RSS Контакты
Украина

Мусульманское книгоиздательство в Украине: современные тенденции

09.04.2012 | Ислам: прошлое и настоящее

Казалось бы, в наш цифровой век религиозное книгоиздательство уже не является столь важным элементом деятельности мусульманских общин, как это было прежде, даже десятилетие назад. С точки зрения вседоступности цифровых средств – это вполне верно, однако не следует забывать о значении книжной культуры для ислама в целом, как исторического, так и современного.

В условиях современности этот вопрос уже, к сожалению, вышел далеко за рамки религиозного или даже культурного. Довольно часто СМИ сотрясают сообщения о находке некой «экстремистской» литературы, авторы которых явно забывают о том, что называть таким образом печатную продукцию можно только на основании решений судов. В отличие от соседней России и некоторых других государств СНГ, в Украине пока не было запретов на ту или иную мусульманскую литературу. Что, впрочем, не помешало изначально культурному вопросу перейти в политическую плоскость, ведь за последние годы в противоречиях между различными духовными управлениями те или иные публикации выступали поводом для взаимных обвинений в «нетрадиционности» или том же таки «экстремизме».

Опять же в отличие от России, где функционирует ряд крупных мусульманских издательств, в Украине тиражирование мусульманской литературы практически не связано с коммерцией. Большинство книг распространяется или бесплатно, или за чисто символическую плату, или ограничивается электронным изданием. Во многом эта особенность вызывает лишь одобрение, однако, с другой стороны, лишает читателя возможности приобрести изданную в Украине книгу в обыкновенном книжном магазине, даже если речь идет об областных центрах или столице. Кроме того, в такой ситуации сам издатель думает не столько о заинтересованности аудитории, сколько о договоренностях со спонсором. Ну а последний, что весьма часто бывает, преследует цели скорее представить в позитивном свете свою организацию, чем донести те или иные знания читателю.

Таким образом, вполне понятной выглядит ситуация, когда большая часть мусульманской литературы в Украине издается напрямую мусульманскими организациями, представляя, в первую очередь, именно их взгляд на те или иные интерпретации религиозного дискурса. В этой связи печатная и электронная литература становится частью информационной политики духовных управлений, играя важную роль не столько в научном или образовательном плане, сколько в формировании позитивного образа конкретных общин. 

Одна из наиболее активных мусульманских организаций в Украине – Духовное Управление Мусульман Украины (ДУМУ), созданное в 1992 году и с тех пор бессменно возглавляемое муфтием Украины Ахмедом Тамимом. По официальным данным, в начале 2011 года в состав ДУМУ входило 109 религиозных общин. Особо следует отметить одну из главных образовательных структур этого духовного управления, расположенную непосредственно в Киеве – университет и издательство «аль-Иршад» («Наставление»), ежегодно публикующее десятки различных книг. Кроме литературы на русском языке, выходят в свет тексты на турецком, татарском, узбекском, азербайджанском – языках наибольших мусульманских диаспор в Украине. Сообщается также о литературе на арабском и даже персидском[1]. О публикациях на украинском упоминаний нет.

Приоритеты издаваемой литературы очевидны. В первую очередь – донести до верующих исламскую доктрину в суннитской интерпретации, в частности в соответствии с учением (тарикатом) Абдаллы аль-Харрари (1910 – 2008). Так, «аль-Иршад» опубликовал его труды по мазхабам Абу Ханифы[2] и аш-Шафии[3], а также ряд других документов. Интересны и публикации в области акыды, т.е. вероубеждения – например,  переведено на русский язык «краткое толкование письма имама ибн Асакира» (ум. 1223), известного средневекового ученого из школы аль-Ашари[4]. Текст излагает ашаритский взгляд на вопросы единобожия, в частности, предлагается аллегорическая интерпретация «прекрасных имен» Аллаха. Вместе с остальными изданиями на тему акыды (например, «Вероубеждение мусульман», подготовленное учеными из аль-Азхара) в этих текстах особо отмечены дискуссионные вопросы вроде мольбы к пророкам и праведникам, благословления реликвиями Пророка, праздновании мавлида и др. По мнению авторов «Вероубеждения мусульман», вера в то, что «Аллах находится на небе», является неверием, достигает уровня вероотступничества и непременно ведет в ад[5]. Таким образом, упомянутые издания из чисто доктринальных переходят в полемические, направленные против последователей салафизма. Показательно, что издатели подходят к литературе очень серьезно – все айаты из Корана и хадисы предварительно приведены на арабском, имена поданы в соответствующей транслитерации.

Кроме литературы чисто практического значения («Намаз», «Рамадан», «Никах» и др.) заметны еще и публикации изначально полемического направления – «Заблуждения ваххабитов»[6], «Заблуждения течения Хизб ат-Тахрир»[7], «Предостережение от трех заблудших течений»[8]. Первая из книг содержит интересный первоисточник – труд османского муфтия Мекки Ахмада Дахляна (1812 – 1884), переведенный непосредственно с арабского издания.

