RSS Контакты
Украина

Международный вектор украинского ислама

02.05.2012 | Ислам: прошлое и настоящее

Наверное, ни один из вопросов не стоит так остро перед современным исламоведением, как разрешение проблемы соотношения ислама и политики.

Марокканский ученый Абд аль-Илах Бильказиз в своем фундаментальном исследовании «Государство в современной исламской мысли» (Ад-дауля фи фикр аль-ислами аль-муасир, 2004) справедливо отмечает, что практически все выдающиеся умы исламского мира ХIX – ХХ веков, то есть от Джамаль ад-Дина аль-Афгани (1839 – 1897) до Мухаммада Аммары (род. 1931 г.) непременно обращали внимание на этот вопрос. «Вплоть до того, что сегодня каждый автор пишет о политике в исламе так много, как только сможет», отмечает Абд аль-Илах [1].        

Процессы, происходящие сегодня в Украине, также имеют отношение к этому вопросу. Уже несколько лет подряд мусульманские общины выступают как самостоятельные силы, способные во многом определять политический климат – если не всеукраинского масштаба, то, по крайней мере, регионального. Нельзя упускать из виду еще и тот факт, что «исламский вопрос» время от времени поднимается и другими группами, в частности, светскими политическими партиями, христианскими организациями и другими силами, участвующими в политической жизни. Собственно мусульманские общины, кроме определенного политического веса, приобретают и геополитическую значимость – одни организации выступают своеобразным мостом между Украиной и странами Ближнего Востока (вспомнить, например, арабоязычный медиа-проект ВАОО «Альраид» «Укрпресс»[2]), другие связаны с бизнесом и даже политическими элитами мусульманского мира.

Поэтому в пределах этой статьи мы хотели бы обратить внимание на ряд вопросов, относящихся, во-первых, к международным связям мусульманских общин Украины, а, во-вторых, к их внешнеполитическим ориентирам. Это поможет более четко отследить тенденции взаимоотношений ислама и политики в современной Украине, и, несомненно, оценить реальную расстановку сил в отечественном сегменте уммы.

Началом современного периода истории ислама в Украине можно считать 1989 год, когда в Крым начали возвращаться татары. Фактически новая страница украинского ислама совпала с обретением Украиной независимости – первые мусульманские организации (Духовное Управление Мусульман Украины, Духовное Управление Мусульман Крыма (тогда еще Кадият)) были созданы уже в 1992 году. К этому времени в Украине насчитывалось уже почти 150 тысяч татар, абсолютное большинство из которых составляли мусульмане[3]. Поскольку в советское время мусульманские общины в Украине существовали лишь подпольно, говорить о развертывании какой-либо мусульманской активности до периода украинской независимости весьма сложно. Это значительным образом отличает исторический опыт ислама в Украине от опыта других религий – если, например, многие процессы в православии были продолжением ситуации 70-х и 80-х годов (и куда более ранних периодов), то ислам начался практически «с нуля» уже в начале 90-х. И, учитывая появление за последние несколько лет минимум трех новых организаций, уже снискавших значительный успех (Духовное Управление Мусульман Украины «Умма», РУНМОУ «Киевский муфтият», Духовный Центр Мусульман Крыма), можно уверенно заявлять, что формирование мусульманских религиозных организаций продолжается как в качественном, так и в количественном аспекте. В отличие, опять таки, от других религиозных организаций, где за последние годы динамика развития значительно снизилась.

Факторы, влияющие на развитие исламских общин, различны. Несмотря на то, что в Украине, как и соседних государствах Содружества, весьма часто звучат призывы к борьбе с неким «неместным», «нетрадиционным» или «экспортным» исламом, трудно себе представить возможность существования исламских общин в некоем «замкнутом режиме». В условиях проживания меньшинством, да еще и сопряженных со значительными общественными и финансовыми проблемами, такая изоляция открывает путь к потере религиозной идентичности. Исследователи вполне справедливо отмечают, что, например, сохранению исламского самосознания крымскотатарского народа в условиях депортации во многом способствовало соседство с мусульманскими этносами Средней Азии[4]. Поэтому взаимовыгодные связи мусульманских организаций в единоверцами из других стран, в частности исламского мира – реальность, которую трудно вписать в рамки таких спорных понятий, как «традиционный» и «нетрадиционный» ислам.

