RSS Контакты
Украина

Ислам в Крыму: от трагического прошлого к проблемам современности. Часть 1

16.01.2012 | Ислам: прошлое и настоящее

В становлении и развитии культуры народов Крыма на протяжении многих веков существенную и даже определяющую роль играла религия. Исторически Крым характеризуется полиэтноконфессиональным составом, однако в различные исторические отрезки времени на полуострове доминировали определённый состав населения и определённые верования, которые либо уходили в небытие, либо сохранились в небольших этнических группах. Исключение составили Христианство и Ислам, являющиеся традиционными религиями на территории Крымского полуострова.

Включение Крыма в состав Золотой Орды в первой половине XIII века привело к исламизации большинства проживающих народов и на протяжении почти 7 веков, ислам являлся основой уклада жизни населения Крыма. Ислам становится государственной религией Крымского ханства, которое хранило свою полную или частичную независимость на протяжении около 3 веков. В период расцвета ислама в Крыму практически во всех населенных пунктах были мечети и Ислам помимо основы духовной жизни крымскотатарского народа, стал его нациеобразующим фактором.

В Крымском ханстве сложилась разветвлённая структура мусульманского духовенства, включавшая богословов, законоведов, судей, учителей, проповедников, служителей мечетей и т.д. Главные представители мусульманских духовных лиц традиционно входили в систему управления Крымского ханства, их должности обязательно указывались в титулатурах всех ханских грамот. [1].

Присоединение Крыма к России, практически, не повлияло на структуру мусульманского духовенства. В манифесте Российской императрицы Екатерины II «О принятии полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны, под Российскую Державу» от 8 апреля 1783 года и более позднего указа от 28 июня того же года, говорилось о необходимости «… определить надлежащее не скудное содержания мечетям и служащим в оных школах их и на другие тому подобные полезные дела». Согласно императорского манифеста и вышеуказанного указа, вся структура мусульманского духовенства в Крыму оставалась без изменений, однако вся система мусульманского религиозного устройства Крыма была поставлена под контроль Российской империи. В 1788 году Российская империя создает Таврическое магометанское духовное правление (ТМДП), явившееся новой институцией мусульманского духовенства во главе которого назначались муфтий и кади-аскер. Влияние ТМДП, кроме Крыма, распространялось на мусульманское сообщество Польши и Литвы. В номенклатуру ТМДП входили 5 духовных лиц, так называемых эфендиев. Всему руководству духовного правления было установлено государственное жалование.  Несмотря на внешнюю благосклонность в отношении местного аборигенного населения и его религии, империя вела неуклонную политику вытеснения крымскотатарского народа с полуострова. К концу XVIII века в Крыму функционировало около 1600 мечетей, 25 медресе, действовала широкая сеть мусульманских школ – мектебов [2]. Однако, пользуясь безграмотностью большинства населения Крыма, имперской власти удалось провести на полуострове масштабную политику обезземеливания местного аборигенного населения, что в результате стало причиной массовой эмиграция крымских татар в Турцию, которое привело к опустению городов и сёл, что в свою очередь обусловило закрытие многих мечетей, медресе и мектебов. К 1914 году на полуострове действовало уже только 729 мечетей, а численность духовенства сократилась более чем в пять раз и составила 942 человека. [3].      Установление советской власти в Крыму нанесло мусульманству Крыма тяжёлый удар. Политика советского государства в религиозной сфере на протяжении советского периода истории в Крыму была такой, как и во всём социалистическом государстве. Она была направлена на закрытие действующих религиозных организаций, ликвидацию культовых зданий и имущества и экспроприацию религиозной собственности. Система исламских институций в Крыму была ликвидирована уже в первые годы советской власти. Если в 1921 году в Крыму было зарегистрировано 470 мусульманских общин, то с 1944г по 1989 г.г. на полуострове не действовало ни одной мусульманской религиозной организации. Антирелигиозая коммунистическая пропаганда была направлена на закрытие мечетей, медресе и мектебов, изъятие из библиотек и уничтожение мусульманской литературы. В результате сталинских репрессий было ликвидировано практически всё мусульманское духовенство.       В 1944 г. после депортации из Крыма основного  крымскотатарского народа ислам здесь окончательно прекратил своё существование.

Высылая крымских татар в Среднюю Азию, власти, очевидно, рассчитывали на скорую ассимиляцию этого этноса в близкой ему этнической и религиозной среде. Возможно, если бы трагедия этого народа затянулась на 3-4 поколения, процессы этнической и языковой трансформации стали бы необратимыми, а «крымскотатарский» ислам был бы окончательно интегрирован в структуру центральноазиатских мусульманских ценностей. Но самоотверженная борьба крымских татар за возвращение на родину, а также начавшаяся либерализация режима и официальное осуждение практики массовых политических репрессий остановили этот процесс, придав ему иное историческое направление.

