Узбекистан насчитывает немало сторонников в Вашингтоне, и все главным образом благодаря своему стратегическому положению транзитного узла в системе пентагоновских поставок в Афганистан. И главной среди них является госсекретарь США Хиллари Клинтон, которая в ходе своего недавнего визита в Ташкент выразила горячую благодарность узбекскому руководителю Исламу Каримову за участие Ташкента в работе Северной сети поставок.
Критики Каримова хотели бы, чтобы США и Евросоюз стояли над Узбекистаном с большой дубиной, увязывая любое свое взаимодействие с Ташкентом с оздоровлением им правозащитной ситуации в стране. Но Вашингтон и Брюссель пока предпочитают совать Ташкенту пряник, видя в нем стимул к осуществлению реформ.
Сторонники политики кнута провели в начале сентября импровизированное собрание на улицах Нью-Йорка, организовав акцию протеста против планов дочери президента Гульнары Каримовой выступить с показом своей коллекции на Неделе высокой моды. Они преуспели в своем начинании: Каримову вычеркнули из официальной программы Недели моды, нанеся при этом удар по имиджу Узбекистана на международной арене.
Сторонники тактики пряника собрались в конце сентября в Вашингтоне на ежегодный узбекско-американский бизнес-форум. В работе форума приняли участие должностные лица, представители деловых и экспертных кругов. Главная идея, которую предполагалось вынести из состоявшегося мероприятия, сводилась к следующему: американские инвесторы рискуют упустить прекрасную возможность в Узбекистане из-за продолжающихся проблем мировой экономики. Проблемы прав человека и коррупции участники совещания при этом благополучно обошли стороной.
Ряд экспертов предостерегли, что жесткий контроль каримовской администрации над отечественной экономикой оказывает удушающее воздействие на возможности роста и обеспечивает лишь недолговременный выигрыш. Помимо всего прочего, журнал "Форбс" даже не упомянул Узбекистан в своем списке "Лучших стран для бизнеса" 2010 года. Несмотря на это предостерегающие голоса звучали на вашингтонском форуме исключительно исподтишка.
Замдиректора департамента по странам Ближнего Востока и Центральной Азии Международного валютного фонда Дэвид Оуэн (David Owen) похвалил узбекские власти за удержание на сравнительно невысоком уровне бюджетного дефицита и государственного долга. Он также обозначил ряд потенциальных рисков для узбекской экономики, включая сокращение спроса на статьи узбекского экспорта и повышение мировых цен на продовольствие, могущих негативно сказаться на темпах инфляции в стране. Более половины ежемесячных расходов среднестатистической узбекской семьи составляют расходы на продукты питания.
По словам главы представительства Всемирного банка в Узбекистане Такуя Камата (Takuya Kamata), одной из причин неплохих экономических показателей страны является ее умение "сочетать свои природные ресурсы с новейшими преимуществами". Одновременно с этим Такуя Камата осторожно указал на сферы, требующие дальнейшего совершенствования. Если Узбекистан хочет превратиться в "экономику со средним уровнем дохода на душу населения", власти должны заняться решением проблем во многих ключевых областях, включая инфраструктуру, сферу образования, микроэкономическую политику и борьбу с коррупцией.
Одним из ключевых факторов, двигающих экономику Узбекистана вперед, является углубление связей с Китаем, платящим немалые средства за энергоресурсы этого центральноазиатского государства. Китайские инвесторы финансируют региональные проекты по транзиту энергоресурсов. По мнению Такуя Камата, Узбекистан может перехватить у Китая некоторые виды производства в связи с постепенной утратой последним своего преимущества в виде дешевой рабочей силы.
Как подчеркивает исполнительный директор Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан Шухрат Вафаев, американские компании могли бы найти определенные возможности в энергетическом секторе республики, включая продажу технологий в области переработки газа и рационального использования энергии.
По подсчетам Узбекистана, нефтегазовая и нефтехимическая отрасли составляют более половины будущей экономической сферы деятельности страны. Центральное положение республики выгодно и в плане развития региональной торговли. Как отмечает представитель предприятия General Motors Артуро Элиас (Arturo Elias), компания поставляет производимые в Узбекистане автомобильные двигатели во все страны СНГ. Успех General Motors в Узбекистане он отчасти объясняет сильной поддержкой, оказываемой компании правительством страны, предоставляющим предприятию налоговые послабления и иные льготы.
Выступающие на форуме в Вашингтоне признавали наличие некоторых проблем, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в Узбекистане, включая проблемы с конвертацией валют, получением долгосрочных виз для иностранных сотрудников и непрозрачной системой государственных закупок.
Анализируя обстановку безопасности в Узбекистане старший научный сотрудник российско-евразийской программы Фонда мира Карнеги Марта Брилл Олкотт (Martha Brill Olcott) постаралась принизить значение опасений, вызванных деятельностью исламских боевиков. Хотя на протяжении последних нескольких лет в регионе и наблюдались случаи исламского терроризма, большинство правительств стран региона значительно повысили свой потенциал в борьбе с террористами, сократив тем самым свою уязвимость по отношению к этой угрозе. На взгляд Марты Олкотт, главной задачей, стоящей перед Узбекистаном, является сокращение экономической активности со стороны России и переход к новому поколению политических лидеров путем создания "политических институтов, не завязанных исключительно на фигуру президента".
Отвечая на вопрос EurasiaNet.org о том, что может сделать американское правительство для укрепления благоприятного делового климата на территории Евразии, руководитель Института Центральной Азии и Кавказа при Университета Джона Хопкинса С. Фредерик Старр (S. Frederick Starr) ответил, что правительству США нужно поддерживать контакты со странами региона и после ухода американского контингента из Афганистана. Продолжающееся американское присутствие послужит противовесом России, добавил он, выразив обеспокоенность в связи с вероятностью возвращения премьера Владимира Путина на пост президента, считая это "не слишком хорошей" перспективой для Центральной Азии ввиду "весьма жесткой" позиции Путина в отношении региона.