Большую роль в обретении новых связей, впрочем, сыграл исторический опыт, этническая близость, и, несомненно, приоритет определенных мазхабов. Так, уже в начале 90-х, в том числе и благодаря усилиям известного татарского активиста Ахмета Ихсана Кырымли (1920 – 2011), Духовное Управление Мусульман Крыма установило тесные связи как с правительством Турции, так и с рядом неправительственных и образовательных институций. В середине 90-х годов были налажены плотные контакты с Министерством по делам религии Турции, представительство которого существует в Симферополе и сегодня. Деятельность этого органа была несколько приостановлена в середине 2000-х годов, однако несколько десятков выходцев из Турецкой республики продолжают работу и по сей день, а именно в качестве имамов некоторых крымских мечетей и учителей медресе. Ряд образовательных проектов (например, Азовское медресе, имеющие статус Лицея исламских наук), поддерживаются Фондом им. Азиза Махмуда Худаи (Aziz Mahmud Hüdayi Vakfi), действующим с 1986 года в Стамбуле. Находя образец в традициях турецких суфийских братств, Фонд ставит своей задачей как социальную, так и культурную помощь. Например, зарубежным студентам оплачивается обучение на курсах Корана, организованных Министерством по делам религии Турции[5].

География деятельности Фонда, как свидетельствуют официальные документы, охватывает, кроме Турции и Крыма, Балканы, Кавказ и Среднюю Азию[6]. В целом Фонд им. Азиза Махмуда Худаи является довольно известной в Турции благотворительной, культурной и даже научной организацией. При содействии этого и других фондов определенное количество студентов из Крыма смогли получить в Турции высшее религиозное образование, закончив, например, факультет исламского богословия (илахият). Благодаря включению профессии «теология» в государственный классификатор (с 2006 года), выпускники получили возможность признания их дипломов в Украине.

Определенный интерес к Крыму проявляет и турецкое движение «Нурджулар», симпатизирующее идеологии пантюркизма и популярное, главным образом, среди турок-месхетинцев. Однако на сегодняшний день попытки каким-либо образом институциализировать это движение отсутствуют. По некоторым данным, в середине 90-х лидеры Меджилиса, в частности Мустафа Джемилев, проводили встречи как с одним из лидеров «Нурджулар» Фетхуллахом Гюленом, так и представителями пантюркисткой партии «Милли гюруш», обосновавшейся в Германии. По всей видимости, такие контакты были связанны с поиском спонсорской помощи для возрождения ислама в Крыму, однако сколько-нибудь значимого влияния на ДУМК и ситуацию в Крыму в целом не оказали.

Определенные связи с турецкими единоверцами были установлены и Духовным Центром Мусульман Украины, созданным в 1994 году в Донецке. Так, на открытии первой построенной в Украине мечети в 1999 году присутствовал муфтий Стамбула Салахаддин Кайя.

Активную международную позицию занимает Духовное Управление Мусульман Украины, основанное в 1992 году и с тех пор бессменно возглавляемое Ахмадом Тамимом. Как внутренняя, так внешняя политика ДУМУ во многом направлена на разоблачение некоторых современных интерпретаций ислама как «экстремистских». Интересно отметить, что за годы своей деятельности ДУМУ удалось установить связи практически со всеми представительствами мусульманских государств в Украине. Сам Ахмад Тамим постоянно участвует в международных форумах, представляя, таким образом, мнение мусульман Украины. В 2012 году был подписан договор с представителями Духовного управления мусульман Чеченской Республики[7]. Связи с единоверцами Северного Кавказа поддерживаются ДУМУ еще с начала 90-х – в тот период, когда в Чечне развернулось активное противостояние, муфтий Ахмад Тамим учувствовал в диспуте с салафитским проповедником Мухаммадом Багауддином. При открытии первой киевской мечети «Ар-Рахма», принадлежащей ДУМУ, свои поздравления направил лично Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Такое сотрудничество во многом обусловлено общими целями – противодействиям различным движениям вроде «Братьев-мусульман», «Хизб ат-Тахрир» и других.