Исламская идентичность всегда играла важную роль в этнической мобилизации крымских татар, в формировании их национального самосознания и этнокультуры. В условиях депортации посещение крымскими татарами действующих мечетей было невозможно. Язык молитвы (арабский) со временем стал доступен лишь единицам, и мусульманская традиция сохранялась преимущественно в семейно-бытовой сфере. Тем не менее, социокультурная приверженность крымских татар исламу в этот период усилилась. Это не случайно, поскольку «для народов, лишенных политической независимости, религия является единственным выражением национального единства». Неудивительно, что начавшееся в конце 80-х гг. массовое возвращение на родину изгнанного народа принесло с собой и бурное возрождение ислама. К началу массовой репатриации крымских татар в Крыму не было ни одной мусульманской общины и ни одной действующей мечети. [4].

В течение почти 50-летнего срока нахождения в местах ссылки, в условиях тоталитарного атеистического режима, произошёл значительный отрыв крымскотатарского народа от своих религиозных корней, в результате религиозность сохранилась, практически, на уровне традиций и бытовых обрядов. На современном этапе национального возрождения крымскотатарского народа, возвращающегося из мест депортации на свою историческую родину, особенно актуальным стал вопрос возрождения религии, изучение истоков истории и культуры, неотделимых от исламских традиций. Мусульманское население в современном Крыму представлено, преимущественно, крымскими татарами и некоторыми другими народами, исповедующими ислам: поволжскими татарами, азербайджанцами, узбеками, турками, народностями Кавказа и другими этносами, составляющими (включая г. Севастополь) около 11% населения полуострова.

С учётом исторических этнических и конфессиональных особенностей мусульман, в крымской автономии стали создаваться условия для реализации духовных потребностей граждан, исповедания своей религии и отправления религиозных обрядов и сохранения религиозной самобытности.

В момент возвращения крымских татар на свою историческую родину в конце 80-х годов 20-го столетия их общая религиозная грамотность находилась на низком уровне, хотя практически все считали себя мусульманами. Ислам большинством народа воспринимался, всего лишь, как часть традиций или культуры крымских татар, переданных от старшего поколения. Пятикратный намаз, являющийся одним из столпов ислама, до недавнего времени, выполняли считанные единицы верующих и  единственным коллективным намазом, который совершался среди крымских татар, был дженазе-намаз (обряд похорон), который проводил местный мулла-самоучка. С возвращением на историческую родину, наряду с процессами обустройства крымскотатарского народа, начался процесс возрождения его религии: строительство мечетей, восстановления исламских институций, многие потянулись в создававшиеся в то время религиозные курсы или духовные школы (медресе). На фоне непростого становления всех традиционных для Крыма конфессий, можно без преувеличения сказать, что ислам оказался в самом тяжёлом положении. Если большинство христианских культовых зданий в годы советской власти использовались под склады, клубы и магазины и в таком виде сохранились, то мусульманские мечети, чтобы стереть следы ислама на крымской земле – просто уничтожались. К 1988 году осталось меньше десятка мусульманских культовых зданий, сохранивших признаки мусульманских мечетей, некоторые из которых были объявлены памятниками архитектуры и градостроительства. За последние два десятилетия Ислам стал реальным фактором общественной жизни в Крыму. В настоящее время в крымской умме насчитывается около 300 тысяч мусульман, подавляющая часть из которых, крымские татары. В первый период тяжёлого процесса обустройства крымскотатарского народа на своей родине, отсутствия у репатриантов собственных финансовых, материальных, религиозных и кадровых ресурсов, об активном процессе строительства мечетей и возрождения исламских институций в Крыму не могло быть и речи. Поэтому, естественно, взоры крымских мусульман были обращены в сторону мусульманских государств, в первую очередь Турции и Арабского Востока, которые с пониманием отреагировали на обращения о помощи. Первые мусульманские общины были зарегистрированы в Крыму в 1988 году, а в 1990 при активном участии крымскотатарского богослова  Сейтджелила-эфенди Ибрагимова был создан Кадият мусульман Крыма (КМК), в котором он получил должность кадия. КМК вошёл под юрисдикцию Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Приблизительно через год, 31 августа 1992 года в г. Симферополе состоялось Всекрымское собрание представителей мусульманских общин, на котором было принято решение об учреждении Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК), в составе которого входил муфтият мусульман Крыма. В соответствии со своим первым Уставом, ДУМК осуществляет свою деятельность на основе и в соответствии с откровениями Всевышнего и Корана, Сунны Пророка Мухаммеда, норм шариата, выраженные в иджтихаде, факихов, постановлений и решений Курултая мусульман Крыма при уважении и соблюдении государственных законов Украины [5]. Председателем ДУМК и первым постсоветским муфтием мусульман Крыма был избран Сейтджелил-эфенди Ибрагимов. Наиболее активная деятельность мусульманских общин в Крыму наблюдалась в годы его руководства (1991-1995гг). Именно на эти годы пришёлся пик роста регистрации мусульманских общин: в 1995 году количество зарегистрированных религиозных организаций достигло рекордной цифры – 52-х мусульманских общин. В результате активного взаимодействия ДУМК с зарубежными клерилькальными центрами мусульманских стран начался активный процесс строительства новых и возвращения бывших мечетей, открытия мусульманских духовных учебных заведений – медресе и воскресных школ при мечетях. Как отмечает исследователь крымского ислама Э. Муратова, в начале 1990-х годов отношения Меджлиса и ДУМК в целом строились на равноправной основе. Муфтий Крыма Сейтджелил Ибрагимов был достаточно авторитетен среди крымских татар и это, в свою очередь, обусловливало то, что ДУМК проводило довольно самостоятельную политику, стремилось уйти от политизации ислама в Крыму, на почве чего даже возникали достаточно острые противоречия между муфтием и председателем Меджлиса. …Амбиции С. Ибрагимова, его популярность среди крымских мусульман, а также независимость собственных позиций, очевидно, вызывали недовольство у лидеров Меджлиса. В итоге, под формальным предлогом отъезда муфтия на учёбу в одну из мусульманских стан, Сейтджелил-эфенди был фактически отстранён от управления муфтиятом. …18 ноября 1995 года состоялся Курултай мусульман Крыма, в ходе которого был избран новый муфтий Нури Мустафаев – активный сторонник участия мусульманской общины Крыма в решении политических задач национального движения крымских татар. Также была введена новая должность представителя Меджлиса в Муфтияте с весьма обширными полномочиями, которую в настоящее время занимает А. Альчиков. …Таким образом, весь спектр деятельности ДУМК координируется Меджлисом через своего представителя в данной структуре… [6].