Еще одно весьма значимое мусульманское издательство – «Ансар Фаундейшн», работающее при Всеукраинской Ассоциации Общественных Организаций «Альраид» (основана в 1997 году). Функционируя, главным образом, благодаря арабской диаспоре и новым мусульманам из числа украинцев, Ассоциация издает презентационную литературу об исламе – «Прямой путь к Богу» А.Полосина[9], «Что должен знать каждый об исламе и мусульманах» С.Ханиф[10], М.Абдо «Коран и его тафсир»[11], «Библия, Коран и наука» М. Бюкая[12], «Нравственность мусульманина» Мухаммада аль-Газали[13], а также другие популярные издания. Политическая тематика (например, освещение процессов на Ближнем Востоке) главным образом представлена в периодических изданиях Ассоциации (газета «Альраид»). Судя по всему, основное задание упомянутой литературы – формирование позитивного образа ислама как социально активной религии.

Немало исследователей отмечают, что в основе деятельности ВАОО «Альраид» лежат идеи, сродные идеологии «Братьев-мусульман», в частности, в отношении взглядов на общественно-политическую деятельность[14]. Это подтверждается и литературой – так, в 2011 году «Ансар Фаундейшн» выпустило в свет переиздание книг «Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола» и «Исламское пробуждение между отрицанием и экстремизмом», написанные известным исламским активистом Юсуфом аль-Кардави. Наследие этого ученого играет значительную роль и в других изданиях Ассоциации. 

Наиболее активный книгоиздатель в Крыму – это Духовное Управление Мусульман Крыма, возглавляемое муфтием Крыма Эмирали Аблаевым. Абсолютное большинство общин этого влиятельного духовного управления размещено именно на Крымском полуострове, поэтому контекст изданий, главным образом, определяется событиями в этой части Украины. Если ранее ДУМ Крыма издавало в основном чисто религиозную литературу (различного рода «Мухтасары» по вопросам права, учебники для медресе по изучению Корана и Сунны), то в последнее время заметна и полемическая книжная продукция. Так, в конце прошлого года ДУМК выпустило в свет книгу «Рай в халифате или еще одна попытка раскола мусульман» (Симферополь, 2011), посвященную критике организации Хизб ат-Тахрир аль-Ислами, весьма активной на крымском полуострове. Большую часть книги составляют полемические статьи бывшего муфтия Узбекистана шейха Мухаммада Садика Мухаммада Юсуфа. Интересно отметить, что на страницах главного печатного издания Хизб ат-Тахрир в Украине (газета «Возрождение») появился ответ авторам упомянутого издания[15].

Издания ДУМ Крыма распространяются, в основном, в пределах подчиненных Муфтияту религиозных организаций. В интервью, подводящем итоги прошлого года, заместитель муфтия Крыма Айдер Исмагилов, отметил позитивные тенденции в издательской деятельности – например, увеличение тиража газеты "Хидает" от 2-х до 10-ти тысяч[16]. Еще в 2005 году при содействии ДУМК было выпущено второе издание перевода смыслов Корана на крымскотатарский язык, подготовленного Cаитом Дизеном и Закир Куртнезиром. Первое издание было опубликовано еще в 1998 году[17].Значительный интерес представляют и периодические издания украинских мусульман – например, журнал «Украина и исламский мир», издаваемый Религиозным управлением независимых мусульманских общин Украины «Киевский муфтият» (основано в 2007 году под руководством муфтия, шейха Канафии Мисбахетдиновича Хуснутдинова). В опубликованных номерах журнала, выходящего с 2009 года, немало публикаций посвящено собственно культурологическим и историческим вопросам. Освещается и сотрудничество украинских мусульман с единоверцами из других стран СНГ, в частности, из России. В редколлегию журнала входят как известные мусульманские деятели, так и ученые. По состоянию на январь 2012 года было опубликовано целых шесть номеров.

Существует в Украине и ряд других мусульманских объединений, печатающих литературу небольшого формата. Интересно, что в свое время переводы современных мусульманских текстов печатались и «светскими» издательствами – например, в 1995 году львовское издательство «Логос» выпустило в свет несколько переводов книг исламского активиста Абу Аля аль-Маудуди (1903 – 1979)[18]. Немало литературы было издано в 90-х годах в Донецке. Определенную активность на этом поле проявляют и автономные исламские общины, распостраняя, главным образом, русскоязычную переводную литературу с арабского языка.

Наш обзор не претендует на полноту. Скорее, в пределах этого очерка мы пытались отобразить лишь главные приоритеты мусульманского книоиздательства в Украине. Это, в свою очередь, позволяет отметить следующее.