Показательно и сотрудничество с Ассоциацией исламских благотворительных проектов (США), основанной в свое время Абдаллахом аль-Харрари, с тарикатом которого и ассоциирует себя ДУМУ. Например, по официальным сообщения АИБП, так называемое «Письмо ибн Асакира» (вероисповедание XIII века, направленное против ханбалитов), было переведено в Украине на русский язык именно при их поддержке[8]. Этот текст действительно был опубликован издательством ДУМУ «аль-Иршад»[9].

Собственно связи с арабскими странами наиболее широко представлены в деятельности Всеукраинской Ассоциации Общественных Организаций «Альраид», основанной в 1997 году представителями ближневосточных диаспор. Активно реализуя различные социальные проекты – в сфере образования, здравоохранения, толерантизации межрелигиозных отношений, Ассоциация отошла от консервативного иерархического типа (представленного духовными управлениями), используя опыт современных реформаторских движений. В этой связи многие исследователи проводят параллели между ВАОО «Альраид» и, например, движением «Братьев-мусульман». Действительно, наследие наиболее значимых активистов «Братьев-мусульман» – например, шейха Юсуфа аль-Карадави, играет в публикациях Ассоциации весомую роль, особенно в контексте идеи аль-васатийя – «умеренности», принципа избегания крайностей, введенном в обиход современными реформистами. Однако не следует при этом забывать, что популярность Юсуфа аль-Карадави выходит далеко за пределы собственно кругов «Братьев-мусульман», находя поддержку среди куда более широкой аудитории. Это было убедительно доказано в серии публикаций под общей редакцией Б. Граф и Я. Сковгаарда-Петерсона[10].

Международные связи Ассоциации очень широки. Налажено сотрудничество с Федерацией исламских организаций Европы («Альраид» является одним из членов этого объединения), возглавляемое Шакибом Бенмахлуфом, который неоднократно посещал Киев. Как отмечают исследователи, Федерация исламских организаций Европы и входящие в нее институции тесно связана с «Братьями-мусульманами»[11]. Тематика и содержание большинства публикаций в газете «Альраид» (основном печатном органе Ассоциации) также во многом соответствует политическим идеалам «Братьев-мусульман» – по вопросу событий в Палестине, «арабской весне» и ряду других глобальных процессов. Следует, впрочем, отметить, что в недавнем интервью новоизбранный глава Ассоциации Бассил Мареи осудил «навешивание ярлыков», заявив, что «ВАОО «Альраид» работает в Украине, это украинская организация, действующая в рамках законодательства Украины»[12].

Проекты Ассоциации пользуются широкой поддержкой спонсоров из арабских стран. Налажено, например, сотрудничество с центром «Умеренность»[13], благотворительным фондом «Манаби Аль-Хайр»(Кувейт)[14]. Каждый год в Украине проводится Международный конкурс чтецов Корана, организуемый при поддержке Всемирной исламской благотворительной организацией (Кувейт) и Всемирной организацией по изучению Корана (Саудовская Аравия)[15]. Центры Ассоциации неоднократно посещались учеными из университета «аль-Азхар» (Египет)[16]. Установлены связи с Международной ассоциацией новых мусульман (Саудовская Аравия)[17] и рядом других исламских организаций Ближнего Востока. Показательно, что налажена работа как с правительственными структурами (например, университет «аль-Азхар» до недавнего времени находился под прямым контролем египетских властей) так и не-правительственными организациями, в том числе и европейскими. При поддержке «Альраида» было создано и Духовное Управление Мусульман Украины «Умма», также реализующее ряд международных проектов – например, уже подписано соглашение о сотрудничестве с Духовным Управлением Мусульман в Республике Беларусь[18]