На II Курултае мусульман Крыма который состоялся 4 декабря 1999 года, Муфтием мусульман Крыма и председателем Духовного управления мусульман Крыма избран Эмирали Аблаев.

В отличие от предыдущих муфтиев, Эмирали-эфенди Аблаев оказался наиболее  приемлемой для Меджлиса фигурой и это стало одним из факторов его долгожительства в должности крымского муфтия: на очередных III и IV Курултаях мусульман Крыма, он вновь переизбирался на высокую должность муфтия мусульман Крыма. А на последнем Курултае, чтобы продлить срок его полномочий, Курултай решил вернуться к прежнему сроку каденции крымского муфтия и председателя Духовного управления мусульман Крыма - до 5-ти лет. 

 Духовное управление мусульман Крыма

В исламе не существует четкого разграничения на духовную и светскую сферы. Это особенно наблюдается в современной истории возвращения депортированного крымскотатарского народа на свою историческую родину.  Полномочным представительным органом крымских татар, является Меджлис крымскотатарского народа, уполномоченный от имени народа заниматься вопросами восстановления в Крыму крымскотатарской национальной государственности, культуры, языка и религии. Важнейшей заслугой Меджлиса считается воссоздание  Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК), по этой причине Меджлис осуществляет определённый контроль над деятельностью Духовного управления мусульман Крыма.

В соответствии с Уставом, Духовное управление мусульман Крыма является на территории Украины самоуправляющимся религиозным объединением мусульман Крыма… Высшим органом духовной власти и управления в Крыму является Курултай мусульман Крыма, Совет ДУМК и Муфтият ДУМК. Право духовного суда имеют: Курултай мусульман Крыма, Совет ДУМК и Муфтият ДУМК.                     

Совет Духовного управления мусульман Крыма (Шура) состоит из членов муфтията, председателя ревизионной комиссии мусульман Крыма, председателя Меджлиса крымскотатарского народа и 22-х региональных имамов Крыма, которые назначены Муфтиятом. Совет ДУМК в период между Курултаями мусульман Крыма имеет полную законодательную и судебную власть… В компетенцию Совета ДУМК входит: контроль за исполнением решений Курултая мусульман Крыма, …решения принципиальных вопросов, касающихся, как внутренней, так и внешней деятельности ДУМК, оценка деятельности Муфтията ДУМК… …временное отстранение от обязанностей Муфтия и членов Муфтията ДУМК, избранных на Курултае мусульман Крыма… Муфтият ДУМК состоит из 9 членов. Руководство Муфтиятом осуществляет Муфтий. В обязанности Муфтията входит: наблюдение и забота за правильностью разъяснения учения ислама, нормами мусульманской морали и благочестия, вынесение дисциплинарных решений, касающихся священнослужителей, принятие решений о назначении и увольнения имамов Крыма по согласованию с религиозными общинами…