Абсолютное большинство издаваемой мусульманскими общинами литературы – тексты на русском либо языках национальных меншин. Несомненно, это обусловлено и региональными особенностями (самые «исламские» регионы Украины, т.е. восточные и южные – русскоязычные), и употреблением русского как языка межнационального общения, и влиянием соотечественников из соседних стран. Лишь одно издание – одноименная газета ДУМУ «Умма» – выходит в свет исключительно на украинском языке. Однако до значительных успехов дело пока не доходит. Учитывая тот факт, что больше 60 процентов населения Украины считает именно украинский родным (не говоря уже о том, что это государственный язык), публикация исламской литературы именно на нем могла бы значительно уменьшить индекс социальной дистанции мусульман, особенно в западных областях. Иначе во многих аспектах ислам и далее будет восприниматься как иностранный или, в лучшем случае, региональный феномен, усугубляя исламофобские настроения.

Еще одна показательная тенденция – это приоритет полемической литературы, то есть направленной не столько «за», сколько «против». В определенном смысле, эта проблема показывает наличие значительных расхождений в мусульманской умме Украины, как по вопросам вероучения, так и общественно-политической активности. С другой стороны, это способствует активизации и развитию интеллектуального потенциала духовных управлений, где главную роль могли бы сыграть выпускники престижных мусульманских учебных заведений (например, того же аль-Азхара, Исламского университета в Медине и др.). А это, в свою очередь, ставит вопрос о необходимости развития мусульманского образования в Украине.

Позитивным шагом была бы и подготовка совместных издательских проектов, например, переводов классических текстов. Однако, за исключением издания некоторых источников вроде «Акыды ат-Тахави» (изданной ДУМУ), в этой области сделано весьма мало.

Мусульманская читательская аудитория нуждается и в религиозной литературе, написанной уже в контексте украинских реалий. Опять таки, это требует формирования целого поколения мусульманских ученых и в дальнейшем, имеющих не только религиозные знания, но и академические навыки. В конечном итоге, это позволит консолидировать мусульманскую общину и более четко реагировать на вызовы современности, доводить актуальное мнение лидеров в еще более конкретной и аргументированной форме. А главное – продолжить формирование украинской мусульманской идентичности, в которой отечественная часть исламской уммы будет активным игроком в реализации прав и свобод граждан в Украине.

Михаил Якубович, кандидат исторических наук, научный сотрудник Национального университета «Острожская академия»


[1]Издательство аль-Иршад, http://islamyat.org/izdatel-stvo-al-irshad.html.

[2]Аль-Харрарий, Абдуллах. Мухтасар. Учебное пособие, обеспечивающее необходимыми знаниями по Исламу (по учению имама Абу Ханифы). — К.: Аль-Иршад, 2009. — 80 с.

[3]Аль-Харрарий, Абдуллах. Мухтасар. Учебное пособие, обеспечивающее необходимыми знаниями по Исламу (согласно правовой школе Имама аш-Шафи’ий). — К. : Аль-Иршад, 2009. — 68 с.

[4]Краткое толкование письма имама ибн ’Асакира. — К.: Аль-Иршад, 2010. — 37 с.

[5]Вероубеждение мусульман. — К.: Аль-Иршад, 2008. — С. 27.

[6]Заблуждение ваххабитов. — К.: Аль-Иршад, 2009. — 36 с.

[7]Заблуждения течения Хизб ат-Тахрир. — К.: Аль-Иршад, 2010. — 28 с.

[8]Предостережение от трех заблудших течений. — К.: Аль-Иршад, 2009. — 24 с.

[9]Али Вячеслав Полосин. Прямой путь к Богу. — К.: Ансар Фаундейшн, 2009. — 64 с.

[10]С. Ханиф. Что должен знать каждый об Исламе и мусульманах. — К.: Ансар Фаундейшн, 2009. — 215 с.

[11]Самбо Б., Абдо М. Коран и его тафсир. — К.: Ансар Фаундейшн, 2007. — 219 с.

[12]Бюкай М. Библия, Коран и наука. — К.: Ансар Фаундейшн, 2001. — 352 с.

[13]Мухаммад аль-Газали. Нравственность мусульманина. — К.: Ансар Фаундейшн, 2006. — 361 с.

[14]Муратова Е. Політичний іслам у Криму: локальні варіації глобальних проектів, http://www.krymtatar.in.ua/index/article/artstr/id/38//id/27/ps/6.

[15]Ваапов, Эльдар. Книга на скорую руку // Возрождение. — 2012. — № 1 (102). — С. 3.

[16]Подробно о деятельности ДУМК в 2011 году и планах на 2012 год рассказал заместитель Муфтия мусульман Крыма Айдер Исмаилов, http://www.qirimmuftiyat.org.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=550%3A-2011-&catid=1&Itemid=30&lang=ru.

[17]Къур'ан-ы Керим ве изаатлы манасы.Азырлагъанлар Саит Дизен, Закир Къуртнезир.— Акъмесджит: Таврида, 1998.— 650с.

[18]Абу Аля Ал-Маудуді. Принципи Ісламу. — Львів: Логос, 1995. — 128 с.


URL:
Авторские колонки
Реклама