Активную международную позицию занимает Религиозное управление независимых мусульманских общин Украины «Киевский муфтият». В первую очередь – с мусульманскими организациями государств СНГ. В контексте целей, заявленных 14 ноября 2011 года на Мусульманском форуме «Векторы модернизации на пространстве СНГ»[19], председатель «Киевского муфтията» муфтий Канафия Хуснутдинов направил на имя председателя Совета муфтиев России муфтия Равиля Гайнутдина письмо в поддержку идеи создания Совета муфтиев СНГ и Совета улемов СНГ. В письме было отмечено: «Мы, мусульмане Украины, исповедующие традиционный ислам ханафитского мазхаба, обсудив в президиуме РУНМОУ «Киевский муфтият» предложения, выдвинутые на форуме, считаем, что Ваша идея своевременная, живая, реальная. Создание Совета муфтиев СНГ и Совета улемов СНГ дало бы возможность восстановить связи, утраченные после распада СССР, а также готовить совместно исламские кадры по единой стандартной программе в медресе и в высших исламских учебных заведениях»[20].

Ранее идею о создании Совета муфтиев СНГ поддержал еще и муфтий еще мусульман Крыма Эмирали Аблаев: «Идея создания Совета муфтиев стран СНГ и Совета улемов стран СНГ рассмотрена нами положительно. Надеемся, что воплощение данной идеи будет максимально способствовать взаимоотношениям между мусульманами стран СНГ, поможет решать наши общие проблемы и не только»[21].

Однако представители других мусульманских общин отреагировали на идею создания Совета муфтиев стран СНГ весьма сдержанно, а то и негативно. Например, на сайте «Ислам в Украине», принадлежащем «Альраиду», появилась статья под названием «Исламский инструмент имперских амбиций»[22]. Эта же публикация была напечатана и в украиноязычной газете «Умма»[23], издаваемой одноименным духовным управлением, тесно связанным с «Альраидом». Оценивая проект создания такого рода объединений, автор рассматривает его как очередную попытку восстановления влияния России на соседние государства. В качестве контраргумента выдвинута и ситуация с религиозной свободой в Украине, которая, исходя из мнения украинских и зарубежных аналитиков, значительно выше, чем в других государствах Содружества. Эта публикация, появившаяся на официальных сайтах, показывает различие позиций мусульманских организаций Украины по вопросу усиления сотрудничества на пространстве СНГ.

Итак, подведем общие итоги. Какие же тенденции характеризуют позицию мусульманских организаций по вопросам международного сотрудничества и даже геополитических ориентаций?

В первую очередь, следует отметить, что развитие многовекторных трансграничных связей – это объективная реальность украинского ислама, которую следует воспринимать как надлежащую. Любая попытка изоляции мусульманских общин неизменно ведет к усилению процессов потери религиозной идентичности. Кроме того, мусульманские общины могут сыграть важную роль в развития связей Украины с исламским миром – как в контексте экономического, так и политического и даже культурного сотрудничества. Уже сейчас реализовывается довольно много проектов по выпуску халяльной продукции, экспортируемой на Ближней Восток, в то время как арабоязычные версии сайтов исламских объединений Украины служат важными «электронными воротами», через которые граждане арабских стран получают информацию об этой стране.

Как показано выше, большинство механизмов сотрудничества с зарубежными мусульманскими институциями связанны с благотворительностью (развитие образования, строительство мечетей, визиты известных ученых), а не политикой либо идеологией. Главный вопрос состоит в целях, которые преследуют мусульманские общины Украины, сотрудничая с единоверцами за рубежом. Поэтому часто распространяемая в некоторых СМИ (особенно псевдопатриотеческих медиа Крыма) информация о «нетрадиционном» зарубежном исламе – обычно не более чем исламофобский миф, направленный на дискредитацию мусульманской активности в Украине. Плюрализм взглядов также стал реальностью украинского ислама, преодолеть которую может лишь диалог на уровне лидеров всех главных мусульманских организаций.