Муфтий является главой мусульман Крыма, избранный Курултаем мусульман Крыма. Он же – председатель ДУМК. Муфтий Крыма должен соответствовать следующим требованиям: иметь богословское образование, достаточный опыт духовного управления. Муфтий в своей деятельности руководствуется решениями Курултая мусульман Крыма, Совета ДУМК, а также Меджлиса крымскотатарского народа… Право суда над Муфтием, как и окончательное решение вопроса о его выходе на заслуженный отдых принадлежит Курултаю мусульман Крыма.  Он избирается сроком на пять лет, осуществляет связь с другими духовными управлениями, представляет ДУМК перед государством и международными организациями, контролирует работу всех духовных учреждений мусульман Крыма.

Курултай мусульман Крыма является высшим органом ДУМК, принимает решения по обеспечению единства духовных общин ДУМК, утверждает отчёты Муфтията ДУМК…, рассматривает, вносит изменения и утверждает Устав ДУМК…, избирает Муфтия, его заместителей, 3-х членов Муфтията, секретаря Муфтията и ревизионную комиссию Курултая мусульман Крыма… Председателем Курултая является Муфтий, а при его отсутствии один из его заместителей… [7]. В состав ДУМК, согласно его Уставу, могут входить образованные им структурные подразделения. В настоящее время в систему мусульманских институций входят мусульманские духовные учебные заведения (медресе) и воскресные школы, действующие при мечетях.              

Краткая хронология Курултаев мусульман Крыма

II Курултай мусульман Крыма состоялся 4 декабря 1999 года, в котором приняли участие 218 делегатов и около 100 приглашённых гостей. С отчётным докладом выступил муфтий мусульман Крыма хаджи Нури-эфенди Мустафаев. На Курултае впервые была поднята проблема возникновения в Крыму различных исламских течений, а также проникновение на полуостров нежелательной религиозной литературы. В результате закрытого голосования, новым муфтием мусульман Крыма был избран имам села Золотое Поле Кировского района Эмирали Аблаев.

III Курултай мусульман Крыма состоялся 17 апреля 2004 г. при участии более 300 делегатов и около 100 приглашённых. В отчётном докладе муфтия мусульман Крыма Эмирали Аблаева основное внимание итогам деятельности муфтията с ноября 1999 по апрель 2004 г.г., рассматривались вопросы деятельности мусульманских общин, а также вопросы межконфессиональных отношений. В частности членство мусульман в Межконфессиональном совете «Мир – Дар Божий» муфтий увязал с необходимостью вхождения в состав межконфессионального Совета Крымской епархии УПЦ Киевского патриархата. Впервые за историю ДУМК было уделено внимание вопросам внутриисламских противоречий в среде крымских мусульман. Прошедший Курултай показал, что внутри мусульманской уммы формируются серьёзные оппозиционные силы и что ДУМК, в случае нежелания к наведению диалога, может оказаться перед лицом внутримусульманских конфликтов. И эти опасения со временем подтвердились.                           

IV Курултай мусульман Крыма состоялся 26 июля 2008 года в  и отличался тем, что на это мероприятие не были приглашены не только представители автономных (независимых) мусульманских общин, но и представителей некоторых мусульманских общин ДУМК.  «Они не могут быть председателями общин, не могут быть имамами. Запрет касается хизбов и ваххабитов, которых мы не пустили на Курултай», заявил он в комментарии «1К». [8].

Продолжение следует...

 

Примечания:

1.  Акпадшахов А. Ваххабиты – джихад против России [Электронный ресурс] Режим доступа к электронному ресурсу: //http://www.pravoslavie.ru /analit/global/vah.htm.

2. Александров И.Ф. О мусульманском духовенстве и управлении духовными делами мусульман в Крыму после его присоединения к России. Симферополь, 1914 с.8.

3. Источник: В. Григорьянц. «Следами пророка»// журнал «Крым», № 1, 2001 г.

4. Э.С. Муратова. «Ислам в современном Крыму индикаторы и проблемы процесса возрождения», Симферополь, 2006г с. 143-146.

5. Интернет-ресурс: http//www.day.kiev.ua             

6. «Мусульмане требуют перевыборов муфтия. Он винит в этом хизбов» Первая Крымская № 33 (239) от 29 августа 2008г

7. Устав ДУМК в новой редакции от 24.05.2001г).

8. С. Червонная «Ислам и христианство в Крыму: диалог или «clash of civilizations?» Газета «Авдет» № 5 (481) от 04.02.2008г.

Айдер Булатов, Директор Крымского центра исламоведения, кандидат философских наук, религиовед

URL:
Авторские колонки
Реклама