимают, что Духовное управление мусульман Крыма изначально было против различных сект, на протяжении всего своего существования. Поэтому такое обращение к нам – это просто пиар-акция, мы на него никак не отреагировали. Мы просто делаем свою работу. Наша отрицательная позиция касательно вопросов различных идеологий всем ясна. Духовный центр мусульман Крыма ведет, конечно, определенную работу по приобщению к себе какой-то части мусульман, пытаясь заполучить себе сторонников. Но, к сожалению, для действительно здорового исламского общества они не работают. Например, на 12 мая у них запланирован сбор на Харлы Азиз – место захоронения духовного наставника, вели – близкого к Аллаху человека. Но собирать несколько сот людей у могилы человека, устраивать там какие-то мероприятия, даже, возможно, богослужения – это неправильно. Человек может посетить такое место, но когда людей массово ориентируют на то, что почитание Аллаха или приближение к Аллаху – это собрание тысяч людей вокруг какой-то могилы – такой подход не соответствует требованиям ислама, это неправильное расставление акцентов. Это нездоровое развитие общества. Я думаю, чем дальше, тем будет хуже. Но народ все равно просвещается, приобщается к исламу. У него есть доступ к правильным знаниям. Люди могут обращаться к нам – мы издаем книги, есть, наконец, интернет. У нас есть своя передача на телевидении. Я думаю, что развитие Духовного Центра Мусульман Украины дойдет до определенного этапа и на этом остановится. Народ узнает, кто есть кто.

- Какие еще организации, тяготеющие к созданию автономных общин, действуют в Крыму?

- Мы заявляем о сектах. Правильно будет назвать их именно так. По определению, речь идет о людях, которые отделяются от общепринятого религиозного убеждения. Это движение Хизб ат-Тахрир, представленное общинами, не подчиненными ДУМК, это хабашитская секта, которая сейчас объединила эти общины в свой духовный центр. Присутствует и ваххабизм, но они сейчас пассивны, не проявляют себя никак, кроме как организации каких-то уроков, бесед, раздачи небольших брошюрок. Такая у них сейчас позиция – возможно, это затишье перед бурей. Кроме этих, есть другие движения. Иногда встречаются «коранисты», буквально единицы – они говорят, что Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не нужна, достаточно Корана. Есть и ультрарадикальные движения – их можно назвать не иначе как хариджитами. Занимаются разбоем, уже проводились задержания. Жители Первомайского района рассказывали, что их всех обвиняли в куфре и даже мясо у мусульман не покупали – брали у христиан. Этому есть свидетели. К сожалению, такие факты бывают. В общем, спокойно развиваться и служить во имя ислама нам не дают. Но во всем есть свое благо и такая ситуация, возможно, будет способствовать нашему развитию – мы это так, позитивно, и воспринимаем. Будем доводить до людей правдивую информацию, служить во имя Аллаха до конца.

Беседовал Михаил Якубович, специально для «Ислам в СНГ»

URL:
Авторские колонки
Реклама