В целом украинские мусульмане развивают международное сотрудничество в трех главных направлениях. Первое, одно из наиболее важных – это ближневосточное (Саудовская Аравия, Кувейт, Египет, Турция). В первую очередь, наиболее успешны в этом отношении представители арабской диаспоры, составляющее ядро «Альраида», а также некоторые автономные общины. Значительную роль тут играет и отсутствие языкового барьера, и общность культуры, и во многом сродное видение перспектив развития исламского призыва (даува) и других аспектов мусульманской деятельности. Тот же «Альраид» служит еще и определенным мостом между фондами из арабских стран и, например, Духовным Управлением Мусульман Крыма – тесные контакты между этими организациями во многом показательны.

Собственно ДУМК еще с начала 90-х ориентировалось на некоторые турецкие благотворительные сообщества. Однако уже в середине 2000-х годов протурецкая линия перестала доминировать – видимо, сыграла свою роль неоднозначная оценка некоторых турецких движений (например, «Нурджулар»). Отдельные Фонды (вроде им. Азиза Махмуда Худаи), представляющие умеренный суфизм, продолжают оказывать ДУМК спонсорскую поддержку.

Весьма перспективным представляется и развитие сотрудничества с единоверцами в других странах СНГ. В этом отношении сделано уже немало шагов. ДУМУ «Умма» установило связи с общинами Беларуси и Молдовы, а «Киевский муфтият» и ДУМК поддерживают контакты с единоверцами Татарстана и других регионов России. То же относится и к мусульманским организациям Донбасса, где проживает несколько десятков тысяч поволжских татар. Ключевую роль тут играет этнорелигиозный фактор – усиление связей между представителями родственных народов, традиционно проживающих на территории разных государств Содружества. Показательно и сотрудничество ДУМУ с муфтиятом Чеченской Республики – как показано выше, это во многом обусловлено общими целями, которые ставят перед собой указанные общины, а также сродными традициями умеренного суфизма.

Перспективно выглядит еще один вектор украинского ислама – европейский, пока представляемый, главным образом, ВАОО «Альраид». Весьма интересным для украинских мусульман может быть опыт  правозащитной деятельности и механизмом гармонизации отношений между религиозными меньшинствами и властью, накопленный за эти годы европейскими мусульманами. С другой стороны, немалого прогресса в этой области достигла и украинская часть уммы, что может быть во многом интересно для единоверцев из Европы. Особенно из восточной – например, Польши, Венгрии, Чехии и других стран этого региона. Отдельные шаги в этом направлении уже делались[24].

Оценивая ситуацию в целом, следует отметить, что «многовекторность» украинского ислама во много вызвана различными подходами к одним и тем же вопросам, доминирующим среди отечественных мусульман. Изучение международной активности позволяет более четко определить, какая практическая интерпретация исламской доктрины преобладает в той или иной организации.       

Поскольку, как было отмечено в самом начале, ислам в Украине развивается очень динамично (по статистическим данным, за последние двенадцать лет число только зарегистрированных мусульманских общин увеличилось с 1,27 до 3,50 процентов от общего количества религиозных организаций)[25], существует необходимость усиления украинскими мусульманами собственного потенциала, как духовного, так и материального.  Именно такие приоритеты, сотрудничества с зарубежными единоверцами выглядят наиболее конструктивно. В итоге все это должно способствовать развитию образования, исламских наук, реализации исламских социальных проектов, а главное – возможности придерживаться всех требований Корана и Сунны. Ислам не может быть ограничен рамками одного государства, одной культуры, одного этноса либо одного мазхаба, поэтому чем в более широком международном контексте будет раскрываться исламская культура, тем больше у нее шансов сохранить лидирующие позиции.

Михаил Якубович, специально для «Ислам в СНГ»


[1]Бильказиз, Абд аль-Илах. Ад-дауля фи фикр аль-ислами аль-му’асир. – Бейрут: Марказ дирасат аль-вахда аль-арабийя, 2004. – С. 5.

[2]http://www.ukrpress.net

[3]Петров В.П. К вопросу о миграционном потенциале крымских татар и перспективах репатриации // Ученые записки Таврического Национального Университета. 1999. Вып. 11. – С. 43-49.

[4]Кирюшко М.І., Бойцова О.Є Іслам в Криму: релігійно-національна само ідентифікація кримськотатарського народу. – К.: Світогляд, 2005. – 300 с.

[5]http://www.hudayivakfi.org/download/russian.pdf.

[6]http://www.hudayivakfi.org/download/English.pdf.

[7] В Киевской соборной мечети ДУМ Украины и Чечни подписали договор о сотрудничестве,  http://www.islamyat.org/novosti/v-kievskoyi-sobornoyi-mecheti-dum-ukrainy-i-chechni-podpisali-dogovor-o-sotrudnichestve.html.

[8]The Brilliance of the Minarets, http://www.aicp.org/islamic-information-mainmenu-42/english-mainmenu-44/131-the-brilliance-of-the-minarets.

[9]Краткое толкование письма имама ибн ’Асакира. — К.: Аль-Иршад, 2010. — 37 с.

[10]The Global Mufti: The Phenomenon of Yusuf al-Qaradawi/ Edited by Bettina Gräf and Jakob Skovgaard-Petersen. – New York: ColumbiaUniversityPress, 2009. – 256 p.

[11]Massignon, Berengere. Islam in the EC system of regulation // Islam in Europe: Diversity, Identity and Influence. Ed. by Aziz Al-Azmeh, Effie Fokas. – Cambridge: Cambridge University Press, 2007. – P. 130.

[12]Умеренность во всем дает свои плоды, http://www.arraid.org/ru/index.php?pagess=main&id=648&butt=1.

[13]Представители ВАОО «Альраид» посетили семинар по умеренности в Исламе в Кувейте,http://islam.in.ua/3/rus/full_news/11386/visibletype/1/index.html.

[14]Мусульмане Донетчины получили новую мечеть, http://risu.org.ua/article_print.php?id=42271&name=islam&_lang=ru&

[15]В Украине завершился Первый международный конкурс чтецов Корана, http://islam.com.ua/news/8253/.

[16]Имамы из "Аль-Азхара" будут вести молитвы в ИКЦ на протяжении месяца Рамадан, http://www.arraid.org/ru/index.php?pagess=main&id=411&butt=1.

[17]Семинары для украинских мусульман,

 http://gazeta.arraid.org/35/rus/newspaper_full/557/visibletype/1/index.html.

[18]Угода про співпрацю між мусульманами Україні та Білорусі, http://umma.in.ua/?p=43

[19]См. Пути к единству // Украина и исламский мир. – 2012. – No. 6. – С. 8-13.

[20]http://islam.in.ua/3/rus/full_news/11300/visibletype/1/index.html.

[21]http://crimeantatars.org/ru/content/muftii-za-sozdanie-soveta-muftiev-sng.

[22]Максаков, Ринат. Исламский инструмент имперских амбиций, http://islam.in.ua/4/rus/full_articles/6787/visibletype/1/index.html.

[23]Максаков, Рінат. Ісламський інструмент імперських амбіцій // Умма. – 2012. – No. 1. – C. 5.

[24]Исмаил Кади: «Мусульмане – неотъемлемая часть украинского общества», http://islam.in.ua/3/rus/full_news/8323/visibletype/1/index.html#!prettyPhoto

[25]  Релігійні організації в Україні (станом на 1 січня 1999 р.), http://risu.org.ua/ukr/resourses/statistics/ukr2009/;  Релігійні організації в Україні (станом на 1 січня 2011р.), http://risu.org.ua/ua/index/resourses/statistics/ukr2011.

 

 


URL:
Авторские колонки
Реклама